Йуд тес кислев 5741 г.

בס"ד

Йуд тес кислев 5741 г.

Алеф

Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур однажды (в беседе на Суккойс[1]) привел пример на то, что такое учение хасидизма, и вот его слова:

Жемчужины – находятся на дне моря. Уголь – который дает тепло и свет – находится в глубине земли. Порядок в этом таков, что должен быть руководитель, который указывает, где копать и как найти уголь. И на мудрость руководителя рабочие могут положиться, но они должны в точности следовать его инструкциям. Но тем не менее, руах хаим[2], который должен быть у каждого, когда он находится в глубине земли, от воздуха, который над землей, в этом они не могут положиться на руах хаим, который есть у руководителя. Каждый рабочий должен сам иметь соединение с источником воздуха от воздуха, который над землей, а если нет, то он становится нойфел[3] рахамоно лицлан[4], т.е., он остается без жизни. То же самое с теми, кто опускается под воду, чтобы найти жемчуг, он должен иметь дух жизни от поверхности земли.

И Ребе заключил тогда,  что смысл этого примера каждый может понять сам: хасидус приносит свет и тепло,  - как в примере с углем – но нужно опуститься в глубины земли, для того, чтобы очистить и т.д., но, опускаясь в глубины земли, нужно быть привязанным свыше, и тогда у него есть хайус.

Бейс

Совершенно очевидно, что каждая деталь в этом примере совершенно точна, и соответствует нимшол[5]; и нужно понять:

Алеф) Почему Ребе привел пример от двух вещей – уголь в глубинах земли и жемчуг в море – и не удовлетворился только одним из них?

Бейс) Несмотря на то. что Ребе начал с примера с "жемчугом", - тем не менее, в основном говорится по поводу "угля"; и более того – в нимшол Ребе объясняет  только идею "углей" (а про "жемчужины" вообще не упоминается) – и требуется объяснение, почему?

Это очень трудно сказать, что поскольку Ребе сказал, что "нимшол каждый может понятьсам", то он положился на то, что поймут сами, что есть идея жемчуга, и его смысл в нимшол, - поскольку про угли он объясняет нимшол (и не полагается на то, что поймут сами). Отсюда ясно, что основное, что важно знать, это то, что идея хасидус подобна примеру с углями.

Гимел) Каждая вещь, которая приводится в Торе, она совершенно точна. Следует сказать, что отношение углей к земле, а жемчуга к морю, - это не только потому, что это место, где они находятся физически, но поскольку есть внутреннее связь между ними. И нужно понять, каково отношение внутреннего содержания углей к земле, а жемчуга – к морю?

Гимел

Различие между землей и морем объясняется в нескольких местах, его можно понять из различия между творениями, живущими на земле, и творениями, обитающими в море:

Хотя "гакол гойо мин гоофор[6]" – все было создано "мин гоорец" – и творения получают свою жизненную энергию от земли ("эрец мимено йейцей лехем[7]"), но, тем не менее, не видно (после того, как создано это творение) никакой связи и соединения творений с землей.

В отличие от этого, морские творения – рыбы, - как только они удаляются от воды – они немедленно умирают, они должны находиться в источнике своей жизненности.

Что поэтому говорится, что "море" – это пример на высшие миры, где Б-жественная сила (которая творит их и дает им жизнь и поддерживает их существование) светит в раскрытии, таким образом, что творения ощущают, что они должны постоянно быть связанными с источником своей жизненности, ибо иначе они теряют свою жизнь и существование; и поэтому эти миры называются "олмин ссимин[8]", поскольку существование этих миров "сокрыто", скрыто в их источнике (подобно рыбам в море);

В отличие от этого, "земля" – это пример миров, где творения не ощущают Б-жественную силу, которая их творит (они не ощущают свою связь с источником их жизненности); и поэтому они называются "олмин дэисгальон[9]" – их существование "раскрыто", они ощущают себя как самостоятельно существующую вещь.

И это есть идея объяснения в двух этих вещах в примере – угли, которые находятся в земле, и жемчужины, которые в море – поскольку действие хасидизма на душу человека подразделяется, в общем, на две составляющие: алеф) "гальо[10]" в человеке – аспект "адомо[11]" в нем, бейс) "сосим[12]" в человеке – аспект "йом[13]" в нем, как далее будет объясняться.

Далет

Это будет понятно, если сначала объяснить, почему учение хасидизма раскрылось в последних поколениях именно. Ведь на первый взгляд – разве "ахшур доро[14]"? И вот некоторые из объяснений:

алеф) Поскольку тьма изгнания становится все сильнее, должен быть более высокий свет, для того, чтобы победить тьму. И поэтому Свыше раскрыли часть Торы, которая называется "нишмесо дэОйрайсо[15]", которая пробуждает и раскрывает глубинные, сокрытые силы в душе ("сосим дэнишмесо[16]").

бейс) поскольку мы уже находимся в конце изгнания, когда нужно уже готовиться к будущему избавлению, - и подготовка на это должна быть подобна той вещи, к которой готовятся, - поэтому было дано "подобие" и "вкус" раскрытия Б-жественности, которое произойдет в будущем [подобно тому, как говорится в писаниях Аризаля (и приводится в качестве Галахи в Моген Аврогом и Шулхан Орух Алтер Ребе – баал агеуло вегасимхо[17]), что в канун субботы следует попробовать от субботних кушаний ("тойамего хаим зоху[18]")].

Из различий между двумя этими объяснениями:

По первому объяснению, что хасидус защищает от тьмы изгнания, - это связано с открытыми силами в человеке, которые ведут войну с изгнанием, завоевывая его тело и животную душу и его долю в мире, и посредством хасидизма им придается сила (от пнимиюс и сосим в душе), чтобы они могли побороть тьму мира, даже двойную и еще удвоенную тьму последних поколений.

В отличие от этого по второму объяснению, что хасидизм – это "вкус" будущего раскрытия Б-жественности, - это не идея защиты от тьмы (что это достигается само собой), но для того, чтобы соединиться с Б-жественностью (что это соответствует тому, что известно, что в будущем служение будет не для того, чтобы "леворер бирурин[19]", поскольку "веэс руах а-тумо аавир мин гоорец[20]" – но только подъем все выше и выше в самой святости). И это связано с сосим дэнишмесо со стороны нее самой, которая едина, кивйохол, с сосим Вс-вышнего[21] ("Исроэл ве-Кудшо брих гу койло хад[22]").

И поскольку первый аспект, защитить от тьмы изгнания, - это совершенная необходимость в служении человека его Творцу, - как говорит об этом Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в этой беседе "не упасть, не дай Б-г… без жизни" – поэтому этот аспект в хасидизме уподобляется "углям, которые дают свет и тепло", необходимые для жизни человека вещи, и как далее будет объясняться.

В отличие от этого, действие хасидизма в сосим дэнишмесо самой по себе – уподобляется жемчужинам, поскольку во время изгнания это не есть жизненная необходимость (в такой же степени), но это такая вещь, которая украшает человека (подобно жемчужинам),

И поэтому наиболее подробно в этой сихе говорится об углях, а не о жемчужинах, поскольку этот аспект хасидизма необходим в служении человека сейчас в первую очередь.

Гей

Объяснение в этом более подробно:

Ребе говорит об углях две вещи: "они приносят свет и тепло" – и есть общее между этими двумя вещами:

Тепло (признак) жизни – и свет – не добавляют ничего нового к самой вещи, но они приводят к тому, что сама эта вещь (которая и раньше была цельной) стала теплой (живой) и светлой.

И подобно этому учение хасидизма: хасидизм не добавил хас вешолом новые вещи в Торе – в Торе невозможно никакого изменения, уменьшения или добавления; также перед раскрытием учения хасидизма было исполнение всех 613 заповедей полностью. Но потребовалось – когда мир стал холоднее и темнее, так, что стало совершенно холодно и темно, - раскрытие жизненности и теплоты  в действии.

И это есть ответ на вопрос, который задают некоторые: "мы придерживаемся дел наших отцов", и его дед (до раскрытия Баал Шем Това и учения хасидизма) обходился без изучения хасидизма, - однако, он сам знает, что у его деда было теплее и светлее (и несравнимо теплее и светлее) – и также во всем его поколении ("ахшур доро?").

И подобно реийо и гахлото[23]: поскольку в середине лета ему не нужно растапливать печь и не нужно закрывать двери и окна на улицу, - будет он делать это также в середине зимы.

Хасидизм, посредством того, что раскрывает внутренние силы еврейской души, это привносит жизненность и свет во все аспекты Торы и заповедей. И на это делается особый акцент учения хасидизма, что служение Вс-вышнему должно быть с хайус[24] и симхо[25], и, с другой стороны, подчеркивается опасность отсутствия или даже ослабления хайус (что это признак противоположности жизни, хас вешолом).

Однако, хайус в служении Вс-вышнему может быть ограничен, в соответствии с природой человека. И подобно тому, как каждое живое существо имеет жизненную энергию (и обратно, хайус некоторых живых существ еще больше, чем у человека), однако, хайус животных соответствует их природе,  - он не может изменить свою природу.

Превосходство еврея, (не только то, что в нем есть тепло, и тепло также для другого еврея, но) то, что у него есть сила осветить свою жизнь: видеть глазами своего разума – "hэхохом эйнов беройшой[26] – беhаhу дэшарьо ал рэйшо[27]" – (не так, как ему и вокруг него хочется, но) так, как должно быть, и делать так, даже если это не по его природе, и даже противоположно его природе.

Как говорит Гемора[28], что возможно, чтобы человек соблюдал все 248 заповедей "делай", и 365 "не делай", и делает их со всей энергичностью, - и, тем не менее, он называется "лой аводой[29]", поскольку он не поступает противоположно своей природе.

Для того, чтобы было "ойсин рецойной шел мокойм[30]", должно быть служение "бехол меойдехо[31]", делать выше, чем измерения и ограничения собственной природы, что это достигается через то, что ему "светло".

Поскольку эти два аспекта тепла и света – это внутреннее содержание в порядке служения Торы и мицвойс, - поэтому (как говорит Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в этой сихе) "должен быть один, руководитель, который указывает" порядок служения,

И это есть Рабойсейну несийейну в каждом и каждом поколении, которые дают порядок служения, - вместе с тем, что они дают силы, - чтобы согреться самому и наполнить светом свою жизнь и вокруг себя; и "на мудрость руководителя рабочие могут полагаться, но они должны в точности следовать то, что говорит им руководитель".

Вов

На это Ребе добавляет в сихе еще одну идею: "но, тем не менее, руах хаим, который у каждого должен быть… в этом они не могут полагаться на руах хаим, который есть у руководителя. Каждый рабочий должен сам иметь соединение с руах хаим".

Можно подумать, что, поскольку полагаются на мудрость руководителя, и нужно в точности исполнять его распоряжения, то достаточно только месирас роцойн[32].

- как один как-то говорил, - пусть ему напишут каждую деталь от алеф до тав, что он должен делать, и он все это исполнит, поскольку у него есть мсирус роцойн. Но самостоятельно работать и думать он не хочет –

говорят ему, что вместе с месирас роцойн, нужно иметь "полный рост", с ХаБа"Д (разум), ХаГа"С (мидойс – чувства, эмоции) и НеГ"И (действие) [только, этот полный рост должен "согнуться", чтобы исполнить волю мешалеах, чтобы "в точности исполнить то, что говорит руководитель"].

И это то, что Ребе говорит в сихе, что в отношении духа жизни, который должен быть у каждого, нельзя полагаться на дух жизни, который есть у руководителя, не так, как считают те, кто говорит "'праведник своей верой будет жить[33]' – не читай 'йихье' – будет жить, а читай 'йехайе' – будет оживлять", что полагаются на праведника, что он оживит их – но у каждого должно быть собственное соединение с дыханием жизни.

Простыми словами: нужно иметь квиюс итим[34] каждый и каждый день в изучении хасидус, и не поверхностное изучение, но таки трудиться, чтобы понимать хасидус, так, чтобы чувствовать про себя, что трудились.

И это таки должно быть каждый и каждый день действительно. Невозможно полагаться на то, что он "молэй угодуш[35]", и знает столько-то и столько-то мааморим наизусть, или даже на то, что он только вчера трудился над маамаром хсидус, - но нужно соединяться с дыханием жизни каждый и каждый день заново. Поскольку в жизни невозможен перерыв;

И также как это в хайус по простому смыслу: если кто-то скажет, что он хочет жить в воскресенье и во вторник, а между ними – в понедельник – он отдохнет от жизни, - понятно, что тогда, хас вешолом, не наступит вторник…

И главное, нужно помнить, - что таки имеется в виду бепоал мамош[36], и имеют в виду таки егодействительно. И не так, как он был вчера, но как он сегодня проснулся рано утром, и ему вернули его душу заново – хадошим лабкорим[37], - он должен заново обновить его связь с дыханием жизни, через то, что он устанавливает время для изучения хасидус, с новым желанием, вплоть до того, как тот, кто никогда в жизни не учился.

И через это будет его работа на протяжении всего дня наполнена теплом и светом, как это должно быть.

Заин

Все это аспект "углей" в хасидизме, которые связаны с аспектом "земли" – открытые силы в человеке. Хотя угли находятся в глубинах земли, что это указывает на пнимиюс в человеке, - но все же – это глубины земли.

И поэтому такое служение не отрицает полностью, что человек, делающий эту работу, тем не менее, чувствовал себя как отдельное существование. Он, действительно, служит Вс-вышнему с большой энергией, и более того, - он изменяет и делает противоположно своей природе и привычке, выше, чем его измерения и ограничения, но после всего этого "есть тот, который любит". Его существование – "в раскрытии" – он горит ("кипит") служением Вс-вышнему, вплоть до такого "кипения", которое выше чем измерение и ограничение.

Однако, после этого есть более высокий аспект в хасидизме – достичь аспекта "искасйо" – чтобы еврей был полностью "покрыт" и погружен в источник его жизненности, в Б-жественность, вплоть до того, что он не представляет собой отдельного существования для самого себя.

Что это достигается посредством пнимиюс Торы, майонойс[38] в Торе, где Б-жественность выражается явным образом.

И как объясняется в нескольких местах[39], что в Открытой Торе возможно, что, как говорит Геморо, "лой борху баТойро тхило[40]" (благословение "Дарующий Тору", хотя есть у них любовь к Торе), забывают о (благословении) Дарующем Тору, хас вешолом, в отличие от этого в пнимиюс Торы чувствуется Б-жественность (хотя право выбора не забирают у человека, и, само собой, возможно растравить свой йецер горо хас вешолом, и учить пнимиюс Торы не-желательным образом).

И через то, что изучают хасидус бешофи[41], становятся "покрытыми" полностью и погруженными в Б-жественность, подобно тому, как это будет в будущем мире, когда "наполнится земля знанием Вс-вышнего, как вода покрывает море"

И поскольку это не есть аспект практического действия, - мы находим подобно этому также в ниглэ в Торе, изучение Торы в аспекте "йагдил Тойро вейаадир[42]", в котором не имеет значения вывод в отношении практического действия, изучение только в аспекте "учи и получай награду", - поэтому это сравнивается с "жемчужинами", которые не являются предметом первой необходимости, - человек может прожить жизнь без жемчуга.

Хес

Когда говорится, что можно обойтись без жемчужин – это только, когда остаются в пределах собственных четырех локтей.

Но, когда нужно предстать перед царем, и не так, как царь находится в поле, но когда он в своем царском дворце, комната внутри комнаты, - тогда недостаточно того, чтобы все лвушим[43] были полностью (даже – одежда богатого), но должны быть также украшения и жемчужины, и такие, которые подобают тому, который должен предстать перед царем – и если нет – не только, что не хватает в какой то детали, но это затрагивает почет царя.

И подобно этому в нимшол – то, что изучение хасидизма как самостоятельной ценности (ради аспекта "знай Б-га отца твоего") не было такой необходимостью в предшествующих поколениях, прежде чем начались последние приготовления к приходу Мошиаха, и само собой, не было такой необходимости в "жемчужинах".

Но, когда мы находимся в то время, когда "гиней зэ оймед ахар кослейну[44]" – вот-вот приходит Мошиах, и когда он придет – положит конец тьме и начинается истинное и полное избавление, идея которого (как объясняется в нескольких местах) – "нисуин" кивйохол, еврейского народа с Вс-вышним, что тогда раскроется, что Израиль – это одно целое, кивйохол, с Вс-вышним, ("Вегойу левосор эход[45]"), Исроэл вемалко билхойдоги[46] – нужно готовиться к этому подобающим образом; нужно иметь "жемчужины", с которыми можно "идти под хупу" с Царем над царями царей, Святым, благословен Он. Нужно изучать хасидус, и бешофи.

Тес

Это также ответ тем, кто говорит: действительно, хасидус – это хорошая вещь и т.д., и наоборот, это такая вещь, которая приравнивается к жемчугу, - но он не гонится за жемчужинами. Ему достаточно, чтобы его "лвушим" (махшово, дибур и маасе в 613 заповедях Торы) были цельны, и украшения у него также есть. Не в "марголийойс[47]" у него нет нужды!

Нужно знать, что, кроме того, что это закон в Шулхан Орухе, обязанность изучать пнимиюс Тойро (как все части Торы), и еще более, - со стороны тьмы иквесо димшихо, нужно изучать хасидус, для того, чтобы лвушим были целы, как говорилось выше, - кроме этого, такой порядок, чтобы не гнаться за марголийойс, был возможен в предшествующих поколениях. Но сейчас, когда "гиней зэ оймед ахар кослейну", нужно готовиться, чтобы быть готовыми "идти к хупе" с Царем над царями царей Святым, благословен Он, - что значит, он не гонится за жемчужинами?

В Зогар говорится, что во время изгнания  евреи подобны невесте, которая находится на рынке бурски", что со стороны большой любви к своей невесте, жених – Вс-вышний, - не обращает внимания на дурной запах рынка кожевенников, - изгнание, и идет туда, где находится невеста, - его евреи.

Это все – порядок времени изгнания. Но сейчас настало время, когда должно быть "долой голус!", еще будучи в Мицраим, "у всех сынов Израиля был свет в их поселениях", быть готовыми к истинному и полному избавлению, - и что значит, что готовятся к хупе с одеждами, которые были достаточны, когда находились на улице рынка кожевенников…

И через то, что готовятся как надо к "хупо" с Вс-вышним, с множеством марголийойс, - затапливая мир изучением хасидизма, "кемаим лейом мехасим" – это само ускоряет и приближает время, когда мы сможем праздновать практически великое веселье нисуин между евреями и Вс-вышним – будет видно материальными глазами и ниже десяти ладоней как Исроэл ве-Кудшо брих гу койло хад, Исроэл вемалко билхойдоги, и в скором времени в наши дни буквально.

 

 

 



[1] Ночь на субботу хол а-моэд Суккойс (Сефер а-сихойс 5705 стр. 50)

[2] "дух жизни", воздух для дыхания

[3] падающий

[4] не дай Б-г

[5] "мошол" – пример. "нимшол" – то, на что приводится пример

[6] "Все произошло из праха" (Когелет 3, 20)

[7] "Земля, из которой всходит хлеб" (Ийов 28, 5)

[8] "сокрытые миры"

[9] "открытые миры"

[10] раскрытые силы

[11] земля

[12] сокрытые

[13] море

[14] "достойно (ли) поколение"?

[15] "Душа Торы" (Зогар ч. 4 стр. 152, 1)

[16] "сокрытые силы души"

[17] чье освобождение (йуд тес кислев) мы сегодня отмечаем

[18] "Вкусившие ее удостоились жизни"

[19] "очищать искры Святости"

[20] "И дух нечистоты Я уберу с земли" (Зехария 13, 2)

[21] см. Зогар ч. 3 стр. 73, 1

[22] "Израиль и Вс-вышний – одно"

[23] В отношении цибур (общества) сынов Израиля (ибо общество не умирает (Горайот 6, 1) – и это то же самое общество), но только, что время изменилось с тамуза к и т.д.

[24] жизненная энергия

[25] веселье

[26] "Глаза мудреца – в его голове" (Когелет 2, 14)

[27] Шхина, которая над его головой (Зогар ч. 3, стр. 187, 1)

[28] Хагига 9, 2. Тания 1, 15

[29] "не служил Ему" (Малахи 3, 18)

[30] "Исполняют волю Вс-вышнего"

[31] всеми своими силами (Воэсханан 6, 5)

[32] отдать свои желания

[33] "праведник верой своей жив будет" (Хаввакук 2, 4)

[34] установленное время

[35] полон и переполнен

[36] в практическом действии

[37] "Обновляются каждое утро" (Эйха 3, 23)

[38] источники

[39] см. Контрос Эц га-Хаим гл. 11. и еще.

[40] "не благословляли перед изучением Торы"

[41] с избытком

[42] "возвеличить Тору и прославить" (Йешайа 42, 21)

[43] одежды

[44] " вот стоит он за стеной" (Шир гаШирим 2, 9)

[45] "И станут одной плотью"

[46] "Израиль и Царь – только они одни"

[47] "жемчуг"

Запись опубликована в рубрике: .