Рав Авраам Ицхак аКоэн Кук Зацаль
(Из выступления рава Кука в Рош аШана 1934 года в синагоге «Хурба» рабби Йегуды-хасида)
(Йешая 26, 13) «И будет в тот день, вострубит великий шофар (рог), и придут пропавшие в земле Ассирийской, и отверженные в земле Египетской, и поклонятся Вс-вышнему на Святой горе в Иерусалиме».
«Б-г наш и Б-г отцов наших, воструби в великий шофар нашей свободы» (из молитв Мусаф в Рош аШана).
О великом шофаре избавления пророчествует пророк, и о том, что вострубит великий шофар, об этом мы молимся. Мы подчеркиваем слово «великий».
Ибо есть различные ступени в шофаре избавления:
· Есть «великий шофар»
· И есть обычный, средний шофар
· И есть малый шофар
Шофар Мошиаха сравнивается с шофаром Рош аШана.
Галаха говорит, что есть три ступени в шофаре, в который трубят в Рош аШана.
· Шофар Рош аШана — мицва делать из рога барана[1];
· Если невозможно найти бараний рог — то все рога пригодны;
· Шофар, сделанный из рога нечистого животного, и также шофарн, сделанный из животного, использованного для идолослужения, или шофар, сделанный неевреем — негодны. Но если протрубили в него, то это засчитывается как исполнение заповеди. И можно трубить в любой шофар, если нет кошерного шофара, и только нельзя благословлять на него.
Эти ступени шофара Рош аШана, о которых говорит галаха, подобны ступеням шофара избавления.
Что означает, на самом деле, шофар избавления? Когда мы говорим «шофар Мошиаха» мы имеем в виду пробуждение и стремление, приводящее к возрождению и избавлению народа Израиля. Это пробуждение и есть «звук шофара», собирающий пропавших и отверженных, и приводящий их к святой горе в Иерусалиме.
Так всегда было в народе Израиля в различные времена, и так есть до сего дня, в различных частях еврейского народа, и среди избранных его людей, есть пробуждение и желание, источник которых в святости, в сильной вере в Вс-вышнего и в его Тору, и святость Израиля и предназначение его, и в стремлении исполнить волю Вс-вышнего и привести полное избавление Израиля. Это «великий шофар», и это самый лучший шофар, стремление народа к избавлению, продиктованное желанием исполнить свое великое предназначение, которое не может быть реализовано, когда народ находится в изгнании и унижении.
Но иногда святая воля ослабевает, и нет воодушевления и стремления к возвышенным идеалам святости. Однако, остается, по крайней мере, здоровая человеческая природа, источник которой также в святости. И эта здоровая человеческая природа порождает простое природное стремление в народе, создать свою власть в своей стране, подняться и освободиться, жить простой свободной жизнью, подобно всем народам. Это природное стремление, происходящее из природного национального чувства, это есть средний, обычный шофар, который есть везде. И это также пригодный для исполнения заповеди шофар, хотя первый стоит выше, чем этот. Про это сказано: «если нет выбора, то все шофары пригодны».
Но есть также третья ступень у шофара Мошиаха, и ей также соответствует ступень шофара в Рош аШана: маленький, негодный шофар, в который трубят по необходимости, если невозможно найти пригодный шофар. Когда прекратилось воодушевление святости, и стремление к избавлению, продиктованное им, и когда даже естественное природное человеческое национальное чувство, воля нации и ее стремление к уважению также прекратились, если невозможно протрубить в кашерный шофар избавления, то приходят враги Израиля и трубят в наших ушах к избавлению. Они заставляют нас услышать голос шофара, они трубят в наших ушах, и не дают нам покоя в изгнании. Шофар нечистого животного становится шофаром Мошиаха. Амалек, Петлюра, Гитлер и т.д. пробуждают к избавлению. И тот, кто не услышал голос первого шофара, и также голос второго, обычного шофара он не хотел услышать, ибо замкнуты были уши его, услышит голос нечистого, негодного шофара, услышит против собственной воли. И он также исполнит заповедь, также такое национальное чувство, пробужденное палкой антисемитизма, «еврейской проблемой», также в нем есть избавление. Но на этот шофар невозможно благословить, как сказано в трактате Брахот, что «все, что связано с проклятием — не благословляют на это»
Мы молимся, чтобы Вс-вышгний не привел нас к тому, чтобы мы услышали негодный и нечистый шофар против своей воли. И также к обычному, среднему, почти что светскому шофару мы не очень стремимся.
Мы молимся: «воструби в великий шофар нашей свободы», шофар, приходящий из глубины святости души Израиля, из святая святых, и тогда это будет полная геула
[1] Шулхан Арух, Орах Хаим, симан 566, п. 1