1. Вера и эпоха науки

АРГУМЕНТЫ ПРАВДОПОДОБИЯ

"Религиозное чувство" определяется как "верование в религиозную доктрину, которая не имеет доказательства". Хотя религия основана на вере, а не на доказательстве, нашу веру в последнее время сильно подкрепил серьезный аргумент правдоподобия. Между описанием сотворения мира в Книге Бытия и тем, как описывает его наука, сегодня в значительной мере установилась гармония. Иными словами, наблюдается соответствие между научными открытиями последнего времени и миросозерцанием верующего человека. Именно это мы и подразумеваем, говоря о подкреплении религиозной веры соображениями правдоподобия.

Прежде, чем описать некоторые из этих подкрепляющих веру соображений, необходимо подчеркнуть, что не только религия, но и наука во многом опирается на соображения правдоподобия. Наивный образ ученого в белом халате, сидящего в своей лаборатории и следящего за стрелкой, которая двигается по шкале к заведомо предсказанному показателю и таким образом подтверждает не допускающую ни малейших сомнений теорию, мало соответствует действительности. На самом деле эмпирическая природа науки исключает возможность абсолютного доказательства. Наука движется вперед, выдвигая постулаты и рабочие гипотезы, а затем исследуя, насколько эти постулированные концепции и предположения в состоянии объяснить феномены, наблюдаемые в природе или в лаборатории. По мере того, как умножаются удовлетворительные объяснения, становится все более ясно, что гипотезы и предположения в основном правильны, хотя опыт показывает, что почти неизбежно потребуются те или иные изменения и уточнения.

Весьма поучителен, скажем, пример с кварками, крошечными частицами, базовыми кирпичиками, из которых построена наша Вселенная. Кварки - это вовсе не какая-то экзотическая частица, не имеющая отношения к повседневной жизни. Как раз напротив. Из кварков состоит 99,9% всей известной нам материи, в том числе звезды, планеты, камни, вода, воздух, книга, которую вы читаете, и ткани вашего тела. (Остальные 0,1% - это электроны).

Несмотря на то, что кварков никто никогда не видел, ученые убеждены в их существовании. Как объясняет профессор Сассекского Университета Дэйвид Бейлин: "Хотя ни один сложнейший прибор никогда не 'видел' кварка, все согласны, что они действительно существуют."1 Более того, никто никогда их и не увидит, ибо, согласно общепринятой теории элементарных частиц, они навеки "заперты" в протонах и нейтронах (из которых каждый состоит из тройки кварков). Профессор Коллоуэй из Европейского Центра Ядерных Исследований (CERN) объясняет: "Фундаментальные частицы материи, кварки, перманентно заключены внутри протонов и нейтронов." 2

Если никто никогда не видел кварк, почему же ученые абсолютно убеждены, что он не только существует, но и является одним из важнейших кирпичиков, из которых построена вся Вселенная? Ответ прост: если предположить, что кварки есть, это объясняет множество наблюдаемых нами свойств вселенной.

Теоретики разработали модель кварка в качестве изящного, компактного описания мириадов новых частиц, обнаруженных в 50-х и 60-х годах двадцатого века, а также и знакомых уже протона и нейтрона. Свойства и взаимодействия всех этих частиц сложились в стройную картину, которая полностью поддается объяснению, если считать, что все эти частицы состоят из трех видов кварков.3

Описанные выше открытия, так же как и многие другие, сделанные впоследствии, позволили ученым придти к убеждению, что существование кварков в высшей степени правдоподобно, хотя они никогда не были обнаружены. Это представляет собой образец аргумента правдоподобия в науке.

Следует отдать себе отчет в том, что применение "аргументов правдоподобия" представляет собой важнейшую черту сходства между научными методами и методами, принятыми в религии, ибо на них опираются оба направления мышления. И в религии, и в науке, по мере того, как накапливаются "аргументы в пользу правдоподобия", вера в фундаментальные доктрины обретает все более рациональные основы. Рассмотрим некоторые важнейшие аргументы правдоподобия в пользу религиозных верований.

СОТВОРЕНИЕ МИРА И НАУКА

Откуда взялась Вселенная? Верующий человек ответит, скорее всего, что Вселенная была создана из ничего, как говорится в первом стихе Книги Бытия. Такой ответ долгое время считался неприемлемым с точки зрения науки, ибо он противоречит закону сохранения материи и энергии. Согласно этому научному закону, установленному в середине девятнадцатого века, материя и энергия могут переходить из одной формы в другую, но ничто не может возникнуть из ничего. Поэтому ученые рассматривали Вселенную как нечто вечное, таким образом осторожно обходя вопрос относительно ее происхождения. Библейское утверждение о том, что Вселенная была сотворена, по всей видимости, из ничего, стало исходной точкой конфликта между наукой и Библией. И так дело обстояло на протяжении длительного времени.

Но теперь ситуация изменилась. Двадцатый век стал свидетелем беспрецедентного взрыва научного познания, и особенно драматично это проявилось в космологии, науке, которая изучает происхождение и развитие Вселенной. Астрономы изучали небесные тела на протяжении тысячелетий, но их исследования состояли почти исключительно в прослеживании орбитных путей звезд, планет и комет и в определении их состава, спектра и других свойств. А происхождение небесных тел оставалось полнейшей загадкой. Как сказал Нобелевский лауреат С. Вайнберг,

...в пятидесятых годах [двадцатого века] считалось обычно, что уважающий себя ученый не станет тратить времени на такой предмет, как изучение ранних стадий развития Вселенной... тогда просто не существовало экспериментальной и теоретической основы, на которой можно было бы построить историю Вселенной."

Огромный прогресс в космологии, достигнутый за последние десятилетия, впервые позволил ученым обрести связное представление об истории Вселенной.6 Сегодня накоплено грандиозное количество данных, которые согласуются с космологической теорией "большого взрыва".7 Четыре основные доказательства таковы: (1) в 1965 году были обнаружены остатки первоначального светового шара; (2) было установлено соотношение водорода и гелия во Вселенной; (3) Хаббл открыл разбегание галактик; (4) в 1990 году, с помощью спутника СОВЕ был измерен спектр абсолютно черного тела на микроволновой фоновой радиации. Теория большого взрыва -единственное, что может отвечать всем этим наблюдениям, и потому сегодня она принята всеми ведущими космологами мира.

Самое удивительное, что теория большого взрыва утверждает, что Вселенная в буквальном смысле была создана из ничего. Поучительно будет процитировать здесь ведущие мировые авторитеты.

Профессор Кэмбриджского Университета, Нобелевский лауреат Пол Дирак пишет:

"Представляется несомненным, что Вселенная была

создана в некое определенное время."8

Профессор Массачузетского Технологического Института Алан Гат пишет:

"Момент сотворения мира остается необъясненным."9

Профессор Кэмбриджского Университета Стивен Хокинг пишет:

"Сотворение мира лежит вне пределов ныне известных законов физики."10

Профессор Калифорнийского Университета Джозеф Силк начинает свою книгу о современной космологии словами:

"Большой взрыв - это современная версия сотворения ми-

В наши дни тема сотворения мира непременно занимает центральное место в любой серьезной дискуссии о космологии. Профессор Колумбийского Университета, физик-теоретик Брайен Грин писал в 1999 году: "Современная теория происхождения космоса [утверждает], что Вселенная образовалась в момент, когда в результате грандиозного извержения энергии совершился выброс всего пространства и всей материи... Принятую в настоящее время теорию сотворения мира можно назвать стандартной моделью космологии."

Что имеют в виду космологи, когда они употребляют термин "сотворение мира"? Что, конкретно, было сотворено? Ученые обнаружили, что Вселенная началась с внезапного появления, из ничего, гигантского огненного шара, обычно называемого "первичный сгусток энергии". Произошел "световой взрыв", которому британский астрофизик Фред Хойл дал название "большого взрыва". Остатки первичного огненного шара были обнаружены в 1965 году двумя американскими физиками, Арно Пензиасом и Робертом Уилсоном, которые получили за это важное открытие Нобелевскую премию.

Люди нередко спрашивают, а что же существовало до "большого взрыва", до этого события, обозначившего сотворение мира. Профессор Принстонского Университета Джон Уилер объясняет, что до сотворения мира не существовало само понятие времени. "До Большого Взрыва вообще не было никакого "до". Законы природы появились вместе с Большим Взрывом, так же как и пространство и время."13 Ученые, подчеркивает Уилер, рассматривают пространство и время как "сцену", на которой разыгрываются события физического мира. Если физический мир не существует - если не существует Вселенная - то не может существовать ни время, ни пространство. "Время" и "пространство" не являются независимыми сущностями; эти понятия могут иметь смысл только после создания физического мира.

Это свойство времени и пространства можно проиллюстрировать по аналогии с понятием цвета. "Красный" и "черный" не являются самодостаточными характеристиками, не зависящими от каких бы то ни было физических объектов. Только при наличии макроскопических предметов, таких как трава, камни или дома, можно сказать, что они красные или черные. Не будь на свете ничего, кроме атомов и молекул, слова "красный" или "черный", да и все понятие цвета, не имели бы никакого смысла. Нет такой вещи, как красная молекула. Точно так же, пока не появилась вселенная, не существовало таких понятий, как время и пространство.

СОТВОРЕНИЕ МИРА И КНИГА БЫТИЯ

Когда Пензиас и Уилсон открыли существование первоначального света, это не только подтвердило факт сотворения мира, но и прояснило вековую загадку в рассказе о сотворении мира, как оно описано в Книге Бытия. В Первый День Творения, недвусмысленно говорит Книга Бытия, "И стал свет" (1:3). Но в ту пору не было ни звезд, ни солнца, ни луны, ни людей, ни какого-либо иного известного источника света. Как же тогда следует понимать "свет", упомянутый в Книге Бытия?

Ученые обнаружили, что свет существовал в самом начале времен: первичный огненный шар, чье появление возвестило возникновение Вселенной. Сотворение света не совершилось внутри существующего мира. Скорее, оно и было сотворением мира. Таким образом, Книга Бытия описывает не два отдельных акта создания в первый день - сотворение мира и сотворение света - но один, единый акт.

Обратимся теперь к вопросу о масштабах времени. Сколько времени потребовали космологические события, произошедшие при сотворении мира? Сколько миллионов лет должно было пройти, прежде чем мир был завершен и принял свою теперешнюю форму?

Поражающий воображение ответ заключается в том, что все космологические события, сопровождавшие сотворение мира, произошли в течение нескольких кратких минут. Недаром Нобелевский лауреат Стивен Вайнберг дал своей знаменитой книге о современной космологии драматическое название: "Первые три минуты".

В наше время космологические события - события, изменяющие структуру вселенной - происходят на протяжении многих миллионов лет. Как же такие события могли произойти за несколько мгновений? Ответ гласит, что в период сотворения мира температура во всей вселенной была невообразимо высока. Пища в кастрюле-скороварке варится гораздо быстрее, чем на малом огне - и точно так же события в раскаленной вселенной на заре времен происходили с невероятной быстротой. Как говорит профессор Грин,

Новорожденная вселенная воплотилась с феноменальной скоростью. В ничтожные доли секунды протекали целые космические эпохи, на протяжении которых впервые сформировались устойчивые основные детали вселенной... В течение первых трех минут после большого взрыва, по мере того, как остывала кипящая вселенная, возникали ядра атомов первичных элементов.14

Следовательно, образование первых атомных ядер, основного материала, из которого построены все вещества, завершилось в течение трех минут с момента сотворения мира.

ВЕРА

Необходимо подчеркнуть, что вышеописанное фундаментальное соответствие между наукой и Книгой Бытия не есть доказательство божественного происхождения Книги, и, безусловно, не доказывает, что Бог существует. И то, и другое лежит в области веры. Тем не менее, вступая в двадцать первое столетие, верующий человек не вынужден стоять перед выбором - либо он принимает новейшие научные открытия, либо ту версию сотворения мира, которая изложена в Книге Бытия. В наши дни все ведущие космологи говорят о сотворении мира, Книга же Бытия говорит о Творце мира - разве не естественно будет предположить, что они говорят об одном и том же предмете? Верующему человеку просто удовольствие жить в наши дни!

Не забудем, что такое согласие между наукой и верой царило далеко не всегда. Всего лишь несколько десятков лет назад выдающийся исследователь Торы Рабби Джозеф Б. Соловейчик, в своем классическом эссе о дихотомии между наукой и верой, "Одиночество верующего",15 так описывал ощущения верующего человека, который живет в мире науки:

Одиноко верующим людям в нашем современном мире. Мы верны призрачным надеждам, не имеющим опоры в сегодняшней действительности... На веру в Бога смотрят снисходительно, как на некое субъективное болеутоляющее средство,

16

но никак не вместилище истины.

Ныне, едва полвека спустя, во многих научных дисциплинах слова ученого с трудом удается отличить от слов верующего. Профессор Гарвардского университета Стивен Дж. Гулд говорит нам, что "человеческий разум является результатом ошеломительной серии событий, совершенно невероятных, непредсказуемых и невоспроизводимых."17 Биолог-эволюционист профессор Дэйвид Рауп, бывший председатель американского Союза Палеонтологов, желая "объяснить" факт существования человека, то и дело употребляет слова "везение, счастливый случай".18 Археологи с изумлением отмечают "радикальные и внезапные изменения... которые ничто не предвещало",19 возвестившие начало цивилизации, и внезапный "качественный скачок в развитии умственных способностей", запечатленный в археологической летописи человеческого культурного поведения. В самых разных областях науки исследователи говорят об "антропном принципе", подразумевая, что вселенная выглядит так, как если бы она была намеренно запланирована для существования и благополучия человека. И, наконец, Кембриджская Энциклопедия Астрономии выражает эту идею в таких поэтических словах: "Поистине, мы дети Вселенной".22

Перечисленные выше, и многие другие научные открытия и положения в точности соответствуют тому, чего следовало ожидать, если описание происхождения и развития вселенной, данное в Книге Бытия, отвечает истине. Такая гармония между наукой и Книгой Бытия представляет собой серьезный аргумент правдоподобия в пользу наших религиозных верований.

Наука не является более противником верующего человека. Напротив, современная наука стала важнейшим фактором, укрепляющим древнюю веру.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. D. Bailin, 1987, Contemporary Physics, т. 28, стр. 179.

2. D. J. Е. Callaway, 1985, Contemporary Physics, т. 26, стр. 95.

3. К. Rith and A. Schafer, июль 1999, Scientific American, стр. 42.

4. Разумеется, есть также существенные различия между научными утверждениями и религиозными. Например, истинность любой научной теории может быть проверена (что было отмечено Карлом Поппером). Напротив, неистинность религиозных утверждений, как правило, доказана быть не может.

5. S. Weinberg, 1977, The First Three Minutes (Andre Deutsch: London), стр. 13-14.

6. В современной космологии появились такие важные открытия, изобретения, инструменты и технологии как рент-геноастрономия, космический телескоп Хаббла, спутник СОВЕ, радиоастрономия, пульсары и квазары, гравитационные линзы.

7. Популярное изложение теории Большого взрыва см.: N. Aviezer, 1990, In the Beginning (Ktav Publishing: New York), Chapter 1. (Русский перевод см. H. Авиезер,

В Начале, 1995 (издательство Ктав, Нью-Йорк), гл.1.

8. P. А. М. Dirac, 1972, Commentarii, т. 2,? . 11, стр. 15.

9. А. Н. Guth, May 1984, Scientific American, стр. 102.

10. S. W. Hawking, 1973, The Large Scale Structure of Space-Time (Cambridge University Press), стр. 364.

11. J. Silk, 1989, The Big Bang (W. H. Freeman: New York), стр. xi.

12. В. Greene, 1999, The Elegant Universe (Jonathan Cape: London), стр. 345-346.

13. J. A. Wheeler, 1998, Geons, Black Holes, and Quantum Foam (W. W. Norton: New York), стр. 350.

14. Greene, стр. 347, 350.

15. J. B. Soloveitchik, весна 1965, Tradition, стр. 5-67.

16. См. адаптацию эссе Соловейчика (особенно стр.8), сделанную A. R. Besdin, 1989, Man of Faith in the Modern World (Ktav: New York), стр. 36-37.

17. S. J. Gould, 1989, Wonderful Life (W. W. Norton: New York), стр. №.

18. D. M. Raup, 1991, Extinctions: Bad Genes or Bad Luck? (Oxford University Press).

19. N. Eldredge, 1985, Time Frames (Simon and Schuster: New York), стр. 87.

20. N. Eldredge and I. Tattersall, 1982, The Myths of Human Evolution (Columbia University Press: New York), стр. 154.

21. J. D. Barrow and F. J. Tipler, The Cosmological Anthropic Principle, 1986 (Oxford University Press); G. Gale, декабрь 1981, "The Anthropic Principle", in Scientific American, стр.114-122.

22. S. Mitton, editor-in-chief, 1987, The Cambridge Encyclopedia of Astronomy (Jonathan Cape: London), стр. 125.

Запись опубликована в рубрике: .