Йоав Сорек
Йоав Сорек — известный израильский религиозный публицист. "Вики" сообщает о нем, что несколько лет назад он "снял кипу", оставшись при этом верным традициям. В последние две недели его имя стало широко известно в результате теракта, в котором погиб его сын, да отмстит Вс-вышний его кровь.
Собственно, это также то, что побудило меня заинтересоваться тем, что он говорит. На мой взгляд, это настоящее окровение, основанное на глубоком религиозном чувстве, на ощущении ответственности перед своим народом и историей. Понятно, что сама это позиция - это скорее приглашение к обсуждению. Тем не менее, мне кажется, что этот вопрос назрел, и предлагаемая Сореком модель устранения деления на "светских" и "религиозных" жизненно необходимо больше всего именно "русскому" сектору израильского общества. (прим. переводчика)
Оригинал статьи здесь (это только частичный перевод)
В руках национально-религиозного лагеря ключи от будущего всего израильского общества, и, в сущности, будущего иудаизма вообще. Для того, чтобы открыть новую эру иудаизма, должны выйти люди из его среды, готовые отказаться от монополии
В последние годы мы стали свидетелями процесса размывания границ между религиозным и светским обществом. Эта граница размывается как за счет умножения случаев перехода границы, как в одну сторону, так и в другую. Так и за счет того, что создается некая "пограничная зона", в которой живут и действуют люди, которых трудно определить как относящихся к одному из лагерей. Также "масортим"[1], естественно-восточная версия этого размывания границ, переживает сегодня подобие ренессанса и признания, которого она не имела раньше.
Этот процесс, возможно, может показаться опасным для индивидуума, или для воспитателей, которые пытаются уберечь своих воспитанников в рамках своего лагеря. Но даже они согласятся, что этот процесс несет в себе благословение на макро-, национальном уровне: он расширяет и подчеркивает общую еврейскую идентичность, и дает возможность для того, чтобы начать жизненно необходимый процесс, в результате которого израильское общество в целом определит себя как иудейское общество, руководимое Небесным предназначением[2].
Однако, развитие этого процесса сегодня тормозится своего рода "стеклянным потолком", поскольку, с точки зрения религиозной ортодоксии, существует лишь один "легитимный" путь — и это тот, который сохраняется внутри религиозного общества. Несомненно, между религиозным и светским обществами существуют социальные границы (раздельные кварталы, раздельные системы воспитания, и характерные для каждой социальной группы нормы жизни), но также они, в значительной степени, являются следствием идеологических границ: нерелигиозный израильтянин, даже если он не "нерелигиозный назло", и даже если он "масорти", не отвечает критериям религиозной модели исполнения заповедей. То, что справедливо в отношении индивидуума, справедливо еще более в отношении социума: образ жизни светского общества, повторяю, даже уважающего традиции — не соответствует галахическим нормам религиозных людей.
Как результат, размывание этой различительной линии сегодня это скорее опция для "неопределившихся" индивидуумов, чем национальная надежда. Да, религиозное общество становится все более "терпимым", а светское общество - все более "иудейским". Но к желанной цели устранения разделения на "религиозный" и "светский", цель, которую рав Кук называл "уничтожить имена Ваала из среды нашего лагеря" — таким путем мы не придем[3].
Т.е., может быть и придем. Только это произойдет не в результате осознанного выбора, позволяющего произодить социальные изменения, и платить за них минимальную цену. Возможно, история возьмет свое, и "снизу" поднимется давление, которое разрушит эти перегородки — но это произойдет хаотическим путем, способным уничтожить все то, над чем мы трудились многие годы.
Отмена "религиозности"
Но есть альтернатива. Из среды общины верующих, из среды общины, живущей сознанием предназначения Израиля[4], поднимутся силы, способные предложить дерзкий стратегический подход, который откроет новую эру израильского иудаизма: отмена религиозности.
Нет, не имеется в виду закрыть религиозные школы, и даже не — не дай Б-г - закрыть синагоги и дома учения, или отменить хотя бы одну заповедь из Торы. Имеется в виду только стереть границу, разделяющую народ на "религиозных" и "просто евреев", посредством дарования полной легитимации, галахической и "изначальной[5]", светскому образу жизни, подобному во многом тому, что принято в среде масортим.
Речь не идет об "отказе" от исполнения заповедей, или "компромиссе" в их соблюдении. Мы заключили союз, и мы не только верны ему, но также не представляем своей жизни без него. Шабат, кашрут, семейные ценности и скромность, святость Торы и ее изучения — все это вещи, которые мы продолжим нести с гордостью, продолжим воспитывать и бороться за них, и за все остальные заповеди Торы и ее ценности. Более того: мы продолжим стремится, и в еще большей степени, к исполнению еще и еще заповедей, которые мы еще не смогли исполнить. Мы продолжим искать путь, каким образом превратить Государство Израиля в государство, основанное на ценностях иудаизма во всей его глубине и мощи, значительно в большей степени, чем это сегодня.
Мы не откажемся от ценностей Торы и ее заповедей, мы откажемся лишь от очень определенной модели "религиозного образа жизни", которую мы обьявили "идеалом". Это уже не будет более "единственно правильный" образ жизни, сравнительно с которым все остальные представляют собой "отклонения" (более или менее терпимые). Вместо этого, что известно нам сегодня как "полный" религиозный образ жизни, будет признано как определенная система поведения, подходящая определенным людям, или определенным этапам в жизни человека, характеризуемым высокой степенью религиозной интенсивности — например, раввинам и "служителям культа", ученикам ешив, людям, находящиеся в процессе тшувы, и как понятно, всем тем, кому подходит такой образ жизни, отвечая их характеру и желаниям.
Так в отношении "идеального", знакомого нам религиозного образа жизни.
С другой стороны, большая часть общества — в точности так же, как сегодня — продолжит вести светский образ жизни. Это не образ жизни, который отбрасывает все, связанное с Торой и заповедями, напротив, он освещен ими, и ограничен ими. Но это также не есть совершенно религиозный образ жизни. В нет напряжения "исполнить заповедь", в нем нет ежедневной интенсивности благословений и молитв, в нем нет постоянной сосредоточенности на "разрешено" и "запрещено", в нем нет постоянной борьбы между "лживой" "западной" культурой, и "аутентичным иудаизмом". Это иудаизм "на равных", иудаизм, который не делает проблемы из "мелочей", иудаизм, который различает между критическими моментами в жизни человека, когда проверяется человек, и которые иногда даже требуют самопожертвования. И между ежедневной практикой, когда требуется гибкость и чувство меры в большей степени, чем преданность формальному кодексу.
Но в противоположность тому, как это происходит сегодня, такой образ жизни будет "изначальным", и переход между ним и между "религиозным" поведением будет сравнительно легок и гибок, подобно решению человека вести более здоровый образ жизни, или более свободный, и тому подобное.
Как понятно, мое предложение базируется на допущении, что у мудрецов поколения есть право и также обязанность взять на себя ответственность и вернуться и толковать Тору, и обновлять галаху. Вера в то, что устная Тора способна обновляться с нашей помощью, есть жизненно важный ключ, без которого мы не можем никаким образом надеяться на возвращение народа к Торе и Торы к народу. К сожалению, в последние годы в религиозном обществе укоренился ложный взгляд, утверждающий, что мы не имеем права и не способны обновлять Тору. Это оскорбляет память мудрецов прошлых поколений, и мешает Торе стать Торой жизни для поколений. Тем, кто идут по этому пути, остается только молиться и просить милости Небес, чтобы нам не пришлось отвечать на вызовы, подобные строительству Храма или возвращению законов чистоты. И достаточно постигающему.
Национальная революция
То, что я предлагаю, это, на первый взгляд, нечто достаточно минорное, а именно, религиозная легитимация светскому образу жизни, создание дополнительной нормы, параллельно "полному" соблюдению Торы и заповедей. Это "маленькое" действие содержит в себе потенциал пробить затор, и произвести духовную революцию и полную революцию сознания в народе Израиля.
С точки зрения внутри-секторной, она "открывает" все то, что закрылось в глухой обороне. Проверь все критерии, создающие границы религиозного общества, по которым отсеивают учеников в средних ешивах, или по которым фильтруют кандидатов в религиозные поселения, и ты увидишь, что если оставить там только основные законы Торы, а не определенный религиозный образ жизни, то очень многие, кто оказались "снаружи", смогут найти себя "внутри". Почти все элементы "досометра", которые мы обычно применяем, аннулируются при таком подходе.
Это изменение имеет также определяющее значение для собственно галахического дискурса: Модель, существующая сегодня, которая, вроде бы, считается "идеальной" с точки зрения всего религиозного общества, даже той его части, которая не использует ее практически — приводит к тому, что галахический дискурс происходит в узком кругу тех, кого не нужно убеждать.
Не имеется в виду только то, что весь галахический дискурс происходит между самими религиозными (это можно считать логичным, ибо остальные, на первый взгляд, не разделяют его исходных установок), но это имеет отношение к градациям, существующим, так или иначе, внутри самого религиозного общества. Большнство тех, кто считает, что "досовская" модель не подходит им, определяют себя как "лайты", и чувствую, что они не достойны участвовать в дискурсе, призванном определить саму модель. Своих детей они отправят учиться в "правильные" религиозные школы, т.е., отличные от той модели, которую они сами реализуют. Это противоречит тому, что их личный выбор вести более открытый образ жизни имеет своим источником не "слабость", а здоровую и правильную интуицию. В тот момент, когда "светский" образ жизни станет "изначальным", люди "большого мира" смогут "играть" на галахической площадке, и тогда начнется новая игра.
Трудно преувеличить значение этой "новой игры". Для начала скажем, что религиозность включает в себя нечто больше, чем просто верность Торе и заповедям. Она устанавливает также целый ряд предположений, определяющих, каким образом эта верность должна реализовываться. Результатом этих изначальных установок, которые мы не будем здесь перечислять, является то, что существующая галаха склонна освящать анахронизм, видеть в странности признак большей религиозности, и не признавать здравый смысл как фактор, имеющий равные права в религиозном дискурсе.
В действительности же, можно быть полностью преданным Торе и заповедям, без того, чтобы принимать на себя эти изначальные посылы. Однако, подобная позиция считается сегодня "нерелигиозной", и ей "запрещен доступ" к религиозному дискурсу. В тот момент, когда эта ситуация изменится, начнется религиозная дискуссия более высокого уровня, чем тот, который знаком нам сегодня: больше не будет бесконечных диспутов на чрезвычайно ограниченном пространстве, основные проблемы реальности нашей жизни откроются для глубокого и серьезного обсуждения, так, как это умели делать Хазаль, то, что не происходит уже более чем на протяжении жизни поколения. Обсуждение, которое найдет способ дать ответ на глубокие изменения, которые произошли в самой основе еврейской идентичности в результате возрождения Страны, в самой основе семейной жизни в результате изменения статуса семьи, в экономике, с переходом к не-аграрной модели, и в самой основе общинной жизни, с переходом от религиозной общины к светскому народу.
Но это не только революция в Торе, но также социально-политическая революция, такая, которая поведет за собой драматические изменения в центрах сил. Как только будет уничтожена основа для резкого разделения между религиозными и светскими, мы снова откроем для себя, что в Израиле существует очень большой общественный сектор, очень значимый мейнстрим, считающий себя обязанным иудаизму, и видящий в нем базу для своей жизни. Сегодня мы становимся свидетелями "войны культур" между ценностями иудаизма и либеральными ценностями, между еврейской идентичностью и ассимиляцией в западном культурном пространстве. Как только религиозная модель "откроется" для изменений, несомненно, победит "иудейский" вариант.
[1] Букв. "верные традиции". Люди, которые, как правило, частично соблюдают те или иные заповеди. В основном это выходцы из восточных общин. Для таких людей вполне естественно делать кидуш в субботу, а потом ехать на море или смотреть телевизор. Прим. переводчика
[2] Имеется в виду идеология "светоча для народов", или "царства священников" и т.д. Автор говорит, что эти ценности, это жизненное самоощущение должно стать достоянием всей нации, а не оставаться чем-то секторальным. Прим. переводчика
[3] Рав Кук считал разделение на светских и религиозных наследием христианства и одним из основных проблем иудаизма. Прим. переводчика
[4] Т.е., национально-религиозного лагеря
[5] В оригинале употребляется слово, означающее "исполнять заповеди как можно лучше", "лехатхила". Т.е., светскость или "традиционность" должна стать в сознании религиозного общества не "вторым сортом" иудаизма, а "первым сортом". Прим. переводчика