Философия науки. Аннотация и план курса



И.Дворкин

Философия науки в свете научных, философских и религиозных источников

Курс посвящен философии науки, рассматривающейся с трех точек зрения. Во-первых, изнутри самой науки, как она себя осознает и как выстраивает свои взаимоотношения с другими областями. Во-вторых, с точки зрения философии, частью которой наука являлась до начала Нового Времени. В современной философии есть множество подходов к науке, в том числе,  плохо сочетающихся друг с другом. Но, главное, что в самой науке имеется множество философских проблем, требующих как научного, так и философского исследования. Наконец, мы рассмотрим взаимоотношения науки и религии, поскольку, они не только имеют общий  корень, но и выражают общее человеческое устремление, направленное на поиск истины.

Курс проходит в режиме он-лайн и транслируется на сайте ЛИЛЬМОД: http://lilmod.org/course/view.php?id=293

То и дело приходится слышать, что наука и религия не противоречат друг другу, а только лишь друг друга дополняют! Между тем, очевидно, что последние пятьсот лет между наукой и религией идет война не на жизнь, а на смерть и все разговоры о мире не более, чем самоуспокоение!

Если в XVI и XVII веке наука пыталась отстаивать у религии свое собственное право на познание истины, то в XVIII и XIX веке она перешла в наступление и стала претендовать на единое и универсальное знание, на обладание истиной в последней инстанции, религии же осталась только область морали. Однако, лишившись морали, в XX веке наука оказалась сильно дискредитированной. Разойдясь по разным углам культуры, наука и религия теперь предпочитают друг на друга не нападать. Но это не мир, а временное перемирие, так как никакая культура не может долго базироваться на двух истинах. Современная наука основательно отчуждена от человеческой жизни и постепенно превращается в технический придаток, а религия снова перешла в наступление! Чем это кончится одному Богу известно!

Между тем, проблема, очевидно, состоит в глубочайшей связи науки и религии, в их общем происхождении и близком месте в культуре. Наука, получила автономию от религии две с половиной тысячи лет назад, но все это время с ней тесно взаимодействовала. Большинство крупных ученых были людьми, в том или ином смысле, религиозными и даже их конфликт с религией проистекал из ее недр. Противостояние между наукой и религией, разгоравшееся в Новое Время, само имеет глубокие религиозные корни и, следовательно, не может быть разрешено вне религиозной мысли.

Тема нашего курса — не выяснение отношений религии и науки, а исследование религиозных и философских корней самой науки. Для нас наука самозначима и не нуждается в религиозном оправдании. Утрата наукой ее фундаментальных оснований — явный признак деградации культуры и мы не готовы с этим смириться и сдаться без боя.

Итак, что такое наука? Является ли она универсальным элементом культуры или исторически возникла недавно и может исчезнуть? Растет ли наука из того же корня, что философия и религия или она независима от них? Является ли наука альтернативой или дополнением? Как наука зависит от стадии развития цивилизации и от самого характера этой цивилизации? Отличается ли ситуация в разных науках, например, в математике, физике, биологии, гуманитарных науках?

Если в 19 и в начале 20-го века в философии науки преобладали позитивистские тенденции, то в конце 20-го века ситуация серьезно изменилась. Появилось ряд исследователей, рассматривающих науку как особую форму интеллектуальной деятельности, тесно связанной с глобальными экзистенциальными проблемами человечества. Благодаря концепции Томаса Куна стала ясна историческая природа науки и неравномерность ее развития. Наряду с последовательными научными парадигмами стала очевидной возможность сосуществования разных научных парадигм в одной культуре. Благодаря исследованиям Александра Койре стала понятной внутренняя связь научной революции с интеллектуальными и духовными процессами в культуре. В этом направлении очень успешно работала русская школа истории и философии науки. Отметим исследования Гайденко, Библера, Ахутина. В последние годы стала ясна связь истории науки с развитием техники и мистических практик.

Достижения ученых в изучении природы науки сделали возможным исследование внутренней формы науки, как оставаясь внутри нее самой, так и рассматривая ее как часть культуры. Все это подготовило почву для серьезного разговора о природе науки, ее религиозных и философских источниках, о ее проблемах и судьбе. Именно этому и посвящен настоящий курс.

План курса

1.    Изложение проблемы философии науки. План курса. Источники

Что такое наука. Современные подходы в философии науки. Отношение науки и философии является одной из важнейших тем философии. Противостояние науки и религии является внутрирелигиозным противостоянием. Для современности этот раскол очень опасен. Наука как ответвление религиозной мудрости и как основа технологической деятельности. Наука и религия: спор за истину. Наука и философия: спор за глубину. Наука как порождение и как выкидыш. Отношение современной науки с философией и религией. Позитивистская философия науки. Неокантианская философия науки. Тора и наука: взгляд Гемана Когена. Взгляд Маймонида. Проблема хаскалы: Школов, Меджибож, Воложин. Преодоление раскола науки, философии и религии предвещает величайшие научные открытия. Исследование формы (гештальта) научной теории и практики изнутри и снаружи как метод данного курса.

2.    Античная наука/философия и ее отношение к древней религии

Наука в древнем мире. Проблема теоретической глубины науки у Ван Дер Вардена. Морфология науки и задача данного курса. Особенность развития науки в разных цивилизациях. Древнегреческая наука и миф: противостояние и близость. Мистика и техника на Древнем Востоке и у греков. Природа древнегреческого научного мировоззрения. Отношение греческой науки к греческой религии. Научные программы античности. Ионийская наука. Отношение пифагорейского учения к научной парадигме. Роль элеатов в формировании научной теории. Общая структура научных программ античности и их отношение к древневосточной научной парадигме.

3.    От Платона и Аристотеля к средневековой науке

Платоновский и аристотелевский синтез и их соотношение друг с другом. Еще раз о морфологии науки: от Поппера и Куна к диалектике гештальта. Рассмотрение научных программ античности с точки зрения диалектики гештальта. Имелась ли единая парадигма научного знания в античности. Сравнение научных программ Платона и Аристотеля. Физика Аристотеля в ее отношении с метафизикой и логикой.

Зоология и физика у Аристотеля. Вопрос о математике. Спор Платона и Аристотеля. Практика у Платона и Аристотеля. Создание науки как единой реальности. Парадигма А.

4.    Средневековая наука и ее отношение к философии и религии

Вопрос о переходе от парадигмы А к парадигме В. Греческая наука и библейская мысль. Конфронтация между философией и религией в иудаизме и раннем христианстве. Противостояние библейских и античных воззрений на мир, Бога и человека. Интеллектуальный синтез ислама. Из бейт-мидраша в медресе. Греческие и библейские корни науки. Наука в системе восточного перипатетизма. Великий синтез Аль-Фараби. Философия и религия. Платон и Аристотель. От Аль-Фараби до Ибн Рушда. Теория и практика. Эзотеризм и экзотеризм и проблема двойственной истины. Отношение науки к мистике (Восточная философия и суфизм). Место физики в средневековой еврейской философии и мистике (от Саадии до Ицхака Лурии). Отношение физики, метафизики и этики у Маймонида. Мистические продолжения физики Рамбама. Учение Авраама Абулафии как возможная альтернатива перипатетизма. От Маймонида до Мейстер Экхарта и Кузанца.

5.    Библейская революция 16 века и наука Нового Времени

Что такое "библейская революция". Переход к парадигме С. Мир как конструкция. Книга природы и книга человека. Новая научная парадигма: Галилей спорит с Аристотелем. Крах метафизики.

Можно ли представить себе метафизику физики Галилея? Расщепление культуры на элементы. Раскол техники и мистики. Попытки спасения метафизики в истории науки Нового Времени. Рождение субъективности и  ее роль для науки будущего.

6.    Философия науки у Канта и ее последствия

Пространство и время в отношениях между Богом и человеком. Первоначальные намерения Канта (Кант как ученый). Открытие субъективности и остановка вопроса трансцендентальной философии. Столкновение двух новых логик в философии: эксперимент и рефлексия.

7.    Наука и философия науки после Канта.

Европейская наука не выдерживает собственной критики, расщепление на многие кусочки. Раскол гуманитарной и естественной науки. Идеализм. Позитивизм. Марксизм и т.д. Учение Э.Маха.

Философия природы у Шеллинга и Гегеля. Может ли естественная наука извлечь пользу из логики Гегеля. Воображаемая физика Гегеля и воображаемая физика Когена. Против физики: возвращение метафизики в фундаментальной онтологии Хайдеггера.

8.    Революция в физике начала 20-го века и ее отношение к идеям Канта.

Философия физики 20-го века. Вопрос о субъективности. Осознали ли мы смысл интеллектуальной революции, которая произошла сто лет назад? Был ли Эйнштейн философом. Каков источник научной революции начала 20-го века. Прорехи на карте научного знания. Анализ прочных мест и лакун. Проблема субъективности и структура пространства и времени. Для чего Эйнштейн изучал Канта. Квантовая механика между классической и будущей физикой.

9.    Что такое жизнь? Философия биологии.

Проблема жизни: античная и библейская остановки вопроса. Библия и эволюционная модель. От Дарвина до Икскюля и обратно. Диалог и эллогия. Проблема жизни — есть ли решения? Классические модели от Аристотеля и до Ламарка. Гете и его понимание формы. Дарвин и эволюционные теории. Что же такое жизнь — физические интерпретации. Бауэр и Шредингер. Живое существо как информационная система. Биосемиотика Икскюля. Радикальная постановка вопрос о пространстве и времени в биологии. Эллогия и диалог.

10. Философия математики и коллизия науки начала 20го века. Аналитическая философия науки.

Математика: история восхождения на престол. Отношение математики и физики с точки зрения неокантианства. Феноменологическая философия математики. Философия бесконечных величин.

Особенности представления о бесконечномалых и бесконечнобольших. Возможна ли качественная математика. Взаимоотношения математики с гуманитарными науками. Арифмология и нумерология.

Кризис в основаниях математики. Разные модели преодоления.

Отношения математики и языкознания. Возможна ли диалогическая математика.

11. Неокантианская критика науки. Философия Г.Когена и Э.Кассирера. Философия диалога.

Отношение философии диалога к научной революции. Собственно что меняет философия диалога в понимании науки. Анализ конкретных версий: Коген, Розенцвейг, Бубер, Бахтин, Левинас, Библер. Рассмотрение современной модели философии диалога и анализ современного кризиса культуры.

12. Отношение гуманитарных, социальных и естественных наук.  Коллизия 21 века: наука, техника и религия.

Вопрос о технике. Еще раз о технике и мистике. Machenschaft, делячество, подвижничество и математическая парадигма современного мира (тяжба Когена и Хайдеггера). История раскола гуманитарных и естественных наук. Синтез наук в контексте кантианства и романтизма. Науки о человеке и человеческие науки. Фундаментальность антропологии и ее отношение к психологии,  социологии и лингвистике. Является ли наукой история. Движемся ли мы и куда. Современные технологии и кризис теоретической науки. Кибернетика и информационные технологии и фундаментальная наука. Социальные науки и современная политика. Об отношения науки и религии в 21 веке. Наука на службе государства или наоборот?

13. Может ли философия диалога помочь в поиске выхода из кризиса.


Краткая библиография (будет дополняться по ходу курса):

Классические произведения философской мысли:

Платон (особенно "Государство", VI), Аристотель (особенно естественнонаучные и логические сочинения), Порфирий "Введение", Секст-Эмпирик, Плотин, Аль-Фараби, Аль-Газали, Маймонид, Аквинат, Кузанец, Бэкон, Декарт (особенно "Медитации" и  "Рассуждение о методе"), Локк, Юм, Лейбниц, Кант (особенно "1-я Критика" и "Пролегомены"), Фихте "Наукоучение", Ницше, Конт, Миль, Мах "Познание и заблуждение", Коген (особенно "Теория опыта" и "Логика чистого познания"), Кассирер (особенно "Познание и действительность" и "Индивид и космос"), Рассел, Витгенштеейн и др.

Первоисточники и литература по истории науки:

Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Галилей (особенно "Беседы" и "Диалоги"), Ньютон "Математические начала", Кантор, Рассел, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Шредингер, Икскюль, Винер,

Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. М.: Физматлит, 1959.

Клайн М. Математика. Утрата определённости. — М. : Мир, 1984

Френкель А.А. и Бар-Хиллел И. Основания теории множеств.  М/, 1966. 

Жан Дьедонне[1] АБСТРАКЦИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ (Математики о математике, М.:«Знание». 1982

Специальная литература:

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века. М., 1976; «Фюсис» и «натура». Понятие «Природа» в античности и в новое время. М., 1989

В.Библер. Кант — Галилей — Кант. Разум Нового времени в парадоксах самообоснования. — М., 1990; От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991; На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. — М., 1997.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980; Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. — М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Карнап Р. Философские основания физики.Введение в философию науки.- М.: Прогресс, 1971.-390с.- С.33-381.

Рудольф Карнап, Ханс Хан, Отто Нейрат НАУЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ — ВЕНСКИЙ КРУЖОК

Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985; От замкнутого мира к бесконечной вселенной. — М., 2001.

К.Поппер, «Логика и рост научного знания», 1983

Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969г. — М., 1977; Логика открытия или психология исследования?//Философия науки. Выпуск 3; Проблемы анализа знания. М., 1997. - С. 20-48.

Лакатос И. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. - М., изд-во "Прогресс", 1978. С. 203-235; Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995.

Запись опубликована в рубрике: .