9. Тора в Польше

Тора в Польше

Система образования

Самым главным делом человеческой жизни польские евреи считали изучение Торы. В то время когда у христиан Европы не было народных школ, каждый еврейский мальчик в возрасте от б до 13 лет обязан был посещать начальную школу - хедер. Все общины должны были содержать школы для бедных. Отцы старались подобрать своим сыновьям лучших учителей, платили им дополнительную плату, чтобы число учеников в классе не превышало норму. Ради того чтобы заплатить хорошему учителю, родители готовы были пойти на любые жертвы. Как частные, так и общественные школы находились под неусыпным контролем кагала - совета общины. Преподавание велось на идише - разговорном языке польских евреев. В основном в школах изучали Танах и Талмуд, иврит и его грамматику, а также арифметику. После окончания школы ученики продолжали образование в ешивах. В маленьких общинах должность главы ешивы обычно занимал местный рав, а в больших ее делали отдельной должностью, хотя при этом главы многих общин содержали собственные ешивы.

Новички в ешивах изучали, как правило. Талмуд с классическими комментариями Раши и Тосафот под руководством старших товарищей. Каждую неделю глава ешивы принимал экзамен у младших учеников. Старшие обычно занимались самостоятельно и раз в неделю слушали лекцию главы ешивы. Первую половину дня они изучали Талмуд. Если возникал вопрос, обращались за помощью к учителю. После того как кончали тему, преподаватель всесторонне объяснял пройденное и читал лекцию в традиционном стиле: указывал на возможные проблемы и показывал пути их решения. Вторая половина дня посвящалась изучению Закона — чаще всего по классическим трудам Альфаси и Арбаа турим. Летний семестр продолжался от праздника Песах до 15 ава, а зимний — от праздника Суккот до 15 швата. Во время каникул многие ешиботники приезжали в город, где собирался Совет Четырех Земель, чтобы обсудить пройденное за семестр. Эти сборы позволяли ученикам знакомиться друг с другом, объединяли их в одну семью.

Общины старались поддерживать учеников ешив. Им платили стипендию из кассы благотворительности, кормили в частных домах. Польское еврейство ценило свои ешивы и приносило большие жертвы для того, чтобы они могли продолжать существование. В Польше практически во всех еврейских домах были слышны слова Торы. Ни в одной стране нашего рассеяния не учили Тору на том уровне, как учили ее в Польше.

Учителя и ученики

Эпоха расцвета изучения Торы началась в Польше с прибытием в нее р. Яакова Поляка. В юности он обучался в германских ешивах, затем стал главой ешивы в Праге. В 5263 (1503) году он переехал в Польшу и получил должность главы краковской ешивы. Тридцать лет своей жизни он посвятил этой ешиве, сумев привить ученикам интерес к полемическому методу изучения Талмуда. Сам р. Яаков Поляк не оставил нам письменных трудов, но в книгах его учеников ощущается влияние его школы. Самым знаменитым его учеником был р. Шалом Шахно, глава люблинской ешивы. Будучи крайне скромным человеком, он как-то сказал: «Я не хочу, чтобы мир опирался на меня». По этой причине он не издал своих книг, однако «обучил огромное множество учеников от края мира и до края». Почти все великие учителя следующего поколения - это его ученики.

Рама

Учеником и зятем р. Шалома Шахны был раби Моше Иссерлис (по первым буквам имени: Рама). Он родился в Кракове в 5290 (1530) году. Вначале р. Моше Иссерлис обучался у себя в городе, а затем переехал в Люблин, чтобы учиться у р. Шалома Шахны. По возвращении в родной город его, несмотря на молодость лет, включили в Совет общины. Отец, бывший одним из глав краковской общины, оставил ему в наследство большую сумму денег, благодаря которой р. Моше смог основать ешиву в родном городе. Ею он руководил почти двадцать лет до дня своей смерти. По завещанию матери он построил синагогу, которая называется его именем по сей день. Он исполнял также обязанности одного из городских судей. Дальние общины запрашивали его мнение по сложным вопросам. Отовсюду стекались к нему ученики. Р. Моше вел переписку с р. Йосефом Каро из Цфата (автором Щульхан аруха) и очень уважал его. Он говорил: «Тот, кто спорит с р. Йосефом Каро, спорит с Б-гом». Однако р. Иосеф Каро не привел в своем комментарии к Арбаа турим мнения ашкеназских мудрецов, которые жили после р. Ашера, и потому р. Моше Иссерлис написал Даркей Моше - свой комментарий на Арбаа турим, где собрал мнение еврейских ученых, живших в Европе, и в котором содержался ряд замечаний к комментарию р. Йосефа Каро. Когда мудрец из Цфата написал свой грандиозный труд Шулъхан арух (Накрытый стол), мнение которого часто расходилось с мнением ашкеназских мудрецов, Рама ответил книгой Мапа (Скатерть) - сборником замечаний и исправлений, где зафиксировал ашкеназские мнения и обычаи польской общины. Более поздние мудрецы часто спорят с мнениями, изложенными р. Моше, но при этом абсолютно все считают его труды основой Закона, и всякий, кто склоняется установить Закон не по его мнению, обязан привести серьезные аргументы в пользу своей точки зрения. О Шулъхан арухе с добавлениями Рама сказано: «Наши учителя, раби Иосеф Каро и раби Моше Иссерлис - опоры мира, и мы пьем из их источника».

Кроме комментария к Арбаа Турам и добавлений к Шулъхан аруху р. Моше написал еще множество книг. Свое мировоззрение он изложил в книге Торат Ола, где в большинстве случаев разделяет точку зрения Маймонида. Он также написал большой труд по теме «разрешенное и запрещенное» и комментарий к книге Зоар. Умер р. Моше Иссерлис в Лаг баомер 5332 (1572) года в Кракове. Ему было только 42 года.

Р. Шломо Лурия (Мааршал)

Родственником, другом и «соперником» р. Моше Иссерлиса был р. Шломо Лурия. Он родился в семье выходцев из Вормса, что в Германии. Учился в Познани у своего дедушки со стороны матери р. Ицхака Клобера из Вормса. В возрасте сорока лет был назначен главой раввинского суда в городе Остраве, где также руководил ешивой. Впоследствии был принят на место р. Шалома Шахны главой люблинской ешивы.

Несмотря на свое уважение к двум главным знатокам Торы того времени, р. Йосефу Каро и р. Моше Иссерлису, р. Шломо выступил как горячий противник их системы издавать книги с четко выраженным в них законодательным мнением. Он боялся, что со временем ученики прекратят изучать Талмуд, а будут просто брать закон из этих книг в готовом виде. Для разъяснения своего подхода к алахическим вопросам он написал книгу Ям шель Шломо. В этой книге вывод каждого конкретного закона начинается с разбора соответствующего отрывка Талмуда, затем приводятся мнения ученых предыдущих поколений и их критика, а только затем подводится итог всему изложенному и выводится закон. Одновременно он писал еще один труд, в котором разбирал темы Талмуда и разъяснял комментарии Раши и Тосафот. При этом он исправил многие ошибки, внесенные в Талмуд переписчиками. Этот комментарий был записан на полях книг, и после смерти учителя ученики собрали его в книгу и издали, назвав Хохмат Шломо. При том, что р. Шломо был очень резким и непримиримым оппонентом в идейных спорах, в жизни он был крайне скромен. Рассказывают, что, когда в его присутствии произносили проповеди на нравственные темы, он слушал их со страхом и трепетом.

Р. Шломо умер в 5334 (1573) году. На его могиле написано:

«Синай. Вырыватель корней. Великое светило, которое будет светить Израилю из поколения в поколение».

Автор «Левушим»

Учеником р. Моше Иссерлиса и р. Шломо Лурии был р. Мордехай Яфо. Он родился в Праге в 5290 (1530) году и еще в юности приехал в Польшу для того, чтобы изучать Тору. По возвращении в Прагу р. Мордехай основал там большую ешиву. В период временного изгнания евреев из Богемии был вынужден вновь оставить свою родину. Десять лет провел он в Италии, а потом переехал в Люблин, где долгое время был членом Совета Земель. Затем стал равом Праги, а в конце жизни равом Познани. В этом городе он и умер в 5372 (1612) году. Р. Мордехай Яфо написал большой комментарий к Арбаа турим, отдельные части которого по стиху из книги Эстер (8:15): «А Мордехай вышел от царя в царских одеждах из синеты, белой ткани и т. д.» назвал «Царская одежда», «Синяя одежда» (Левуш малхут, Левуш техелет) и т.д., к каждой части Арбаа турим - свое название. По названиям этих книг он получил имя Автор Левушим (Одежд).

Сма

Р Йеошуа Фальк тоже был учеником Рамы и Мааршала. Он написал комментарий на Арбаа турим, состоящий из двух частей: Дриша (Исследование) и Приша (Комментарий). В первой части своего комментария он приводит источник закона в Талмуде и в мнениях законоведов предыдущих поколений, а во второй пишет: «Это относится к разъяснению слов Тура, а это пишет по тому же поводу р. Йосеф Каро, а это я услышал от двух великих светил Мааршала и Рамы», - и тут же добавляет свое мнение. Среди еврейских мудрецов он известен как Автор Сма - аббревиатура названия его главной книги: Сэйфер Меирот Эйнаим, первый в истории комментарий к Хошен Мишпат — четвертой части Шульхан аруха. Его мнение принято в большинстве случаев как решающее по вопросам еврейского судебного права. Р. Йеошуа Фальк был равом многих общин, но в конце оставил эту деятельность ради преподавания Торы в ешиве, основанной специально для него в городе Львове. Там он воспитал учеников, которые «рано вставали, поздно ложились и презирали блага этого мира». Он умер во Львове в 5374 (1614) году.

Р. Меир из Люблина

В то время когда р. Йеошуа Фальк руководил люблинской ешивой, главой люблинского городского суда был р. Меир. Он родился в этом городе, а потом учился в Кракове у р. Ицхака Шапиро, который выдал за него свою дочь. После смерти тестя он занял его место. Потом переехал во Львов, где встал во главе суда и городской ешивы. В конце жизни был главным равом и главой ешивы в своем родном Люблине и умер там в 5376 (1616) году. В литературе известен как Маарам из Люблина. В своих записках, составленных к большинству трактатов Талмуда, он разъясняет текст и комментарий к нему Раши и Тосафот. Несмотря на то что в своих лекциях он очень много места отводил тонкому анализу текста (пильпуль), в комментариях он им не пользуется и в большинстве случаев приводит ясное простое объяснение текста.

Маарша

Одним из самых знаменитых комментаторов Раши и Тосафот был р. Шмуэль Элиэзер, сын р. Йеуды Алеви (Маарша). Иногда его называют Идельш в честь его тещи Идели, которая многие годы содержала ешиву в Познани. Будучи всего 25 лет от роду, он уже слыл величайшим знатоком Торы. Его подпись стоит под решением Совета Четырех Земель, которое запрещает покупку раввинских должностей за деньги. После смерти тещи ешива в городе Познани прекратила свое существование. Сам р. Шмуэль Элиэзер получил место рава в Холеме, а после смерти р. Меира из Люблина он занял его место во главе люблинской ешивы. Умер он в 5392 (1631) году в Остраве, где под конец жизни руководил ешивой. В предисловии к своей главной книге, которая явилась плодом более чем тридцатилетней работы, он писал: «И решил я в сердце своем исследовать законы и писания в соответствии с традицией, принятой мною от моих учителей. На этом пути со мной были мои друзья и ученики, внимательные слушатели, готовые всегда проверить, освещены ли мои пути светом истины...». В этом труде он сумел объяснить многие места Талмуда, которые предшествующие ему мудрецы считали просто ошибкой переписчика. Сам р. Шмуэль Элиэзер очень любил рассуждения в стиле пилпуль, но при этом предупреждал: «Рассуждения не самоцель, вести их надо разумно, мудро и осторожно».

Не менее величия в Торе было величие его добрых дел. Слова Коэлета «Пусть всегда твои одежды будут белы» Маарша объяснял так: «Белые одежды - это добрые дела, добродетели». Дом его всегда был открыт для нуждающихся. На двери дома висела табличка с цитатой из книги Иова: «Не будет спать на улице пришелец, дверь моя для гостя открыта».

Бах

В Люблине родился и получил образование р. Йоэль Сиркиш, известный в мире Торы под аббревиатурой Бах по начальным буквам своего главного труда Бейт хадаш. Около 40 лет он был равом ряда общин и в конце жизни стал главным равом города Кракова, где умер в 5400 (1640) году.

Свой комментарий к Арбаа турим он назвал Бейт хадаш (Новый Дом), так как он корреспондирует с трудом р. Йосефа Каро Бейт Йосеф (Дом Йосефа). По словам р. Йоэля, его предшественник, р. Иосеф Каро ставил перед собой цель полностью разобрать закон для более точного его практического применения. Для этого он тщательно изучал источник закона в Талмуде, мнения мудрецов прежних поколений, но при этом практически не занимался разбором самого Арбаа турим. Этот пробел заполнял новый комментарий Бейт хадаш. В результате р. Сиркиш очень часто спорит с мнением р. Йосефа Каро. Р. Иоэль, так же как и р. Шломо Лурия, очень серьезно занимался выверенном точного текста Талмуда.

Шла

Великим в познаниях Открытого Учения, но еще более знаменитым на путях Тайного учения был р. Ишая Гурвиц - автор книги Шней лухот абрит (Две скрижали Завета). Первоначальное образование он получил у своего отца р. Авраама в Кракове, потом учился у р. Меира из Люблина. С 5350 (1590) года поселился во Львове и учился у р. Иеошуа Фалька (автора Сма). Уже в молодые годы считался крупнейшим равом Польши. Преподавал Тору во многих городах, пока в 5366 (1606) году не стал главным равом города Франкфурта-на-Майне. После изгнания оттуда евреев некоторое время был главным равом Праги. После этого он переехал жить в Землю Израиля, о которой писал в своей книге: «Это Святая Земля, святостью сходная с Райским Садом Молитва из чужих земель может дойти, только если она обращена к Святой Земле, к Иерусалиму, к Святая Святых - к Вратам Небесным» По прибытии в Эрец Исраэль он вначале поселился в Иерусалиме но из-за преследований турецкого наместника ему пришлось переехать жить в Цфат, а затем в Тверию. Там в 5390 (1630) году он умер и похоронен рядом с могилой Рамбама.

Еще в Европе р. Гурвиц начал писать свой замечательный труд Шней лухот абрит. Завершил он эту книгу в Святой Земле По начальным буквам заглавия она известна в ученых кругах как Шла Книга содержит элементы Открытого Учения и элементы Тайного Учения-«Тора свята со стороны Открытого Учения, но Святая Святых со стороны Тайного...»; «Назначение еврея: служить своему Создателю вначале из страха перед Ним, а потом из любви к Нему...»; «Нет разницы между заповедями, регулирующими отношения между людьми, и заповедями, регулирующими отношения между человеком и его Творцом...», - и потому, предупреждает р. Ишая Гурвиц: зависть и ненависть - преступления перед Б-гом.

В Стране Израиля р. Ишая Гурвиц написал книгу Шаар ашамаим (Небесные врата), посвященную молитве.

В конце своей жизни переселился в Польшу и р. Йом Тов Липман Геллер (автор Тосафот Йом тов). Выходец из южной Германии, он вынужден был переехать в Польшу из-за доносов завистников. После того как он был равом нескольких польских городов, он стал главным раввином Кракова, где и умер в 5414 (1654) году. Р. Геллер стал свидетелем трагедии польской общины во времена погромов Богдана Хмельницкого.

Таз

Р. Давид, сын р. Шмуэля Алеви, родился в Людмире. Там он провел свои детские годы, потом, в Кракове, учился у р. Иоэля Сиркиша, который выдал за него свою дочь. Он был равом в ряде маленьких местечек и жил в глубокой бедности до тех пор, пока не стал главным равом Остравы. Во времена Богдана Хмельницкого ему пришлось бежать, долгое время скитаться, но и во время скитаний он не оставлял своей раввинской деятельности. Ради куска хлеба ему пришлось некоторое время работать мясником. Когда же его глубочайшие познания открылись всем, он стал равом Львова и считался главой всех польских ученых.

В разгар популярности Шабтая Цви р. Давид послал к нему делегацию, которая должна была разобраться, верны ли слухи о нем и действительно ли он является Машиахом. Некоторое время надеялся р. Давид, что сжалился Г-сподь над Своим народом и послал ему Своего помазанника, но при этом сомнения не оставляли р. Давида, и он продолжал расследование этого дела до тех пор, пока Шабтай Цви не изменил вере. Р. Давид Алеви умер во Львове в 5427 (1667) году.

В мире Торы р. Давид Алеви известен под аббревиатурой Таз - заглавные буквы его главного произведения Турей заав - комментария к Йорэ дэа - второй части Шульхан аруха. (Р. Давид работал и над другими частями Шулъхан аруха). Иногда соглашаясь, а иногда споря с мнениями р. Йосефа Каро и р. Моше Иссерлиса, он в большинстве случаев придерживается точки зрения своего учителя р. Йоэля Сиркиша (Баха).

Шах

Другом и оппонентом Таза в споре по поводу понимания Шульхан аруха был р. Шабтай бен Меир Акоэн из Вильны. Он учился в Кракове и Люблине, очень рано стал судьей в Вильно. Вместе с другими евреями бежал из города перед вступлением русской армии в 5415 (1655) году. В своих скитаниях он прибыл в Моравию и стал главным равом Гольшау. В этом городе он умер в 5423 (1663) году. Ему был только 41 год. В соответствии со стихом из пророка Малахи: «Уста коэна хранят правду», он назвал свой главный труд, комментарий ко второй части Шульхан аруха, Сифтэй коэн (Уста коэна); по аббревиатуре этого названия - Шах — он известен в ученых кругах. В своем комментарии он часто и очень остро полемизирует с автором Турей заав (Таз), но при этом спор выглядит как спор во Имя Неба. В жизни «спорщики» испытывали друг к другу глубокое уважение и радовались каждой встрече друг с другом.

Бэер агола

Среди величайших виленских мудрецов не теряется имя р. Моше Равкаша. «С посохом в одной руке и с парой тфилин в другой», не имея никакого другого имущества", оставил он Вильну и после долгих странствий прибыл в Амстердам, где его поддержал р. Шауль Мортьера. Он и другие почитатели гения из Вильно помогли издать книгу Беэр агола, труд, в котором автор указывает источники решения Шульхан аруха в Талмуде и в произведениях мудрецов прежних лет. Эта книга находится перед глазами всех, кто изучает Шульхан арух.

Запись опубликована в рубрике: .