Показать все комментарии |
Глава 12
Третий день
29. Когда истребит Господь,
чтобы тебе увлекаему не быть за ними (вслед). Онкелос переводит как имеющее то же значение (и корень), что и מוקש, западня. Я же полагаю, что перевод не совсем точен, потому что мы не находим буквы "нун" в глагольных формах со значением "попадать в западню", даже в качестве опускаемой корневой буквы. Однако в глаголах со значением беспорядочного движения и столкновения находим букву "нун", (например:) "... и колени его ударялись друг о друга" [Даниэль 5, 6]. Так же и здесь полагаю, что תנקש פן (означает:) чтобы ты в смятении не последовал за ними, приобщившись к их делам. И подобно этому "Пусть преследует ינקש заимодавец все, чем он владеет" [Псалмы 109, 11] - так проклинает он нечестивого, чтобы у него было много заимодавцев и чтобы те разыскивали и преследовали его имущество. (Раши)
после уничтожения их пред тобою
после уничтожения их пред тобою. После того, как увидишь, что Я истребил их пред тобою, тебе следует задуматься над тем, почему они были уничтожены! -Из-за порочных поступков, какие они совершали. И ты не поступай так, чтобы не пришли другие и не уничтожили тебя [Сифре]. (Раши)
и чтобы ты не искал их богов, говоря: Как служат
как служат. Потому что (Писание говорит о) каре за идолопоклонство только в случае жертвоприношения, воскурения, возлияния и падения ниц, как написано: " (Приносящий жертвы божествам), а не Господу одному, (истреблен будет) " [Имена 22, 19] - то, что совершается во славу Всевышнего (т. е. наказанию подлежат за поклонение идолам посредством того, что определяется как служение Всевышнему). Здесь (Писание) учит тебя: если служение идолу состоит в каком-либо другом действии, например, в обнажении перед Пeopoм или в метании камня в Меркурия, то это способ служения ему, (и совершивший такое) подлежит каре (смертной). Но за жертвоприношение (идолу), воскурение, возлияние и падение ниц (перед ним) подлежит (смертной) каре, даже если (эти действия) не являются способом (служения идолу) [Санhедрин 60 б]. (Раши)
племена эти своим божествам, так и я делать буду. [Сончино]
как служат народы эти История, рассказанная в Млахим II, 17:25-41, представляет собой яркое доказательство важности соблюдения этого закона и неизбежности тяжелых последствий его нарушения. Северное Израильское царство отказалось от служения Всевышнему в Храме, и его правители установили свой культ, в котором использовали элементы поклонения божествам, принятые среди окружающих народов. Очень быстро это привело к тому, что служение Всевышнему было забыто совсем и жители Израильского царства, за редким исключением, начали поклоняться идолам, возводя в их честь жертвенники. Таким образом, мы видим, что если чуждая форма находит себе место в еврейском народе, то и чуждые идеи не замедлят вторгнуться в жизнь и оказать влияние на важнейшие ее аспекты. (Сончино)
31. Не делай такого Господу,
ибо даже своих сыновей. "Даже" (имеет целью) включить (в число сожигаемых) их отцов и их матерей. Сказал раби Акива: "Я видел, как язычник связал своего отца (и бросил его) перед своим псом (т. е. идолом в виде пса), и тот сожрал его (т. е. жертва была сожжена перед ним) ". (Раши)
и своих дочерей сжигают они на огне божествам своим.
[Сончино]
все, что мерзко Аморальность и бесчеловечность племен, заселявших Кнаан, привели к тому, что Всевышний решил уничтожить эти племена.
даже сыновей своих Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древнем мире и представляли собой неотъемлемую часть почти всех культов, независимо от того, отправлялись ли они высокоразвитыми народами или примитивными племенами. В жертву приносились и дети, и престарелые родители. Раби Акива (II век н. э.) описывает одно из подобных отвратительных культовых действий, свидетелем которого он стал.
сжигают они на огне Человеческие жертвоприношения совершали предки греков, римлян, славян, скандинавов, кельтов и др. Германские племена продолжали приносить человеческие жертвы даже в поздний период господства Римской империи. На Востоке человеческие жертвоприношения также были обычным явлением. Отличительной чертой восточных культов было то, что принесение в жертву человека было всегда сопряжено с надвигающимся бедствием - стихийным или угрозой истребления населения армией неприятеля. В начале и середине XX века были произведены основательные раскопки в районе древних городов Гезера, Таанаха и Мегидо. В каждом крупном населенном пункте археологи обнаружили возле центрального языческого жертвенника захоронения людей, принесенных в жертву. Многие признаки останков свидетельствовали о том, что все похороненные умерли насильственной смертью. Часть из них была обожжена огнем, пылавшем на жертвеннике. Среди погребенных большой процент составляли малолетние дети.
Борьба еврейского народа с этим отвратительным обычаем началась еще в период праотцев, когда Авраhам по повелению Всевышнего положил на жертвенник своего сына и затем снял его с алтаря. Авраhам был известен среди окружающих народов как великий пророк, всегда исполняющий волю Творца, и его поступок произвел значительное влияние.
Одной из величайших ироний истории стало то, что тот самый народ, который единственный на протяжении всего своего существования боролся с самой идеей принесения людей в жертву и, кроме того, свято соблюдал запрет употребления крови, вытекшей из тела животного, в пищу, был обвинен европейцами в употреблении в пищу крови замученных в ритуальных целях людей. Еще в ХХ столетии подобные обвинения в адрес евреев воспринимались не только частными людьми, но и властями, как имеющая под собой почву и требующая тщательного расследования информация. Так, в 1913 г. в Киеве было возбуждено уголовное дело против Менделя Бейлиса, который был обвинен в употреблении крови христианского ребенка в ритуальных целях. В 1935 г. нацистские лидеры, разворачивая компанию против еврейского населения Германии, широко использовали фабулу ритуального убийства. Следует отметить также, что в 1912г. 215 видных немцев, принадлежавших к академическим, литературным, научным и теологическим кругам, опубликовали протест против коварного и беспочвенного обвинения иудаизма в жестокости и убийствах. Они писали: "Этот элемент фольклора, распространившийся среди многих народов, начиная со средних веков и вплоть до недавнего времени приводил к самым ужасным последствиям. Он подстрекал необразованные массы к беспорядкам и погромам и был способен поднять неорганизованную толпу на бессмысленное убийство евреев, проживающих по соседству. За все время не было обнаружено даже отдаленных косвенных доказательств, которые позволяли бы найти хоть какое-то обоснование для этого суеверия, порожденного чьим-то больным воображением" (см. Cecil Roth, The Ritual Murder Libel and the Jew, Лондон 1935; а также A Book of Jewish Thoughts, Oxford tdition, p. 181). (Сончино)
Глава 13
1. Все то
все то. Как легкую (заповедь), так и тяжелую (см. 12, 28). (Раши)
, что я заповедую вам, соблюдайте исполнить
соблюдайте исполнить. (Имеет целью) прибавить запрет к повелениям, изреченным в разделе, ибо везде השמר означает запрет (совершения какого-либо действия); однако не подлежат телесному наказанию за (нарушение запрета, выраженного через) השמר в связи с заповедью позитивной (и это в отличие от наказания за нарушение запретительной заповеди "не делай"). (Раши)
; не прибавь к тому
не прибавь к тому. (Например: вместо четырех) пять (разделов-извлечений) в тефилин, пять (видов растений при исполнении заповеди о) лулаве, (вместо трех) четыре благословения в благословении священнослужителей (см. Раши к 4,2) [Сифре]. (Раши)
и не убавь от того. [Сончино]
не прибавляй к этому ничего См. комм. к Дварим, 4:2. Постоянные изменения закона могли бы привести к полному разрушению стройной системы Торы. Это повлекло бы за собой неверие людей в то, что текст Пятикнижия является Божественным откровением. С другой строны, постоянно изменяющиеся условия требуют корректировки для согласования принципиальных положений закона и сложившейся ситуации. Практически закон Торы остается неизменным, а лишь выявляется его многогранность, позволяющая безошибочно применять его в любой ситуации. Право регулировать закон дано лишь Санhедрину. Часто поставновления Санhедрина носили характер "ограды", т. е. мудрецы вводили определенные правила, которые позволяют человеку, не знакомому со всеми тонкостями законов, соблюдать основные заповеди и удаляться от преступления. Кроме того, Санhедрин обладал правом временно отменить какое-либо постановление, принятое более ранними авторитетами. Но ни один из законов, даже из тех, которые были приняты мудрецами, не мог быть отменен полностью и объявлен недействующим (Рамбам).
Запрет отменять постановления мудрецов предыдущих поколений сыграл важную роль в развитии современного иудаизма. Реформаторы иудаизма предприняли самые разнообразные действия, пытаясь сделать иудаизм более приемлемым, с их точки зрения, для современных условий. Все эти попытки закончились провалом. Они стали лишь иллюстрацией того, что скрывается за предупреждением "не прибавляй к этому ничего и ничего не убавляй от этого": Тора перестает быть Торой, а люди, увлеченные ложным учением, уходят из еврейского народа и исчезают бесследно. Одни из реформаторов пытались лишить иудаизм субботы, другие - еврейского языка, третьи - любви к Сиону. С другой стороны, все они непременно привносили что-либо в еврейскую традицию, "добавляя к Торе" то, что становилось серьезным препятствием на пути осознания единства Всевышнего и других принципов еврейской веры. (Сончино)
2. Если встанет в твоей среде пророк или сновидец и даст тебе знамение
и даст тебе знамение. На небе. Подобно сказанному в связи с Гидоном: "... то сделай мне знамение" [Судьи 6, 17], и сказано (дальше): "... пусть сухо будет только на шерсти" [там же 6, 39]. (Раши)
или чудо
или чудо. На земле. Но несмотря ни на что "не слушай его" (даже если будет знамение или чудо). А если скажешь: Почему Святой, благословен Он, дал ему силу сделать знамение? (То Писание отвечает:) "Ибо испытывает вас Господь,
, [Сончино]
пророк Имеется в виду лжепророк.
сновидец Во сне может быть дано истинное пророчество очень высокого уровня, подобно тому как Яакову, когда он спал на горе Мория, была показана вся будущая история еврейского народа (ср. Бемидбар, 12:6). Однако человек может ошибиться и принять свое сновидение за пророческое. Его желание возвеличиться может привести к тому, что он начнет рассказывать людям увиденное им во сне, утверждать, что Всевышний послал его с определенным поручением, и требо повиноваться себе.
или чудо Ни чудо, ни предсказание того, что произойдет в будущем, не могут служить доказательством правильности слов того или иного человека, утверждающего, что он пророк Всевышнего, и призывающего нарушить запрет поклонения чужим богам. Утверждениям, что все силы сотворены Всевышним и что Он сам хотел, чтобы Его прославляли путем поклонения тем или иным аспектам природы, нельзя верить, какие бы убедительные доказательства ни приводились. (Сончино)
3. И явится знамение или чудо, о чем он говорил тебе, чтобы сказать: Пойдем вслед за божествами иными, каких вы не знали, и будем служить им; [Сончино]
чтобы сказать Имеется в виду, что лжепророк предлагает в качестве способа проверки истинности его слов убедиться в том, что предсказанные им события произойдут в определенное время. "Если то, что я предсказываю, сбудется, пойдем служить тем богам, которым поклоняются другие народы", - говорит он.
которых ты не знал Ср. Дварим, 11:28. Эти слова относятся непосредственно к речи Моше. Они не составляют часть высказывания лжепророка. (Сончино)
4. Не слушай речей того пророка или того сновидца, ибо испытывает вас Господь,
то не слушай "Следует больше доверять разуму, который способен опровергнуть свои собственные доводы, чем глазам, которые видят только то, что способны видеть" (Рамбам).
ибо испытывает вас Исполнение предсказаний не доказывает истинности утверждений человека. Отказ принять доводы, противоречащие Торе, даже в том случае, если они подкреплены чудесами, - общий принцип иудаизма, хорошо известный и тем из евреев, кто не обладает большой грамотностью и осведомленностью в законах Торы. Это незыблемое правило так и осталось непонятым апологетами христианства, обвиняющими еврейский народ в непоследовательности. Они не смогли осмыслить разницу между исходом из Египта и дарованием Торы у горы Синай, ставшими основой веры, и между всеми остальными чудесами. Все события, связанные с исходом из Египта, были прямым и непосредственным проявлением Божественного Присутствия для всего народа. Моше не творил чудеса, чтобы доказать свою правоту, и весь народ был способен подняться до пророческого уровня, слышать голос Творца и созерцать те видения, которые впоследствии раскрывались лишь великим пророкам. Таким образом, между Всевышним и Его народом не было посредников. Раби Йеhошуа сформулировал принцип невозможности воспринимать чудо как доказательство следующим образом: эйн сомхин аль hанес - "нельзя полагаться на чудо". Одно из пониманий этого широкого и основополагающего принципа таково: чудеса как таковые не могут быть доказательством правильности утверждений или справедливости некоторого закона. Через тысячу лет после раби Йеhошуа Йеhуда hалеви, а вслед за ним - Рамбам посвятили немало строк разъяснению того, что никакие сверхъестественные явления, вызванные человеком, не могут быть доказательством того, что он является Божественным посланником, выполняющим определенную миссию.
чтобы узнать Эти слова не означают, что Всевышний желал узнать, любит ли народ Его. Вне всякого сомнения, Тот, Кто создал человеческое сердце, знает все помыслы и намерения, рождающиеся в нем. Часто Всевышний ставит людей перед испытанием для того, чтобы они смогли проявить свои положительные качества и отбросить даже тень сомнения в справедливости принципов веры. Не следует удивляться, что Тора прибегает к антропоморфизму - описанию Всевышнего так, как будто Он обладает качествами и эмоциями обычных людей. Относительно подобных мест мудрецы Талмуда сказали: "Тора говорит на языке, понятном для людей". Тот из сынов Израиля, кто не устоял в подобных испытаниях, проявил свою слабость и отрицание союза со Всевышним. Те же, кто выстоял, упрочили свою веру. (Сончино)
5. За Господом,
и заповеди Его соблюдайте. Это Учение Моше. (Раши)
, и голоса Его слушайте
и голоса Его слушайте. Голоса пророков. (Раши)
, и Ему служите
и Ему служите. В Его священном Храме [Сифре] (Т. е. не слушай слов лжепророка, а держись Учения Моше и слушай пророков истинных, лжепророки зовут тебя служить божествам чужим, ты же служи Превечному в Его Святилище.) (Раши)
, и Его держитесь
и Его держитесь. Держись Его путей являй милость, погребай умерших, посещай больных, как делал Святой, благословен Он [Coтa 14 a]. (Раши)
. [Сончино]
идите... и к Нему прилепитесь Учили мудрецы Талмуда: Что означает "За Богом, Всесильным вашим, идите... "? Но разве может человек идти за Шехиной? Ведь было уже сказано: "... ибо Бог, Всесильный твой, огонь пожирающий". Значит, выражение Торы "идти за Богом" нельзя понимать буквально. Оно представляет собой указание стремиться приблизить свои качества к качествам Всевышнего, с помощью которых Он проявляет Себя в мире. Что сказано о Всевышнем? Говорится, что Он одевает нагих. Так и ты дай одежду тому, у кого ее нет. Он приходит проведать больных - так и ты приди к больному. Он утешает тех, кто в трауре, - так и ты утешай их. Он погребает умерших - так и ты должен заботиться об этом (Талмуд). (Сончино)
6. А тот пророк или тот сновидец умерщвлен будет, ибо он говорил небыль
סרה. Нечто, чего нет в мире (букв.: устраненное из мира), что не существовало и сотворено не было, и не повелел Я говорить такое; detournure на французском языке (Раши)
о Господе,
и Который искупил тебя из дома рабства. Даже если бы Он не имел (что предъявить) тебе кроме того, что Он искупил, избавил тебя, этого достаточно (чтобы требовать от тебя повиновения) [Сифре]. (Раши)
, - чтобы свести тебя с пути, каким Господь,
Который вывел вас... и избавил тебя Любой призыв поклоняться чужим богам, даже если призывающий видит в них только посредников, исполняющих волю Творца, - не что иное, как проявление предельной неблагодарности ко Всевышнему, Который всегда спасал еврейский народ и обеспечивал его пропитанием. Хофман обращает внимание на то, что христианская теология, разъясняя стихи 1-6 13-й главы книги Дварим, относила их к основателю своей религии. Развитие христианства стало испытанием для сынов Израиля. Новая религия распространилась очень быстро и продолжала свое победоносное шествие, пока не достигла самых отдаленных уголков мира. Она стала настоящим испытанием верности еврейского народа Всевышнему и Торе. Сыны Израиля с достоинством вышли из этого непростого испытания. Их вера осталась непоколебимой и не возникло никакого сомнения в избранности еврейского народа и в истинности Торы. (Сончино)
7. Если обольщать будет тебя
если обольщать будет тебя. יסת означает не что иное, как "побуждать, подстрекать", как сказано: "... если Господь восстановил тебя против меня" [Шмуэль I 26, 19]; inciter на французском языке; т. е. он побуждает его к определенному действию. (Раши)
твой брат
брат твой. Со стороны отца, или... (Раши)
(по отцу или) сын матери твоей
сын матери твоей. (Брат) со стороны матери. (Т. е. твой брат по отцу или сын матери твоей.) (Раши)
, или твой сын, или твоя дочь, или жена лона твоего
лона твоего. Которая на твоей груди и запечатлена в (душе) твоей (מחוקה); affichee на французском языке. И так же "ומחיק и от котлована в земле" [Йехезкель 43, 14] - это фундамент, врытый в землю. (Раши)
, или твой ближний, (или) кто (дорог тебе) как твоя душа
(или) кто (дорог тебе) как твоя душа. Это твой отец. Писание называет тебе тех, кто тебе дорог (говоря, что ты не должен ни слушать их, ни щадить), и тем более (что касается) других. (Раши)
, втайне
втайне. Писание говорит о происходящем обычно (тем самым не исключая из общего правила открытое подстрекательство), ибо (как правило) подстрекатель изъявляет свои речи втайне. И так же Шломо говорит: "В сумерках, когда вечереет, во тьме ночной и в мраке" [Притчи 7, 9] [Сифре]. (Раши)
говоря: Пойдем и будем служить божествам иным, - каких не знал ты и твои отцы
каких не знал ты и твои отцы. В этом великий позор для тебя: ведь даже народы (языческие) не оставляют того, что передано им отцами, а он говорит тебе: "Оставь, отрекись от переданного тебе отцами твоими". (Раши)
, - [Сончино]
сын матери твоей Вне всякого сомнения, повеление Торы не слушать и не жалеть совратителей относится не только к тем, с кем люди связаны родственными узами, а ко всем, кто пытается увести весь народ или кого-либо из сынов Израиля с пути служения Творцу и разрушить веру в Его беспредельную власть и стремление дать благо Своим творениям. Тора говорит о совратителях в лоне семьи только для того, чтобы раскрыть важность и принципиальность союза со Всевышним для каждого из сынов Израиля, придавая тексту эмоциональную нагрузку через сопоставление силы родственных связей, с одной стороны, и обязанностей человека по отношению к Творцу - с другой. В те времена, когда у мужчины могло быть несколько жен, дети одной матери были привязаны друг к другу в гораздо большей степени, чем к другим членам семьи. Этим объясняется, почему Тора, говоря о совратителе, выбрала в к примера случай, когда он является "сыном матери твоей". Как Септуагинта, так и самаритянский список Торы перед выражением "сын матери твоей" приводят выражение "сын отца твоего". Смысл такого уточнения непонятен, так как лишает текст той дополнительной информации, важных деталей и эмоциональной нагрузки, которые в нем заложены (Кениг).
или дочь твоя В этом случае также проявляется желание Торы сообщить тексту предельную эмоциональную нагрузку. Внимательность и заботливость дочери часто являются причиной возникновения особой связи между ней и отцом, гораздо более прочной, чем та, которая существует между ним и сыновьями. (Сончино)
8. Из божеств народов, которые вокруг вас, близких к тебе или далеких
близких к тебе или далеких. Почему особо названы (божества народов) близких и далеких? Однако Писание говорит так: Из (того, что знаешь) о близких, делаешь вывод о далеких: подобно тому, как нет истинного, сущего в близких, так нет истинного в дальних [Сифре; Санhедрин 61 б]. (Раши)
от тебя, от края земли
от края земли. (Это относится к) солнцу и луне и воинству небесному, которые движутся с одного конца мира в другой [Сифре]. (Раши)
и до края земли; [Сончино]
близких к тебе или далеких от тебя Тора не делает различия между богами Кнаана, Вавилона или любого другого народа на земле - они одинаково отвратительны Всевышнему. (Сончино)
9. Не благоволи к нему
не благоволи к нему (не приязнствуй). Не прояви к нему приязни, любви к нему. Потому что сказано: "И люби ближнего твоего, как самого себя" [И воззвал 19, 18], (здесь сказано:) этого не люби. (Раши)
и не слушай его
и не слушай его. Когда он будет просить пощады для души своей, чтобы простили ему. Потому что сказано (даже о ненавистнике твоем:) "... помоги ему" [Имена 23, 5], (здесь сказано:) этому не помогай. (Раши)
, и да не щадит его глаз твой
и да не щадит его глаз твой. Потому что сказано: "Не стой при крови ближнего твоего" [И воззвал 19, 16], (здесь сказано:) этого не щади. (Раши)
, и не жалей
и не жалей. Не ищи ничего ему в оправдание. (Раши)
и не покрывай его
и не покрывай его. Если знаешь за ним вину (такое, за что его признают виновным), ты не вправе молчать [Сифре]. (Раши)
. [Сончино]
то не соглашайся с ним С тем, во что он верит (Ибн Эзра). Мало отказаться присоединиться к нему, ты не должен позволить убедить себя.
и не слушай его Его рассказы о том, что есть смысл в служении другим божествам.
и не прикрывай его Если ты промолчишь и никому не расскажешь о том, как совратитель пытался воздействовать на тебя, то тем самым ты покроешь преступление и подвергнешь опасности других людей, которые могут оказаться менее грамотными и опытными, чем ты. (Сончино)
10. Но казни подвергни его
Но казни подвергни его. Если он вышел из судебной палаты оправданным, возврати его для обвинения (если знаешь за ним вину). Если же он вышел из судебной палаты виновным, не возврати его для оправдания (т. е. чтобы просить о прощении; следовательно, в этом случае поступают не так, как обычно; см. Раши к Имена 23, 7). (Раши)
, твоя рука да будет на нем первой
твоя рука да будет на нем первой. Тому, кого подстрекали (к идолопоклонству), повелено умертвить (подстрекателя); если не погиб от его руки, то погибнет от руки других, как сказано: "а рука всего народа (после) " [Сифре]. (Раши)
, чтобы умертвить его, а рука всего народа после. [Сончино]
но убей его Это повеление Торы нельзя отнести к одному конкретному человеку. Никому не дается права выносить приговор без суда и следствия или брать в свои руки закон. Совратитель должен предстать перед судом и казнен только в том случае, если будет признан виновным.
рука твоя первая да настигнет его Те свидетели, на основании показаний которых был вынесен смертный приговор, несут определенную ответственность за приведение этого приговора в исполнение (см. Дварим, 17:7).
Еврейская история не знает ни одного случая вынесения смертного приговора совратителю или ложному пророку на основе показаний свидетелей или родственников. (Сончино)
11. И побей его камнями, чтобы умер; ибо он желал отвратить тебя от Господа,
чтобы жить там. (Имеет целью) исключить Йерушалаим, который не дан для жительства [Сифре; Бава кама 82 б]. (Т. е. Йерушалаим не является владением и местом жительства определенного колена, но это город, куда восхождения совершает весь народ Исраэля.) (Раши)
, услышишь, что говорят:
если услышишь... что говорят. (Если услышишь, что) говорят: "Вышли и т. д. ". (Раши)
[Сончино]
если услышишь Тора не обязывает разыскивать и расследовать, в каком из еврейских поселений соблюдают законы Торы, а в каком нет. Но если сведения из верного и надежного источника достигают людей, ответственных за соблюдение закона в народе Израиля, то их непосредственная обязанность - провести расследование и, если полученная информация окажется верной, принять меры. (Сончино)
14. Вышли люди
люди (букв.: мужи). Но не женщины. (Раши)
негодные
негодные. עול בלי, без ига, (т. е. люди) сбросившие с себя бремя Вездесущего. (Раши)
из среды твоей и совратили жителей своего города
жителей своего города. Но не жителей другого города. (Исходя) из этого (наши мудрецы) говорили: " (Город может быть отнесен к категории) города, совращенного (вовлеченного в идолопоклонство), лишь в том случае, если его совратили мужчины из числа его (жителей) " [Санhедрин 111 б]. (Т. е. город, жители которого впали в идолопоклонство, подлежит истреблению при соблюдении двух условий: во-первых, совратители должны быть мужчинами, несущими ответственность за свои поступки, но не женщинами и не малолетними; во-вторых, подстрекатели должны быть жителями этого города, ибо, в противном случае, ответственность не может быть возложена исключительно на этот город.) (Раши)
, говоря: Пойдем и будем служить божествам иным, каких вы не знали. [Сончино]
выступили Проявили себя.
люди негодные Иврит: бней влияаль. Точное значение этого слова неизвестно. Большинство комментаторов считает, что оно состоит из двух частей - бли и яаль. Они считают, что слово яаль может быть заменено на слово оль ("ярмо"). Тогда составной корень принимает значение "без ярма". Имеются в виду люди, не знающие "ярма Небес", т. е. не соблюдающие заповедей и не страшащиеся наказания. Такая характеристика дается Торой не только тем людям, поступки которых противоречат закону, но и тем, у которых дурные помыслы. (Сончино)
15. То дознай и расследуй и расспроси хорошо
то дознай и расследуй и расспроси хорошо. Исходя из этого (употребления) в стихе различных выражений (для определения следствия; наши мудрецы) вывели правило о семи расследованиях. Здесь (в этом стихе) имеется три (определения) וחקרת, ודרשת, היתב, а ושאלת не относится к ним, и из него выведено правило о проверках (что до сопутствующих обстоятельств). А в другом месте сказано: "И дознание сделали судьи хорошо" [19, 18], и еще в другом месте сказано: "... и дознаешь хорошо" [17, 4]. И выведи по аналогии выражения "хорошо... хорошо", (что это имеет целью) распространить сказанное в одном случае на другой [Санhедрин 40 а; Сифре]. (Раши)
; и вот, (если) правда и верно изреч енное, совершена эта мерзость в твоей среде; [Сончино]
а ты выяснял Слухи не являются достаточным основанием, чтобы начать действовать и предпринимать меры. Ответственные лица должны произвести тщательное расследование.
что верно это Все рассказанное свидетелями подтверждает слухи. (Сончино)
16. То поразить
букв.: порази, порази. Если не можешь умертвить их посредством предписанной смертной казни, умертви их другим способом [Сифре; Бава мециа 31 б]. (Раши)
мечом должен ты жителей того города, обреченным сделай его и все, что в нем, а скот его — мечом. [Сончино]
уничтожь его См. комм. к Дварим, 20:17. (Сончино)
17. А всю добычу его собери на его площади, и сожги огнем город со всей его добычей всецело Господу,
Господу,
, и будет он руиною вечной, не будет воздвигнут более. [Сончино]
собери на средину площади его На середину главной площади города.
грудой развалин Иврит: тель (ср. Йеhошуа, 6:17,26). (Сончино)
18. Да не пристанет к твоей руке ничего от обреченного, чтобы обратился Господь от палящего гнева Своего
чтобы обратился Господь от палящего гнева Своего. Ибо до тех пор, пока есть идолопоклонство в мире, есть в мире палящий гнев (Превечного) [Сифре; Санhедрин 111 б]. (Раши)
и явил тебе милосердие, и умилосердился бы над тобою и умножил тебя, как клялся Он твоим отцам; [Сончино]
и да не прилипнет к руке твоей ничего Тора запрещает пользоваться любыми предметами, применявшимися для идолопоклонства. Несмотря на то, что в подобном месте могут быть предметы, которые не имеют никакого отношения к служению идолам, закон запрещает присвоение любой вещи, найденной в развалинах города. Город должен быть стерт с лица земли, и память о нем должна исчезнуть. Ни один предмет не должен служить напоминанием о нем. Следует отметить, что в христианском мире в средние века охота за ведьмами и истребление еретиков были сопряжены с жаждой наживы: свидетели получали вознаграждение, а церковные власти присваивали имущество обвиненных. Не только инквизиция, но и государство накладывало руку на имущество приговоренных к смерти по обвинению в ереси. Нередко имущество, изъятое у еретиков, составляло значительную часть доходов, поступающих в казну (Гутман).
Талмуд отмечает, что закон городе, жители которого нарушили союз с Богом, никогда не применялся на практике. Подробности этого закона, передаваемые на основе устной традиции, свидетельствуют о том, что ни один суд практически не мог вынести решения, обязывающего уничтожить тот или иной город. Так, например, одним из условий, необходимых для признания города отступившим от союза со Всевышним, должно быть отсутствие в нем какого-либо свитка, содержащего имя Всевышнего. Невозможно представить, что в какой-либо исторический период существовал населенный пункт с преобладающим еврейским населением, в котором не нашлось ни одного свитка Торы, отрывка из свитка Торы, мезузы или тефилин (см. комм. к Дварим, 12:4). Мудрецы Талмуда утверждают ир hанидахат ло hайта вело атида лиhьот ("города, все жители которого совратились и служили идолам, никогда не было и в будущем не будет"). Как же тогда мудрецы объясняют появление в тексте Торы закона, не имеющего никакого практического значения? Они утверждают, что этот закон Торы следует рассматривать как призыв к соблюдению заповедей, как возложение ответствености за морально-нравственный уровень населения на глав общины и как предупреждение о той силе, которая позволяет идолопоклонникам оказывать воздействие не только на одного человека, но при определенных обстоятельствах и на большое число людей. Авторитеты христианской церкви интерпретировали этот закон Торы по-своему. Стихи 13-19 из 13-й главы книги Дварим были включены в канонический закон и послужили основанием для безжалостных расправ без суда и следствия с населением целых населенных пунктов. В 1097 г., когда крестоносцы вторглись в Македонию и обнаружили, что жители города Пелагония "погрязли в ереси", они прервали свой поход, захватили город, вырезали всех жителей и сравняли это место с землей. В начале XIII в. крестоносцы уничтожили 20 тысяч альбигойцев - мужчин, женщин и детей, которые, пытаясь спастись, бежали в город Безье в южной Франции (см. Lea, History of the Inquisition in the Middle Ages, I, pp. 107, 154). (Сончино)
19. Если будешь слушать гласа Господа,
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"