ВОПРОСЫ
Каков возраст нашей Вселенной? Этот вопрос немедленно встает перед каждым, кто изучает ископаемые останки древнего животного мира - следы давно минувших тысячелетий. Останки доисторических животных и растений вкраплены обычно в геологическую породу, содержащую радиоактивные вещества, возраст которых можно определить опираясь на свойства радиоактивности. Например, если, по данным радиоактивного распада, данная порода сложилась 200 миллионов лет тому назад, естественно предположить, что примерно тогда и жило доисторическое животное, кости которого в ней сохранились.
Геологическая временная шкала таких масштабов представляет собой серьезную проблему для верующего, ибо в Книге Бытия сказано, что мир был создан за Шесть Дней Творения, от которых нас отделяет всего шесть тысяч лет истории человеческой цивилизации. Как совместить сотни миллионов лет, о которых говорит анализ окаменелостей, и библейские несколько тысяч лет от сотворения мира до сегодняшнего дня? Не помогут и ссылки на неточность измерений по методу радиоктивного распада, ибо миллионно-летняя шкала времени относится не только к ископаемым окаменелостям. Геологи относят формирование нынешних континентов и океанов на сотни миллионов лет назад; астрономы показали, что Солнеч-
нал система (включая и Солнце, и нашу Землю) образовалась около пяти миллиардов лет назад, и сама наша Вселенная, согласно космологической теории Большого взрыва,1 возникла внезапно более 10 миллиардов лет назад.
Важно отдать себе отчет в том, что все эти научные дисциплины пользуются различными методами для получения этих временных результатов. Поэтому буквально придерживаться традиционной библейской версии 6000-летней вселенной, отвергая ради этого достигнутые наукой результаты, считая, что каждый из них содержит миллионнократную ошибку - значило бы отрицать чуть ли не всю современную науку вообще.
Недавно была сделана попытка согласовать библейские масштабы времени с научными с помощью эйнштейновской теории относительности.2 По Эйнштейну, время есть нечто относительное (а не абсолютное, как считал Ньютон). Ход времени различен в разных точках вселенной в зависимости от локального гравитационного потенциала, и претерпевает так называемое "растяжение времени". Например, гравитация на Солнце гораздо сильнее, чем на Земле, потому что Солнце гораздо массивнее Земли. Поэтому и время на Солнце течет медленнее.
Этим способом можно попробовать согласовать библейские Шесть Дней Творения с 10-миллиардной историей Вселенной современной науки. Достаточно лишь предположить, что библейские "часы" измеряли время в некой точке Вселенной с огромной силой притяжения, благодаря чему библейское время и текло гораздо медленнее.
Это объяснение, однако, не годится, потому что относительное растяжение времени чрезвычайно мало. Например, год, измеряемый на Солнце, всего лишь на минуту короче года, измеряемого на Земле, то есть разница примерно в 0,0002 процента. Сжать таким способом 10 миллиардов лет в шесть дней невозможно. Известный физик, профессор Калифорнийского института технологии Барри Саймон определил такого рода подход как "полное непонимание элементарных физических законов... с первого взгляда очевидное любому профессиональному ученому." Еще одна попытка4 согласовать науку с Библией, на этот раз опираясь на представление о расширяющейся Вселенной (красное смещение в спектрах далеких галактик), тоже полностью подпадает под слова профессора Саймона.
В определенных кругах весьма популярен еще один метод согласования библейской и научной шкал времени. Он гласит, что на самом деле Вселенная очень молода, но кажется (науке) старой, ибо такой сотворил ее Господь. Если, скажем, Адам был сотворен в виде тридцатилетнего мужчины, то на следующий день осматривающий его ученый-антрополог заключил бы, что Адам уже прожил на свете тридцать лет. Такой подход, логически неопровержимый - кто докажет обратное? - все же никак не примиряет эти две шкалы времени в обычном смысле слова. Соотнесение науки с Книгой Бытия предполагает, что видимые противоречия между ними будут разрешаться без помощи чудес.
Признаем прямо: если библейское слово "день" понимать как 24-часовой отрезок времени, то это противоречие вообще неразрешимо. Но если понимать Дни Творения в переносном смысле, то, наоборот, абсолютно все, о чем говорится в первой главе Книги Бытия, замечательно согласуется с последними достижениями космологии, астрономии, геологии, климатологии, биологии и археологии. Более того, подробный анализ5 событий, связанных с каждым из Шести Дней Творения, дает в результате полное согласие между современной наукой и буквально прочитанным текстом Книги Бытия.
МОИСЕЙ МАЙМОНИД И ЕГО ПОДХОД
В своем фундаментальном философском труде, посвященном Торе, знаменитый средневековый мыслитель Моисей Маймонид рассматривает вопрос о том, как следует толковать описательную часть текста Библии.6 (Интерпретацию правового ее текста мы здесь не затрагиваем.) Прежде всего, говорит Маймонид, надо попытаться понять текст буквально. Если, однако, буквальное толкование противоречит логике или достоверно установленным фактам, тогда надо толковать библейский текст по-иному - метафорически.
Применим подход великого комментатора Торы к нашему случаю. Если понимать Шесть Дней Творения буквально, как шесть 24-часовых отрезков времени, это оказывается в полном противоречии с огромной сокровищницей достоверно установленных научных знаний. Поэтому "день" творения надо понимать метафорически, а именно, как определенный этап развития Вселенной, вне всякой связи с длительностью каждого этапа во времени. Приняв эту концепцию временного ряда, мы увидим, что абсолютно все события, описываемые в Книге Бытия, каждая фраза и каждое слово - полностью согласуются с достижениями современной науки.7
Для нас особенно важно, что Маймонид, желая проиллюстрировать, как надо толковать Библию, избрал для примера именно Сотворение Мира. В те времена (12 век) космология, опираясь на греческую философию, исходила из того, что Вселенная вечна и не была сотворена никогда - в полном противоречии с первой главой Книги Бытия. Маймонид отвергает греческую космологию, но не потому, что она противоречит Книге Бытия, а потому, что считает ее доводы недостаточно убедительными. Однако, подчеркивает Маймонид, даже если истинность греческой космологии может быть доказана, с точки зрения Торы, идея вечной Вселенной также приемлема, даже несмотря на то, что она полностью противоречит тексту Книги Бытия. Просто в этом случае первую главу Книги Бытия надо понимать как аллегорию. (Читателю, которого ужасает сама мысль, что всего описанного в Книге Бытия могло никогда не быть, напомним, что один великий талмудист толкует как аллегорию - как повествование о событиях, которые никогда не происходили - всю целиком Книгу Иова.8)
Маймонид приводит чрезвычайно интересный пример, показывающий, насколько насущно необходимо бывает порой толковать библейский текст в переносном смысле.9 Бог в Библии везде описан антропоморфически, как бы в человеческом обличий. Он, сказано там, вывел сынов Израиля из Египта "рукою сильною и мышцею простертою" (Второзаконие 26:8); Он говорит Моисею: "И когда сниму руку мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо" (Исход 33:23); наказывая грешника, Он говорит: "И Я обращу лице мое на человека того" (Левит 20:3); народ Израиля видит его "руку великую" (Исход 14:31); Десять Заповедей написаны "перстом Божиим" (Второзаконие 9:10); и так далее. Более того, Бог в Библии говорит, слышит, видит, ходит. Понимать все это буквально, подчеркивает Маймонид, есть ересь, ибо одно из основных положений еврейской религии гласит, что Господь не имеет физического бытия. И если нам кажется, что в Библии сказано иное, значит эти библейские слова следует понимать не иначе как метафорически.
И точно так же, продолжает Маймонид, всё в Библии - любое слово, высказывание, целый стих - что противоречит достоверному знанию или здравому смыслу, следует понимать не буквально, а в переносном смысле.
Для Маймонида это не было новой идеей. Мудрецы-талмудисты считали, что, по крайней мере для первых трех дней творения, когда солнца на небе еще не было, не приходится говорить о таких вещах, как "день", "вечер и утро" в их обычном смысле, ибо они суть астрономические явления, связанные с наличием солнца.10 " Если солнца нет, то нет ни вечера, ни утра, ни дня.
Из всего этого следует, что библейский календарь начинается лишь по завершении Шести Дней Творения и не включает в себя шесть этапов сотворения мира. Обычное значение "дней" и "лет" приложимо лишь к событиям после сотворения человека в Шестой День. Мы отложим пока (см. главу 4) вопрос о библейском взгляде на первобытного человека, и о тех поразительных событиях, которые произошли примерно шесть тысяч лет тому назад и отразились в знаменитом стихе из Библии: И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их... (Бытие 1:27).
Календарь, отсчет которого начинается с появления Адама и Евы, согласуется также и с единственным талмудическим источником {Sanhedrin 97а), дающим толкование еврейского календарного года. Там говорится о возрасте Вселенной вплоть до учения Торы и вплоть до пришествия Мессии. Ясно, что такие понятия, как Тора и Мессия, имеют смысл только тогда, когда уже живут на земле люди, и совершенно несущественны для более ранних времен, когда в мире были лишь звезды, планеты, скалы, и бессловесные животные. Поэтому временная шкала Талмуда имеет в виду не что иное, как человеческую историю, а именно, число лет, протекших после сотворения человека.
БИБЛЕЙСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ
Хронология сотворения мира, как оно описано в Книге Бытия, широко обсуждается в трудах традиционных комментаторов Торы. Остановимся на двух значительных книгах на эту тему: "Challenge"™ и " The Seven Days of the Beginning"." Автор второй из них, Рабби Эли Мунк, подробно анализирует первую главу Книги Бытия с этимологической точки зрения. Употребляя понятие "день" в том смысле, в каком оно фигурирует в Книге Бытия, рабби Мунк всегда выделяет его курсивом, чтобы никто не мог ошибочно принять День за 24-часовой отрезок времени.
Все же не совсем понятно, почему термин "день" (йом на иврите) употребляется в Книге Бытия, если он не означает 24 часа. Ответ на этот вопрос дается в самой Книге Бытия там, где говорится о седьмом дне - Субботе (Бытие 2:1-3).12
Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седъмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седъмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Бог избрал день седьмой как день святого праздника, ибо он отмечал завершение процесса сотворения Вселенной. Эта связь между Субботой и Творением отражена также и в Десяти заповедях (Исход 20:8-11), где говорится, что Бог освятил Субботу, дабы этот день служил еженедельным напоминанием о сотворении мира. Поскольку же Суббота - это действительно 24-часовой день, то, чтобы подчеркнуть связь субботы с шестью этапами сотворения Вселенной, о них тоже говорится, как о днях.
"ШЕСТЬ ДНЕЙ"
Шесть этапов сотворения мира, "Шесть Дней", делятся на два цикла. Первый, включающий в себя четыре этапа, относится к созданию инфраструктуры Вселенной, необходимой для существования и благоденствия рода человеческого. Второй цикл, состоящий из двух этапов, имеет дело с животным миром и достигает своей кульминации с появлением человека.
Первый цикл Творения
Этот цикл - построение инфраструктуры Вселенной - делится на четыре этапа:13
Первый день/Этап Сотворение Вселенной.
Второй день/Этап Образование солнечной
системы.
Третий день/Этап Образование континентов и
океанов; появление семенных растений.
Четвертый день/Этап Становление времен года.
Второй цикл Творения
Возникновение мира животных, второй цикл, делится на два этапа.
Пятый день/Этап Морские и крылатые животные.
Шестой день/Этап Млекопитающие и другие
крупные наземные животные;
человеческие существа.
Порядок событий, происходящих на первых четырех этапах первого цикла в Книге Бытия, соответствует действительному порядку вещей. В частности, как и описано на Третьем Этапе, образование континентов и океанов произошло одновременно с появлением семенных растений, в эпоху, которую геологи называют Пермским периодом.
Эти два цикла сотворения мира совершались параллельно. То есть, второй цикл не следовал за первым и не предшествовал ему. Идея двух независимых циклов процесса сотворения мира согласуется с библейским текстом. Глагол "сотворить" появляется в начале Первого Дня/Этапа (Бытие 1:1, начало Первого цикла), а затем снова в Пятом Дне/Этапе (Бытие 1:21, начало Второго цикла), но между этими двумя стихами Библии он не встречается больше нигде.
Интересно, что Книга Бытия рассматривает создание растений в совершенно ином плане, нежели создание животных. Биологически между ними нет существенной разницы. Но
Библия - это не учебник биологии. Она смотрит на растения как на предметы, предназначенные для службы людям, чтобы давать им пищу, одежду (лен, хлопок), убежище от стихий (дерево), лечебные средства, веревки, и так далее. Поэтому растения и появляются на одном из этапов Первого цикла, как составная часть инфраструктуры создаваемой Вселенной. Напротив, животные, по Библии, разделяют с человеком характерные свойства живых существ. Поэтому они и появляются на одном из этапов Второго цикла, где речь идет уже о сотворении человека.
Есть и еще одна причина, почему растительный мир появляется в Первом цикле. Растения сыграли решающую роль в развитии нашей планеты. Атмосферный кислород, необходимый для дыхания, есть продукт жизнедеятельности растений -фотосинтеза, благодаря которому растительные ткани наращиваются из воды и углекислого газа, поглощая энергию солнечного света. Побочным продуктом этого процесса является кислород. Наука сегодня считает, что зеленая растительность была единственным источником всего кислорода, содержащегося в нынешней атмосфере. Как отмечает профессор Парижского Университета Клод Аллегр, "Сегодня все согласны с тем, что кислород, составляющий 20% нашей атмосферы, появился в результате фотосинтетического процесса."14 Кислород играет также и другую важнейшую роль: "Он поглощает смертельно опасную ультрафиолетовую радиацию, испускаемую солнцем... Жизнь на суше была невозможна, пока в атмосфере не накопился кислород.1<!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Шесть Дней Творения суть шесть этапов в развитии вселенной - от первоначального сотворения физического мира вплоть до появления человека - а не шесть 24-часовых отрезков времени. Этот подход согласуется со взглядами авторитетных комментаторов Торы, начиная от мудрецов талмудического периода и до наших дней.
ПРИМЕЧАНИЯ
I. Популярное изложение теории Большого взрыва см.: N. Aviezer, 1990, In the Beginning (Ktav Publishing: New York), Chapter 1.(Русский перевод см. H. Авиезер, В Начале, 1995 (издательство Ктав, Нью-Йорк), гл.1.
2. С. Friedland and М. Greenblatt, editors, 1996, Jewish Action Reader (Menorah Publications: New York), стр. 298-301.
3. В. Simon, весна 1992, Jewish Action, стр. 10.
4. Your Jerusalem, январь 1998, стр. 9; ibid., февраль 1998, стр. 9; 1997, The Science of G-d (Free Press: New York), стр. 57-59.
5. N. Aviezer, 1990, In the Beginning (Ktav Publishing: New York).
6. Maimonides, Guide for the Perplexed, часть П, гл. 25.
7. Aviezer.
8. Talmud, Bava Bathra 15 a.
9. Maimonides.
10. A. Carmell and C. Domb, 1978, Challenge (Feldheim: Jerusalem), стр. 124-140.
II. E. Munk, 1974, The Seven Days of the Beginning (Feldheim: Jerusalem).
12. Часто спрашивают, почему три стиха, трактующие седьмой день (Субботу) находятся во второй главе Книги Бытия. Поскольку суббота отмечает окончание библейского повествования о сотворении мира, естественно было бы ожидать, что соответствующие три стиха будут приведены в финале повествования - в конце главы первой.
Интересно, что в свое время так оно и было, и согласно классической еврейской традиции, эти стихи находятся именно там, то есть в конце первой главы (так, например, печатает Тору издательство Корен). Католический Ветхий Завет (Вульгата) сдвинул, однако, эти стихи во вторую главу и отделил их от повествования о сотворении мира, поскольку католическая догма не признает связи между ним и субботой. По историческим соображениям Тора, как правило, использует то же деление на главы, что и Ветхий Завет.
13. Подробное описание каждого из шести этапов сотворения мира см в: N. Aviezer, 1990, In the Beginning (Ktav Publishing: New York), гл. 1. Русский перевод см. Н. Авиезер, В Начале, 1995 ( издательство Ктав, Нью-Йорк).
14. С. J. Allegre, октябрь 1994, Scientific American, стр. 49.
15. Allegre, стр. 49-50.