С Б-жьей помощью
Комментарии:
Шиурим
Пниней Тания
Маскиль леЭйсон
Все
Без комментариев
Текст:
Иврит
Иврит и транслит
Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод Иврит и перевод Перевод Транслит Не отображать текст
Транслит и перевод Иврит и перевод Перевод Транслит Не отображать текст
Перевод терминов:
Показывать
Не показывать
Уроки по книге Тания
8 Тевет, обычный год
ועל דברים בטלים בהיתר
что касается разрешенных дворим бтейлим
когда нет запрета в этих речах
כגון עם הארץ שאינו יכול ללמוד
как "ам hо-орец", который не может учиться
ибо тот, кто может учиться, на нем постоянно возложена обязанность заповедь-делай "ведибарто бом
" - велой бидворим бтейлим", он обязан постоянно говорить только слова Торы, а не пустые слова, и относительно его есть запрет говорить дворим бтейлим. Но, ам hо-орец, который не может учить Тору, в его дворим бтейлим нет запрета.
И также он
צריך לטהר נפשו מטומאה זו דקליפה זו ע"י גלגולה בכף הקלע
И также он
должен очистить свою душу от этой нечистоты этой клипы, посредством прохождения каф а-кела
В отношении этого наказания - каф а-кела, приводится выражение, что бросают человека из одного края мира к другому, или из Эрец Исроэл за ее пределы. Идея, скрытая здесь: проводят душу от одной крайности к другой, сначала душа видит великую истину, которая в Святости и Б-жественности, и сразу "бросают" ее, в мысли и речи, которые она думала и говорила в этом мире; есть в этом большое огорчение для души[2],
כמ"ש בכהר פ' בשלח דף נ"ט
как об этом говорится в книге "Зогар", глава "Бешалах", стр. 59
. אבל לדיבורים אסורים כמו ליצנות ולשון הרע וכיוצא בהם שהן משלש קליפות הטמאות לגמרי אין כף הקלע [לבדו] מועיל לטהר ולהעביר טומאתו מהנפש רק צריכה לירד לגיהנם.
Но от речей запрещенных, как насмешничество и злословие и т. п., коренящихся в трех совершенно нечистых "клипот", [только] запуск из пращи не может очистить и уничтожить нечистое в душе, и она должна для этого спуститься в ад.
что это более тяжелое наказание, и поэтому оно воздействует сильнее, чтобы очистить душу.
וכן מי שאפשר לו לעסוק בתורה ועוסק בדברים בטלים אין כף הקלע לבדו מועיל לנפשו למרקה ולזככה רק
И также если кто-либо может заниматься изучением Торы, но вместо того он занимается пустым, Одно лишь метание пращей не может очистить его душу и удалить из нее нечистоту, только
она нуждается
עונשים חמורים שמענישים על ביטול תורה בפרטות מלבד עונש הכללי לכל ביטול מצות עשה מחמת עצלות בגיהנם של שלג כמבואר במקום אחר
Для этого необходимы более тяжкие кары, какими карается небрежение к изучению Торы, – за каждый случай в отдельности, помимо общего наказания в снежном аду за каждое неисполнение по нерадивости позитивной заповеди, как это объясняется в другом месте.
Человек наказывается за свои грехи по принципу "мидо кенегед мидо
", строгость наказания соответствует строгости греха, и поэтому: за грех, который был совершен из-за жара и горения - наказывают "огненным адом", а за холодность в исполнении заповеди - "снежным адом". Таким образом, кроме общего наказания, которым наказывают за неисполнение заповеди изучения Торы, как наказание, которым наказывают за неисполнение каждой позитивной заповеди - существует специальное наказание за "битуль Тойро
"
וכן העוסק בחכמות אומות עובדי גלולים בכלל דברים בטלים יחשב לענין עון ביטול תורה
И также тот, кто занимается науками народов мира, это считается также дворим бтейлим в отношении греха битуль Тора
что также при изучении общих наук нарушают запрет битуль Тора,
כמ"ש בהלכות תלמוד תורה
как об этом сказано в законах изучения Торы
ועוד זאת יתרה טומאתה של חכמת האומות עובדי גלולים על טומאת דברים בטלים שאינו מלביש ומטמא
и еще в этом превосходство нечистоты мудрости народов идолопоклонников над нечистотой дворим бтейлим, что он одевает и оскверняет
посредством дворим бтейлим
רק המדות
только мидот
которые происходят
מיסוד הרוח הקדוש שבנפשו האלהית
из основы святого ветра в его Б-жественной душе
Ибо, также Б-жественная душа состоит из четырех духовных основ: огонь, ветер (дух), вода, прах. Мидойс
, как любовь, страх, и т.п., происходят из основы ветра - и посредством пустых речей он погружает в них семь мидойс его Б-жественной души, которые происходят из основы ветра в ней, и оскверняет их,
בטומאת קליפת נוגה שבדברים בטלים הבאים מיסוד הרוח הרע שבקליפה זו בנפשו הבהמית כדלעיל
нечистотой клипас нойгаh, которая в пустых речах, происходящих из основы ветра, которая в этой клипе, в его животной душе, как говорилось выше
как объяснялось в первой главе.
ולא בחי' חב"ד שבנפשו
но не аспект Хабад в его душе
пустые речи не оскверняют разум души
מאחר שהם דברי שטות ובורות שגם השוטים ועמי הארץ יכולים לדבר כן.
поскольку это слова глупости и невежественности, что также дураки и невежественные люди могут говорить так.
Он не погружает свой разум в пустые речи, и само собой, он не оскверняет разум своей Б-жественной души.
משא"כ בחכמת האומות עובדי גלולים
Совершенно иначе дело обстоит в отношении нееврейских премудростей
ибо занимаясь ими,
הוא מלביש ומטמא בחי' חב"ד
Он одевает и оскверняет аспект Хабад
Разум
שבנפשו האלהית בטומאת קליפת נוגה שבחכמות אלו שנפלו שמה
в его Б-жественной душе нечистотой "клипат нога", содержащейся в этих премудростях, которые туда упали
Эти мудрости "упали" в клипас нойгаh,
בשבירת הכלים
в результате "швирас а-кейлим
"
в процессе "разбиения сосудов" в начале Творения,
מבחי' אחוריים של חכמה דקדושה כידוע ליודעי חן
из аспекта "ахойраим
" мудрости в Святости, как известно сведущим в тайной мудрости
"йойдей хейн" - букв. "познавшие милость", означает "сведущие в хохмо нисторо" - каббале, в которой объясняется вышеуказанный процесс и способ падения. И таким образом, когда изучают общие науки, то оскверняют разум Б-жественной души, и это хуже чем пустые речи, посредством которых он оскверняет только эмоции, но не разум.
חן אלא א"כ עושה אותן
иначе как если он делает их
эти науки
קרדום לחתוך בהן דהיינו כדי להתפרנס מהן בריוח לעבוד ה' או שיודע להשתמש בהן לעבודת ה' או לתורתו
"лопатой, чтобы копать ими", т.е., чтобы получать от них хороший заработок, чтобы иметь возможность служить Вс-вышнему, или он умеет пользоваться ими для служения Вс-вышнему или для Его Торы
Например: он изучает математику, для того, чтобы понять лучше законы освящения месяца, и т.п.
לתורתו וזהו טעמו של הרמב"ם ורמב"ן ז"ל וסיעתן שעסקו בהן:
именно с такой целью их изучали Рамбам, Рамбан и их последователи