Рабби Шнеур-Залман, или Алтер Ребе, не всегда носил это прозвище. Будучи совсем юным, он жил в Витебске, у своего тестя, состоятельного еврея по имени Еуда-Лейб Сегаль.
Однажды в их края приехал известный мудрец и праведник рабби Менахем-Мендель из местечка Городок. Шнеур-Залман и его товарищ по учебе по фамилии Гутман пришли проведать цадика. Цадик посмотрел на них и сказал очень серьезно:
- Молодые люди! Видно с первого взгляда, что вы «баалей цура», выделяетесь из общего ряда. Есть у меня для вас «тикун», упражнение души, которое позволит вам подняться на много ступеней выше. Хотите ли вы этого?
- Да, мы хотим.
- Но это очень трудно...
- Мы готовы!..
- Хорошо. Знайте, что вы должны поститься от субботы до субботы, но так, чтобы никто не догадался об этом. И еще: ваши молитвы и учеба не должны стать меньше или хуже от этого поста...
Сказано - сделано. Когда закончилась суббота, оба товарища начали свой пост. Они молились глубоко и учились с жаром всю неделю.
Когда до начала новой субботы (и конца поста) оставалось всего пара часов, они закрыли книги, поцеловав их корешки, и отправились в микву. По дороге им встретился тесть Шнеур-Залмана, богач Сегаль - мужчина уважаемый, видный и властный. Он сказал повелевающе:
- Ну, молодежь, давайте зайдем ко мне и отведаем чего-нибудь в честь наступающей субботы!
Гутману было неловко отказать богачу, к тому же он оголодал за неделю. В голове промелькнула мысль: «Пост почти завершен. А час или другой - ну что они значат?..»
А Шнеур-Залман прошел мимо тестя, как будто через стену, ничего не видя и не слыша, за что получил потом, наверное, несколько «похвал».
В первый день недели они, как обычно, засели за учебу. Но Гутман сразу почувствовал, что перед его товарищем открылись ворота мудрости, а перед ним нет. «И все из-за пары пирожков?..»
Они занимались вместе еще несколько дней, пока обоим не стало ясно, что это не имеет смысла - настолько велика была разница в понимании Торы.
Шнеур-Залман потом стал Ребе, основал движение ХАБАД. Реб Гутман занялся торговлей и приезжал к бывшему товарищу по учебе как простой хасид. Эту историю он открыл своим близким только перед тем, как уйти из этого мира. И добавил: «Как я жалею!..»
(«Восхождение» 918, 13 нисана 5768)