Показать все комментарии |
Глава 23
Четвертый день
8. Не гнушайся эдоми
не гнушайся эдоми. Нисколько. Хотя ты имеешь основания гнушаться его, ибо он вышел с мечом навстречу тебе (см. В пустыне 20,18-20). (Раши)
, ибо он брат твой; не гнушайся мицри
не гнушайся мицри. Ни в коей мере. Хотя они бросали в реку ваших младенцевсыновей. А почему (не должно гнушаться их)? Потому что они проявили к вам гостеприимство в тяжелую пору (при Йосефе, когда соседние страны страдали от голода). Поэтому... (Раши)
, ибо пришельцем был ты на его земле. [Сончино]
ибо брат он тебе Мудрецы Талмуда считают, что население Рима происходит от потомков Эйсава. В конце прошлой и в начале этой эры многие римляне, особенно представители знатных семей, переходили в еврейство. Комментаторы видят в этом явлении проявление черты братской близости у лучших представителей этого народа. Явление было столь массовым, что римские власти вынуждены были ввести закон, запрещающий переход в еврейство.
не гнушайся египтянами Какие бы тяжелые воспоминания о египетском рабстве ни остались у поколения, совершившего исход из Египта, не следует забывать, что два столетия тому назад семья Яакова была с почетом принята в этой стране: ей были предоставлены все права и те земли для проживания, которые они сами выбрали.
пришельцем был ты Иврит: гер. В данном случае это слово имеет значение "гость". (Сончино)
9. Дети, которые родятся у них, третье поколение
дети, которые родятся у них, третье поколение.... А другие народы могут (быть приняты) тотчас. - Отсюда делаешь вывод, что толкающий человека на грех наносит ему больший ущерб, чем убивающий его, потому что убийца убивает его (только) в этом мире, а толкающий его на грех изгоняет его как из этого мира, так и из мира грядущего. Поэтому Эдома, встретившего их мечом, не гнушаются, и так же Мицраима, топившего (в реке их сыновей); но гнушаются этих (Амона и Моава), которые толкнули их на грех [Сифре]. (Раши)
их, может войти в общество Господне. 10. Когда выступишь станом против врагов твоих, то берегись
когда выступишь,... то берегись. Потому что Сатан выдвигает обвинения в пору опасности (см. Раши к В начале 42, 4). (Раши)
всего дурного. [Сончино]
всего дурного Это относится как к физической нечистоте, так и к нравственной нечистоплотности. (Сончино)
11. Если будет у тебя муж, который нечист будет от случая ночного
от случая ночного. Писание говорит о происходящем обычно (но закон распространяется также на нечистоту от случившегося днем) [Сифре]. (Раши)
, то выйдет он за пределы стана
то выйдет он за пределы стана. Это заповедь предписывающая. (И не следует понимать так если человек будет нечист и выйдет, то не должен входить.) (Раши)
, не войдет в стан
не войдет в стан. Это заповедь запретительная. Ему запрещается входить в стан левитов и тем более в стан Шехины (см. Раши к В пустыне 5, 2) (Раши)
. [Сончино]
от случившегося ночью См. Ваикра, 15:16. (Сончино)
12. И будет: под вечер
и будет: под вечер. Он совершит омовение незадолго до захода солнца, так как он (ни при каких обстоятельствах) не становится чистым до захода солнца [Сифре]. (Раши)
омоется он водою и с заходом солнца войдет в стан. 13. И место будет у тебя
и место будет у тебя. Согласно Таргуму (место). Подобно этому "... каждый ידו על на месте своем" [В пустыне 2, 17]. (Раши)
вне стана
вне стана. Вне пределов облака (т. е. вне трех станов). (Раши)
, и ты будешь выходить туда наружу [Сончино]
и место пусть будет у тебя "Специально отведенное место" (Таргум). Санитарное состояние лагеря крайне важно. Но Тора заботится не только о состоянии здоровья людей и о предотвращении эпидемий, но прежде всего о том, чтобы защита Всевышнего не оставила воинов, т. к. произнесение молитвы и изучение Торы, которые не должны прекращаться ни при каких обстоятельствах, не могут быть осуществлены в том месте, где распространяется запах нечистот. (Сончино)
14. И лопатка будет у тебя при твоем снаряжении
על אזנך. Кроме других твоих принадлежностей, при твоем снаряжении. אזנך (по значению) подобно כלי זין, оружие. (Раши)
, и будет когда садиться тебе снаружи, то копай ею, а затем покрой твое испражнение. 15. Ибо Господь,
и да не увидит у тебя. Святой, благословен Он, (и да не увидит у тебя) ничего срамного. (Раши)
срамного и не отстранился бы от тебя [Сончино]
чтобы не увидел Он у тебя наготы Человек должен постоянно ощущать, что на него обращен взгляд Всевышнего.
и не отступился от тебя Военный лагерь должен приближаться по своей святости к двору переносного Храма, где Божественное Присутствие пребывает постоянно. (Сончино)
16. Не выдай раба
не выдай раба. Согласно Таргуму (раба язычников, т. е. еврея, который является рабом язычника). Другое объяснение даже кнаанейского раба, принадлежащего исраэлиту и бежавшего из другой земли на землю Исраэля [Гитин 45 а]. (Раши)
господину его, когда он спасается у тебя от своего господина. [Сончино]
не выдавай раба Закон относится к рабам-неевреям, бежавшим в Святую землю от еврейских хозяев, проживающих за ее пределами. Кроме того, он распространяется на всех неевреев, которые предпочли оставить идолопоклонство и жить среди народа, служащего Всевышнему. Если они соглашаются принять на себя соблюдение законов, обязательных для "сынов Ноаха", они получают статус гер тошав ("пришелец, проживающий постоянно среди евреев"). Тора запрещает сынам Израиля возвращать их в те страны, откуда они бежали, чтобы не становиться причиной увеличения числа идолопоклонников в мире. (Сончино)
17. При тебе пусть живет он в среде твоей, на месте, которое он изберет в одних из ворот твоих, где лучше ему; не обижай его [Сончино]
у тебя пусть останется он В Мишне приводится закон, что ни одного человека, соблюдающего, по крайней мере, семь заповедей "сынов Ноаха", нельзя прогнать из Страны Израиля. Поэтому нет никаких оснований отправлять раба к его господину-еврею, который проживает за пределами Святой земли. Раба, бежавшего в Эрец-Исраэль, нельзя передать во владение кому-то из евреев. Он становится свободным человеком, и сам может выбирать себе место жительства и род занятий. Однако он не получает статуса еврея со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Он сохраняет свой статус и не обязан соблюдать те законы Торы, которые не соблюдал, находясь у хозяина.
в каком-либо из врат твоих В любом из городов Страны Израиля.
не притесняй его Никто не имеет права воспользоваться его положением и заставить работать на себя. Запрет притеснять раба распространяется также и на словесные оскорбления. (Сончино)
18. Да не будет предающейся блуду
да не будет предающейся блуду. Предоставленной и предназначенной и готовой к блудодеянию. (Раши)
из дочерей Исраэля, и не будет блуду предающегося
и да не будет блуду предающегося. Готового (предаваться) педерастии [Санhедрин 54 б]. А Онкелос переводит: никакая из дочерей Исраэля пусть не будет женой раба (кнаанея). Ибо она тогда предоставляется для совокупления блудного, потому что бракосочетание его с нею силы не имеет, ведь они (рабы) сравниваются с ослом, как сказано: "... оставайтесь здесь с ослом החמור עם" [В начале 22, 5], (а эти два слова можно прочитать также:) народ, подобный ослу. (А вторую половину стиха Онкелос переводит:) и никакой муж из сынов Исраэля пусть не возьмет в жены рабыню (кнаанейскую), - ибо он также становится блудником через нее, ибо все его совокупления являются блудными, потому что его бракосочетание с ней силы не имеет (недействительно) [Кидушин 69 а]. (Раши)
из сынов Исраэля [Сончино]
да не будет блудницы Почти у всех древних народов существовали культы, в которых разврат рассматривался как одна из форм служения тем или иным сверхъестественным силам. Нередко жрецы выбирали женщин или мужчин, чтобы посвятить их в капище местного божества, служение которому состояло в совершении бесстыдных действий. (Сончино)
19. Не доставь платы блудницы
платы блудницы. Если дал ей агнца в качестве платы, (животное) непригодно для жертвоприношения. (Раши)
и вырученного за пса
и вырученного за пса. Если выменял, получил агнца за пса [Сифре, Тмура 29 а]. (Раши)
в Дом Господа,
также оба они (и то и другое). (Имеет целью) включить полученное из них, как, например, мука из пшеницы (которую дали в уплату блуднице) [Tмyра 30 б]. (Раши)
. [Сончино]
платы распутной женщины Как деньги, так и предметы, однажды переданные развратной женщине в качестве платы, никогда не могли быть предназначены на нужды Храма или использованы для приобретения жертв.
и выручки за пса Тора одинаково относится ко всем представителям животного мира и никогда не призывает уничтожать какой-либо вид животных, птиц или пресмыкающихся. Однако не все из них могут быть употреблены в пищу или принесены в жертву. Это связано с особыми свойствами, которые заложены в каждом животном при сотворении мира или возникли в тот момент, когда в результате первого греха человека изменилась вся окружающая природа.
мерзость Тора отрицает саму идею того, что человек может совершать бесстыдные или бесчестные поступки, богатеть и получать удовольствия и время от времени приносить жертвы Всевышнему, чтобы Творец закрыл глаза на его поступки и не послал сурового наказания. Не только деньги, переданные блуднице или вырученные от продажи собаки (животного, которое может быть опасным для человека), но и все украденное или присвоенное нечестным путем объявляется Торой непригодным для принесения в жертву или для посвящения в Храм. (Сончино)
20. Не давай лихвы
не давай лихвы. Это запрет должнику давать лихву заимодавцу [Сифре; Бава Мeцua 75 б]. А кроме того есть запрет заимодавцу "... твоего серебра не давай ему за лихву" [И воззвал 25, 37]. (Раши)
брату твоему: ни лихвы серебра, ни лихвы съестного, ни лихвы чего-либо, что есть лихва. [Сончино]
не бери... проценты Иврит: ло таших леахиха. Букв. "не откусывай у брата твоего". Запрещается брать денежное вознаграждение за предоставление возможности получить заем. Тора распространяет этот запрет только на те случаи, когда заимодавец при предоставлении займа потребовал заплатить ему за оказанную услугу определенную сумму денег или некоторый процент. Мудрецы, стремясь отдалить человека от преступления, запретили заимодавцу брать что-либо из имущества ближнего в качестве вознаграждения за одалживание денег, независимо от того, был ли оговорен размер платы заранее или нет, выражается она в денежной сумме, натуральных продуктах или физическом труде, выдвинул ли заимодавец определенные условия или только дал понять, что хочет получить вознаграждение. (Сончино)
21. Чужеземцу можешь давать лихву
чужеземцу можешь давать лихву. Но не брату твоему. (Такой) запрет, вытекающий из повеления, (рассматривается как) повеление. (Следовательно, давая лихву брату своему) преступает два запрета и одно повеление (см. Раши к 14, 20) [Сифре; Бава мециа 70 б]. (Раши)
, а брату твоему лихвы не давай, чтобы благословил тебя Господь,
с чужеземца можешь брать проценты Иврит: нохри. Букв. "чужой". Это слово по своему значению принципиально отличается от слова гер ("пришелец"), которое в сочетании со словом цедек ("праведный") обозначает человека, прошедшего гиюр, - того, кто присоединился к еврейскому народу в соответствии со всеми требованиями закона. То же слово гер в сочетании со словом тошав ("житель", "проживающий") указывает на человека, проживающего на территории Святой земли и обязавшегося соблюдать законы, обязательные для "сынов Ноаха". Слово нохри обозначает чужого человека, представителя другой культуры и веры. Тора не только не обязала помогать идолопоклонникам, а напротив, запретила оказывать им бескорыстную помощь. Это предложение на иврите звучит как ленохри таших ("чужому давай под проценты"). Иными словами, человек, оказывающий бескорыстную помощь идолопоклоннику, идет против прямого запрещения Торы.
Закон об обязанности помогать своему ближнему, давая ему взаймы, и запрет давать деньги в долг представителям другого народа действуют не только на территории Святой земли, но и за ее пределами. В средневековой Европе, где повсеместно было распространено христианство, сложилась ситуация, когда возможность, предоставленная Торой сынам Израиля, давать деньги в рост, с одной стороны, спасла евреев от полной нищеты, а страны, в которых они жили, привела к быстрому экономическому росту, а с другой стороны, передача денег под проценты всегда вызывала раздражение и гнев должников, что стало причиной многочисленных обвинений в адрес еврейского народа и целого ряда погромов и изгнаний. Еврей, лишенный земельных наделов, ограниченный стенами гетто и дискриминационной системой налогов, часто не имел другого способа обеспечить свое существование, кроме как заняться ростовщичеством. Церковь эта ситуация вполне устраивала, т. к., скопировав ряд законов Торы, она запретила своей пастве давать друг другу деньги в рост, а также занимать под проценты. Новое христианское "братство" не признавало евреев "ближними", а поэтому не запрещало одалживать у них деньги под проценты, а евреев, в свою очередь, не преследовало за ростовщичество как за нарушение религиозного закона. Создалась ситуация, когда ростовщичество де-факто стало привилегией евреев. Некоторые из ростовщиков со временем превратились в крупных финансистов и управляли делами богатых неевреев, в том числе и королевской казной. "Если мы запретим евреям заниматься торговлей и другими делами, дающими доход, мы обречем их быть ростовщиками", - сказал Мартин Лютер. Когда накануне Французской революции Национальная Ассамблея обсуждала вопрос о предоставлении евреям гражданских прав, обвинение в ростовщичестве стало помехой для реализации этого юридического проекта. Один из видных депутатов Национальной Ассамблеи аббат Грегуар заявил: "О, нации! Если когда-нибудь вы будете перечислять и записывать грехи евреев, не забудьте о том, что вы сделали этому народу".
не бери Постановление мудрецов запрещает взимать с еврея проценты в любом виде, но не запрещает передавать деньги в рост нееврею. Один из важнейших принципов, лежащий в основе многих законов, определяющих взаимоотношения с неевреями, - принцип взаимности: если неевреи принимают на себя определенные обязательства по отношению к сынам Израиля, то и сыны Израиля должны соблюдать аналогичные обязательства. Неевреи никогда не принимали на себя никаких обязательств не брать проценты с евреев. Постановление церкви не брать проценты действовало только в пределах ее собственной паствы. Евреи по многим причинам гораздо меньше нуждались в ссудах, а когда возникала необходимость взять заем, они предпочитали решать дела внутри общины. Поэтому в еврейском ростовщичестве нельзя видеть ничего иного, кроме установления отношений с нееврейским миром на основе принципа равноправия. (Сончино)
22. Когда дашь обет Господу,
не замедли исполнить его. Три праздника-восхождения (после того, как был дан обет). Наши мудрецы выводят это из стиха [Рош hа-Шана 4 б]. (Раши)
; ибо взыщет его Господь,
не замедли исполнить его В книге Бемидбар (30:3) подробно описывается отношение Торы к клятвам и то значение, которое придается им в суде и в повседневной жизни.
Закон не предусматривает ни одной ситуации, когда произнесение клятвы могло бы стать обязательным для кого бы то ни было. Нельзя обязать человека клясться. Но если он принял на себя клятвенное обязательство, то должен выполнить все, что обещал (при условии, что произнесенная им клятва не противоречит законам Торы). Человек, подтвердивший свои заявления в суде клятвой, должен будет нести ответственность в том случае, если клятва окажется ложной. "Лучше не клясться, чем клясться и не исполнять (Коhелет, 5:4). (Сончино)
23. Если же воздержишься от обетования, не будет на тебе греха. 24. Изреченное устами твоими соблюдай
изреченное устами твоими соблюдай. (Имеет целью) прибавить предписание к запрету (в 23, 22) [Рош hа-Шана 6 а]. (Раши)
и исполни, как обетовал ты Господу,
осторожен будь, произнося что-либо Строгость законов, относящихся к произнесению клятв, может привести к неправильному выводу, что на обещания, данные без клятвы, или на утверждения, произнесенные без подтверждения клятвенным заявлением их истинности, не налагается какой-либо особой ответственности. Поэтому Тора предупреждает: человек должен знать, что любое обещание, даже если оно не подкреплено клятвой, не может рассматриваться им как нечто незначительное и необязательное для исполнения. Все произнесенные заявления должны соответствовать истине. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"