Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд тес кислев 5741 г.

בס»ד

Йуд тес кислев 5741 г.

Алеф

Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур однажды (в беседе на Суккойс[1]) привел пример на то, что такое учение хасидизма, и вот его слова:

Жемчужины – находятся на дне моря. Уголь – который дает тепло и свет – находится в глубине земли. Порядок в этом таков, что должен быть руководитель, который указывает, где копать и как найти уголь. И на мудрость руководителя рабочие могут положиться, но они должны в точности следовать его инструкциям. Но тем не менее, руах хаим[2], который должен быть у каждого, когда он находится в глубине земли, от воздуха, который над землей, в этом они не могут положиться на руах хаим, который есть у руководителя. Каждый рабочий должен сам иметь соединение с источником воздуха от воздуха, который над землей, а если нет, то он становится нойфел[3] рахамоно лицлан[4], т.е., он остается без жизни. То же самое с теми, кто опускается под воду, чтобы найти жемчуг, он должен иметь дух жизни от поверхности земли.

И Ребе заключил тогда,  что смысл этого примера каждый может понять сам: хасидус приносит свет и тепло,  — как в примере с углем – но нужно опуститься в глубины земли, для того, чтобы очистить и т.д., но, опускаясь в глубины земли, нужно быть привязанным свыше, и тогда у него есть хайус.

Бейс

Совершенно очевидно, что каждая деталь в этом примере совершенно точна, и соответствует нимшол[5]; и нужно понять:

Алеф) Почему Ребе привел пример от двух вещей – уголь в глубинах земли и жемчуг в море – и не удовлетворился только одним из них?

Бейс) Несмотря на то. что Ребе начал с примера с «жемчугом», — тем не менее, в основном говорится по поводу «угля»; и более того – в нимшол Ребе объясняет  только идею «углей» (а про «жемчужины» вообще не упоминается) – и требуется объяснение, почему?

Это очень трудно сказать, что поскольку Ребе сказал, что «нимшол каждый может понятьсам«, то он положился на то, что поймут сами, что есть идея жемчуга, и его смысл в нимшол, — поскольку про угли он объясняет нимшол (и не полагается на то, что поймут сами). Отсюда ясно, что основное, что важно знать, это то, что идея хасидус подобна примеру с углями.

Гимел) Каждая вещь, которая приводится в Торе, она совершенно точна. Следует сказать, что отношение углей к земле, а жемчуга к морю, — это не только потому, что это место, где они находятся физически, но поскольку есть внутреннее связь между ними. И нужно понять, каково отношение внутреннего содержания углей к земле, а жемчуга – к морю?

Гимел

Различие между землей и морем объясняется в нескольких местах, его можно понять из различия между творениями, живущими на земле, и творениями, обитающими в море:

Хотя «гакол гойо мин гоофор[6]» – все было создано «мин гоорец» – и творения получают свою жизненную энергию от земли («эрец мимено йейцей лехем[7]«), но, тем не менее, не видно (после того, как создано это творение) никакой связи и соединения творений с землей.

В отличие от этого, морские творения – рыбы, — как только они удаляются от воды – они немедленно умирают, они должны находиться в источнике своей жизненности.

Что поэтому говорится, что «море» – это пример на высшие миры, где Б-жественная сила (которая творит их и дает им жизнь и поддерживает их существование) светит в раскрытии, таким образом, что творения ощущают, что они должны постоянно быть связанными с источником своей жизненности, ибо иначе они теряют свою жизнь и существование; и поэтому эти миры называются «олмин ссимин[8]«, поскольку существование этих миров «сокрыто», скрыто в их источнике (подобно рыбам в море);

В отличие от этого, «земля» – это пример миров, где творения не ощущают Б-жественную силу, которая их творит (они не ощущают свою связь с источником их жизненности); и поэтому они называются «олмин дэисгальон[9]» – их существование «раскрыто», они ощущают себя как самостоятельно существующую вещь.

И это есть идея объяснения в двух этих вещах в примере – угли, которые находятся в земле, и жемчужины, которые в море – поскольку действие хасидизма на душу человека подразделяется, в общем, на две составляющие: алеф) «гальо[10]» в человеке – аспект «адомо[11]» в нем, бейс) «сосим[12]» в человеке – аспект «йом[13]» в нем, как далее будет объясняться.

Далет

Это будет понятно, если сначала объяснить, почему учение хасидизма раскрылось в последних поколениях именно. Ведь на первый взгляд – разве «ахшур доро[14]«? И вот некоторые из объяснений:

алеф) Поскольку тьма изгнания становится все сильнее, должен быть более высокий свет, для того, чтобы победить тьму. И поэтому Свыше раскрыли часть Торы, которая называется «нишмесо дэОйрайсо[15]«, которая пробуждает и раскрывает глубинные, сокрытые силы в душе («сосим дэнишмесо[16]«).

бейс) поскольку мы уже находимся в конце изгнания, когда нужно уже готовиться к будущему избавлению, — и подготовка на это должна быть подобна той вещи, к которой готовятся, — поэтому было дано «подобие» и «вкус» раскрытия Б-жественности, которое произойдет в будущем [подобно тому, как говорится в писаниях Аризаля (и приводится в качестве Галахи в Моген Аврогом и Шулхан Орух Алтер Ребе – баал агеуло вегасимхо[17]), что в канун субботы следует попробовать от субботних кушаний («тойамего хаим зоху[18]«)].

Из различий между двумя этими объяснениями:

По первому объяснению, что хасидус защищает от тьмы изгнания, — это связано с открытыми силами в человеке, которые ведут войну с изгнанием, завоевывая его тело и животную душу и его долю в мире, и посредством хасидизма им придается сила (от пнимиюс и сосим в душе), чтобы они могли побороть тьму мира, даже двойную и еще удвоенную тьму последних поколений.

В отличие от этого по второму объяснению, что хасидизм – это «вкус» будущего раскрытия Б-жественности, — это не идея защиты от тьмы (что это достигается само собой), но для того, чтобы соединиться с Б-жественностью (что это соответствует тому, что известно, что в будущем служение будет не для того, чтобы «леворер бирурин[19]«, поскольку «веэс руах а-тумо аавир мин гоорец[20]» – но только подъем все выше и выше в самой святости). И это связано с сосим дэнишмесо со стороны нее самой, которая едина, кивйохол, с сосим Вс-вышнего[21] («Исроэл ве-Кудшо брих гу койло хад[22]«).

И поскольку первый аспект, защитить от тьмы изгнания, — это совершенная необходимость в служении человека его Творцу, — как говорит об этом Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в этой беседе «не упасть, не дай Б-г… без жизни» – поэтому этот аспект в хасидизме уподобляется «углям, которые дают свет и тепло», необходимые для жизни человека вещи, и как далее будет объясняться.

В отличие от этого, действие хасидизма в сосим дэнишмесо самой по себе – уподобляется жемчужинам, поскольку во время изгнания это не есть жизненная необходимость (в такой же степени), но это такая вещь, которая украшает человека (подобно жемчужинам),

И поэтому наиболее подробно в этой сихе говорится об углях, а не о жемчужинах, поскольку этот аспект хасидизма необходим в служении человека сейчас в первую очередь.

Гей

Объяснение в этом более подробно:

Ребе говорит об углях две вещи: «они приносят свет и тепло» – и есть общее между этими двумя вещами:

Тепло (признак) жизни – и свет – не добавляют ничего нового к самой вещи, но они приводят к тому, что сама эта вещь (которая и раньше была цельной) стала теплой (живой) и светлой.

И подобно этому учение хасидизма: хасидизм не добавил хас вешолом новые вещи в Торе – в Торе невозможно никакого изменения, уменьшения или добавления; также перед раскрытием учения хасидизма было исполнение всех 613 заповедей полностью. Но потребовалось – когда мир стал холоднее и темнее, так, что стало совершенно холодно и темно, — раскрытие жизненности и теплоты  в действии.

И это есть ответ на вопрос, который задают некоторые: «мы придерживаемся дел наших отцов», и его дед (до раскрытия Баал Шем Това и учения хасидизма) обходился без изучения хасидизма, — однако, он сам знает, что у его деда было теплее и светлее (и несравнимо теплее и светлее) – и также во всем его поколении («ахшур доро?»).

И подобно реийо и гахлото[23]: поскольку в середине лета ему не нужно растапливать печь и не нужно закрывать двери и окна на улицу, — будет он делать это также в середине зимы.

Хасидизм, посредством того, что раскрывает внутренние силы еврейской души, это привносит жизненность и свет во все аспекты Торы и заповедей. И на это делается особый акцент учения хасидизма, что служение Вс-вышнему должно быть с хайус[24] и симхо[25], и, с другой стороны, подчеркивается опасность отсутствия или даже ослабления хайус (что это признак противоположности жизни, хас вешолом).

Однако, хайус в служении Вс-вышнему может быть ограничен, в соответствии с природой человека. И подобно тому, как каждое живое существо имеет жизненную энергию (и обратно, хайус некоторых живых существ еще больше, чем у человека), однако, хайус животных соответствует их природе,  — он не может изменить свою природу.

Превосходство еврея, (не только то, что в нем есть тепло, и тепло также для другого еврея, но) то, что у него есть сила осветить свою жизнь: видеть глазами своего разума – «hэхохом эйнов беройшой[26] – беhаhу дэшарьо ал рэйшо[27]» – (не так, как ему и вокруг него хочется, но) так, как должно быть, и делать так, даже если это не по его природе, и даже противоположно его природе.

Как говорит Гемора[28], что возможно, чтобы человек соблюдал все 248 заповедей «делай», и 365 «не делай», и делает их со всей энергичностью, — и, тем не менее, он называется «лой аводой[29]«, поскольку он не поступает противоположно своей природе.

Для того, чтобы было «ойсин рецойной шел мокойм[30]«, должно быть служение «бехол меойдехо[31]«, делать выше, чем измерения и ограничения собственной природы, что это достигается через то, что ему «светло».

Поскольку эти два аспекта тепла и света – это внутреннее содержание в порядке служения Торы и мицвойс, — поэтому (как говорит Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в этой сихе) «должен быть один, руководитель, который указывает» порядок служения,

И это есть Рабойсейну несийейну в каждом и каждом поколении, которые дают порядок служения, — вместе с тем, что они дают силы, — чтобы согреться самому и наполнить светом свою жизнь и вокруг себя; и «на мудрость руководителя рабочие могут полагаться, но они должны в точности следовать то, что говорит им руководитель».

Вов

На это Ребе добавляет в сихе еще одну идею: «но, тем не менее, руах хаим, который у каждого должен быть… в этом они не могут полагаться на руах хаим, который есть у руководителя. Каждый рабочий должен сам иметь соединение с руах хаим».

Можно подумать, что, поскольку полагаются на мудрость руководителя, и нужно в точности исполнять его распоряжения, то достаточно только месирас роцойн[32].

— как один как-то говорил, — пусть ему напишут каждую деталь от алеф до тав, что он должен делать, и он все это исполнит, поскольку у него есть мсирус роцойн. Но самостоятельно работать и думать он не хочет –

говорят ему, что вместе с месирас роцойн, нужно иметь «полный рост», с ХаБа»Д (разум), ХаГа»С (мидойс – чувства, эмоции) и НеГ»И (действие) [только, этот полный рост должен «согнуться», чтобы исполнить волю мешалеах, чтобы «в точности исполнить то, что говорит руководитель»].

И это то, что Ребе говорит в сихе, что в отношении духа жизни, который должен быть у каждого, нельзя полагаться на дух жизни, который есть у руководителя, не так, как считают те, кто говорит «‘праведник своей верой будет жить[33]‘ – не читай ‘йихье’ – будет жить, а читай ‘йехайе’ – будет оживлять», что полагаются на праведника, что он оживит их – но у каждого должно быть собственное соединение с дыханием жизни.

Простыми словами: нужно иметь квиюс итим[34] каждый и каждый день в изучении хасидус, и не поверхностное изучение, но таки трудиться, чтобы понимать хасидус, так, чтобы чувствовать про себя, что трудились.

И это таки должно быть каждый и каждый день действительно. Невозможно полагаться на то, что он «молэй угодуш[35]«, и знает столько-то и столько-то мааморим наизусть, или даже на то, что он только вчера трудился над маамаром хсидус, — но нужно соединяться с дыханием жизни каждый и каждый день заново. Поскольку в жизни невозможен перерыв;

И также как это в хайус по простому смыслу: если кто-то скажет, что он хочет жить в воскресенье и во вторник, а между ними – в понедельник – он отдохнет от жизни, — понятно, что тогда, хас вешолом, не наступит вторник…

И главное, нужно помнить, — что таки имеется в виду бепоал мамош[36], и имеют в виду таки егодействительно. И не так, как он был вчера, но как он сегодня проснулся рано утром, и ему вернули его душу заново – хадошим лабкорим[37], — он должен заново обновить его связь с дыханием жизни, через то, что он устанавливает время для изучения хасидус, с новым желанием, вплоть до того, как тот, кто никогда в жизни не учился.

И через это будет его работа на протяжении всего дня наполнена теплом и светом, как это должно быть.

Заин

Все это аспект «углей» в хасидизме, которые связаны с аспектом «земли» – открытые силы в человеке. Хотя угли находятся в глубинах земли, что это указывает на пнимиюс в человеке, — но все же – это глубины земли.

И поэтому такое служение не отрицает полностью, что человек, делающий эту работу, тем не менее, чувствовал себя как отдельное существование. Он, действительно, служит Вс-вышнему с большой энергией, и более того, — он изменяет и делает противоположно своей природе и привычке, выше, чем его измерения и ограничения, но после всего этого «есть тот, который любит». Его существование – «в раскрытии» – он горит («кипит») служением Вс-вышнему, вплоть до такого «кипения», которое выше чем измерение и ограничение.

Однако, после этого есть более высокий аспект в хасидизме – достичь аспекта «искасйо» – чтобы еврей был полностью «покрыт» и погружен в источник его жизненности, в Б-жественность, вплоть до того, что он не представляет собой отдельного существования для самого себя.

Что это достигается посредством пнимиюс Торы, майонойс[38] в Торе, где Б-жественность выражается явным образом.

И как объясняется в нескольких местах[39], что в Открытой Торе возможно, что, как говорит Геморо, «лой борху баТойро тхило[40]» (благословение «Дарующий Тору», хотя есть у них любовь к Торе), забывают о (благословении) Дарующем Тору, хас вешолом, в отличие от этого в пнимиюс Торы чувствуется Б-жественность (хотя право выбора не забирают у человека, и, само собой, возможно растравить свой йецер горо хас вешолом, и учить пнимиюс Торы не-желательным образом).

И через то, что изучают хасидус бешофи[41], становятся «покрытыми» полностью и погруженными в Б-жественность, подобно тому, как это будет в будущем мире, когда «наполнится земля знанием Вс-вышнего, как вода покрывает море«

И поскольку это не есть аспект практического действия, — мы находим подобно этому также в ниглэ в Торе, изучение Торы в аспекте «йагдил Тойро вейаадир[42]«, в котором не имеет значения вывод в отношении практического действия, изучение только в аспекте «учи и получай награду», — поэтому это сравнивается с «жемчужинами», которые не являются предметом первой необходимости, — человек может прожить жизнь без жемчуга.

Хес

Когда говорится, что можно обойтись без жемчужин – это только, когда остаются в пределах собственных четырех локтей.

Но, когда нужно предстать перед царем, и не так, как царь находится в поле, но когда он в своем царском дворце, комната внутри комнаты, — тогда недостаточно того, чтобы все лвушим[43] были полностью (даже – одежда богатого), но должны быть также украшения и жемчужины, и такие, которые подобают тому, который должен предстать перед царем – и если нет – не только, что не хватает в какой то детали, но это затрагивает почет царя.

И подобно этому в нимшол – то, что изучение хасидизма как самостоятельной ценности (ради аспекта «знай Б-га отца твоего») не было такой необходимостью в предшествующих поколениях, прежде чем начались последние приготовления к приходу Мошиаха, и само собой, не было такой необходимости в «жемчужинах».

Но, когда мы находимся в то время, когда «гиней зэ оймед ахар кослейну[44]» – вот-вот приходит Мошиах, и когда он придет – положит конец тьме и начинается истинное и полное избавление, идея которого (как объясняется в нескольких местах) – «нисуин» кивйохол, еврейского народа с Вс-вышним, что тогда раскроется, что Израиль – это одно целое, кивйохол, с Вс-вышним, («Вегойу левосор эход[45]«), Исроэл вемалко билхойдоги[46] – нужно готовиться к этому подобающим образом; нужно иметь «жемчужины», с которыми можно «идти под хупу» с Царем над царями царей, Святым, благословен Он. Нужно изучать хасидус, и бешофи.

Тес

Это также ответ тем, кто говорит: действительно, хасидус – это хорошая вещь и т.д., и наоборот, это такая вещь, которая приравнивается к жемчугу, — но он не гонится за жемчужинами. Ему достаточно, чтобы его «лвушим» (махшово, дибур и маасе в 613 заповедях Торы) были цельны, и украшения у него также есть. Не в «марголийойс[47]» у него нет нужды!

Нужно знать, что, кроме того, что это закон в Шулхан Орухе, обязанность изучать пнимиюс Тойро (как все части Торы), и еще более, — со стороны тьмы иквесо димшихо, нужно изучать хасидус, для того, чтобы лвушим были целы, как говорилось выше, — кроме этого, такой порядок, чтобы не гнаться за марголийойс, был возможен в предшествующих поколениях. Но сейчас, когда «гиней зэ оймед ахар кослейну», нужно готовиться, чтобы быть готовыми «идти к хупе» с Царем над царями царей Святым, благословен Он, — что значит, он не гонится за жемчужинами?

В Зогар говорится, что во время изгнания  евреи подобны невесте, которая находится на рынке бурски», что со стороны большой любви к своей невесте, жених – Вс-вышний, — не обращает внимания на дурной запах рынка кожевенников, — изгнание, и идет туда, где находится невеста, — его евреи.

Это все – порядок времени изгнания. Но сейчас настало время, когда должно быть «долой голус!», еще будучи в Мицраим, «у всех сынов Израиля был свет в их поселениях», быть готовыми к истинному и полному избавлению, — и что значит, что готовятся к хупе с одеждами, которые были достаточны, когда находились на улице рынка кожевенников…

И через то, что готовятся как надо к «хупо» с Вс-вышним, с множеством марголийойс, — затапливая мир изучением хасидизма, «кемаим лейом мехасим» – это само ускоряет и приближает время, когда мы сможем праздновать практически великое веселье нисуин между евреями и Вс-вышним – будет видно материальными глазами и ниже десяти ладоней как Исроэл ве-Кудшо брих гу койло хад, Исроэл вемалко билхойдоги, и в скором времени в наши дни буквально.

 

 

 



[1] Ночь на субботу хол а-моэд Суккойс (Сефер а-сихойс 5705 стр. 50)

[2] «дух жизни», воздух для дыхания

[3] падающий

[4] не дай Б-г

[5] «мошол» – пример. «нимшол» – то, на что приводится пример

[6] «Все произошло из праха» (Когелет 3, 20)

[7] «Земля, из которой всходит хлеб» (Ийов 28, 5)

[8] «сокрытые миры»

[9] «открытые миры»

[10] раскрытые силы

[11] земля

[12] сокрытые

[13] море

[14] «достойно (ли) поколение»?

[15] «Душа Торы» (Зогар ч. 4 стр. 152, 1)

[16] «сокрытые силы души»

[17] чье освобождение (йуд тес кислев) мы сегодня отмечаем

[18] «Вкусившие ее удостоились жизни»

[19] «очищать искры Святости»

[20] «И дух нечистоты Я уберу с земли» (Зехария 13, 2)

[21] см. Зогар ч. 3 стр. 73, 1

[22] «Израиль и Вс-вышний – одно»

[23] В отношении цибур (общества) сынов Израиля (ибо общество не умирает (Горайот 6, 1) – и это то же самое общество), но только, что время изменилось с тамуза к и т.д.

[24] жизненная энергия

[25] веселье

[26] «Глаза мудреца – в его голове» (Когелет 2, 14)

[27] Шхина, которая над его головой (Зогар ч. 3, стр. 187, 1)

[28] Хагига 9, 2. Тания 1, 15

[29] «не служил Ему» (Малахи 3, 18)

[30] «Исполняют волю Вс-вышнего»

[31] всеми своими силами (Воэсханан 6, 5)

[32] отдать свои желания

[33] «праведник верой своей жив будет» (Хаввакук 2, 4)

[34] установленное время

[35] полон и переполнен

[36] в практическом действии

[37] «Обновляются каждое утро» (Эйха 3, 23)

[38] источники

[39] см. Контрос Эц га-Хаим гл. 11. и еще.

[40] «не благословляли перед изучением Торы»

[41] с избытком

[42] «возвеличить Тору и прославить» (Йешайа 42, 21)

[43] одежды

[44] » вот стоит он за стеной» (Шир гаШирим 2, 9)

[45] «И станут одной плотью»

[46] «Израиль и Царь – только они одни»

[47] «жемчуг»