Евреи Германии до окончания тридцатилетней войны
Облегчение положения
Тяжелое положение немецких евреев в средние века не улучшилось и в течение двухсот лет так называемого «нового времени»-Только распад германской империи на ряд мелких княжеств привел к некоторым изменениям. Императоры правили теперь в своих «домашних» владениях, полученных по наследству от предков. Герцоги австрийские и короли Богемии Габсбурги теоретически правили малыми и большими городами по всей территории Германии, но на практике их власть в этих городах была весьма ограничена городскими советами. Великие князья, так же как и другие властители, управляли своими землями как короли, а император был только первым среди князей Германии. Поэтому положение евреев зависело от лояльности того или иного правителя.
С течением времени евреи вернулись в города, откуда были изгнаны после эпидемии черной оспы (5108/1348). Многие германские правители, последовав примеру Фернандо и Изабеллы, запретили евреям пребывание в своих землях. Иногда причиной была религиозная нетерпимость, иногда - разбойное корыстолюбие. Случалось, что купы крупных городов требовали изгнания евреев, ибо хотели избавиться от конкурентов. По этой причине евреи были вынуждены оставить Нюрнберг и Регенсбург, а после бунта толпы против мэрии - и Франкфурт (5374/1614). Но как только бунт был подавлен, евреям разрешили вернуться.
И в «новое просвещенное» время евреев продолжали обвинять в оскорблении святых даров. В Мекленбурге и Бранденбурге часть евреев была убита, а остальные изгнаны. В Берлине в 5270 (1510) году были сожжены 36 евреев, которые взошли на эшафот с молитвой и пением псалмов. Спустя годы доносчик на смертном одре признался, что он возвел ложное обвинение и убитые евреи невиновны. Священник, который принял исповедь, хотел опубликовать признание, но епископ запретил ему это сделать. После того как потрясенный католик перешел в протестантизм, он все-таки опубликовал сообщение о том, что евреи были казнены по ложному доносу. С тех пор подобные обвинения против евреев в протестантских княжествах больше не выдвигались.
Навет
Как и прежде во Франции и Испании, монахи-доминиканцы продолжали войну против Талмуда. К монахам время от времени присоединялись и выкресты. Одним из них был Пфеферкорн.
Будучи пойман на воровстве и желая облегчить свою участь, он, к радости католических священников, крестился, а затем начал писать пасквили против евреев и Талмуда. Для разбора содержания Талмуда была боздана «ученая комиссия». Наряду с антисемитами в нее вошел один настоящий ученый, Райхлин, который доказал, что утверждения Пфеферкорна не имеют под собой никакой основы, так как автор их попросту не знаком с Талмудом. Доминиканские монахи в отместку хотели сжечь книги Райхлина, но тот обратился к Римскому папе, по приказу которого комиссия проверила книги Райхлина и оправдала его. Впрочем, с началом Реформации, когда доминиканцы переключились на борьбу против Лютера и его последователей, клевета Пфеферкорна была забыта.
Как уже упоминалось, Лютер, поначалу надеявшийся привлечь евреев, выступил со статьями в их защиту. Но, обнаружив тщетность своих надежд, он стал ярым антисемитом. Его позиция сильно ухудшила положение евреев в протестантских странах. Против Лютера выступил р. Йосеф из Розенгейма, который, благодаря своему влиянию на императора Карла V, очень много сделал для улучшения положения евреев.
На чаше весов
В дни Карла V Австрией правил его брат Фердинанд, впоследствии взошедший на императорский престол. На протяжении почти двухсот лет германскими императорами становились властители Австрии и Богемии.
Отношение к евреям в этих странах, как правило, было крайне неустойчивым. После победы турок над австрийской армией (5301/1541) евреев обвинили в шпионаже и изгнали из Богемии. Многие оставили страну и переселились в Польшу. Но когда император потребовал от городов выплаты налогов, которые раньше платили евреи, пришлось отменить постановление. Евреи, покинувшие страну, вернулись обратно.
Еврейским центром в Богемии считалась Прага, знаменитая своими мудрецами и банкирами. Самым известным среди последних был р Мордехай Майзель, к которому неоднократно обращался за финансовой помощью император Рудольф. Р. Мордехай умел доставать необходимые императору грандиозные суммы и, благодаря этому, имел на него огромное влияние. Р. Мордехай активно помогал евреям' как своим богатством, так и своим заступничеством при императорском дворе. Он умер бездетным в 5361 (1601) году, и император конфисковал его имущество, ссылаясь, дескать, на то что бездетные евреи не имеют права завещать что-либо другим родственникам, а поэтому их имущество принадлежит казне.
Тридцатилетняя война
В 5378 (1618) году вспыхнула тридцатилетняя война, начавшаяся с того, что богемское дворянство и муниципалитет Праги - протестанты - отказались подчиняться императору-католику. Император совместно с католическими князьями одержал победу. Тогда на помощь протестантам пришли сначала датский, а потом шведский короли. За короткое время они сумели захватить почти всю Германию. Император, был спасен только стараниями графа Валенштейна. В битве под Лейпцигом шведы победили, но их король Густав Адольф погиб в бою. Два года спустя умер и граф Валенштейн. Его убил наемник, нанятый некогда спасенным им императором, который решил, что Валенштейн собирается изменить ему и присоединиться к шведам. После этого убийства война продолжалась еще 14 лет до 5408 (1648) года. Вся Германия была разрушена. Считают, что за это время население страны сократилось с 16 до 4 млн. человек. Евреи пострадали от этой войны, пожалуй, в меньшей степени, чем немцы: не имея недвижимости, они с легкостью снимались с места и уходили от приближающихся войск.
Пражский банкир - еврей Яков Башиви — предоставил императору Фердинанду II громадные суммы, необходимые для вербовки армии. Император наградил его за это дворянским титулом «барон Троянберг», освободив от всех обычных ограничений, наложенных на евреев.
В столице Австрии Вене, откуда евреи были изгнаны в 5181 (1421) году, императоры разрешили евреям право на жительство в обмен на грандиозные налоги. Тем самым, не желая лишиться больших денег, власти не удовлетворили требование католических священников и купцов и защитили евреев. Особенно старался император Фердинанд П. После его смерти снова раздался призыв изгнать евреев из Вены, но и новый император отказался это сделать.
В конце войны евреи Праги помогли спасти город от шведов, и в награду за это император Фердинанд III расширил права пражской общины.
Маарал из Праги
В описываемое время центр изучения Торы переместился в Польшу, но и в Германии евреи не прекращали учиться. В Праге находилась большая ешива р. Лёви Бецалеля, известного под именем Маарала из Праги. В своих многочисленных книгах он освещал основные духовные проблемы поколения, разъясняя и комментируя мысли наших учителей. Он хорошо понимал, что в Праге изучение Торы не столь самоочевидная вещь, как в Польше. Проблема добывания куска хлеба и для него, и для других евреев была здесь очень серьезной из-за чрезмерных налогов, благодаря которым удавалось избежать изгнания из города. Поэтому р. Лёви Бецалель очень много внимания уделял обучению мальчиков. Основу он видел в изучении Танаха, Мишны, комментариев Раши на Пятикнижие. В книге Гур Арье он разъяснил трудные для изучения места в Раши. Маарал основал кружки изучения Мишны, члены которых принимали на себя обязательство каждый день выучивать хотя бы один раздел Мишны.
Кроме того, р. Лёви имел широкие познания в математике и астрономии, за что его очень ценил покровитель наук император Рудольф П.
Двадцать лет руководил р. Лёви общиной Праги, а затем, правда ненадолго, встал во главе познаньской общины. Умер Маарал в 5369 (1609) году.
Тосафот Йом Тов
Одним из лучших учеников Маарала был р. Йом Тов Липман Геллер. Он родился в 5339 (1579) году в маленьком городке южной Германии. В юности учился у великого р. Яакова Гинсбурга во Фриберге. Став главой пражской и венской общин, неподкупный судья р. Геллер, желая облегчить положение еврейской бедноты, перераспределил суммы налога, и большую часть его переложил на плечи состоятельных евреев. Кто-то из них написал на него донос австрийским властям, обвиняя раби в вопиющем неуважении к христианству. Как преступника привезли р. Йом Това в Вену, и там он предстал перед судом, едва не приговорившим его к смертной казни. С большим трудом самым уважаемым членам пражской и венской общин удалось добиться замены смертной казни на изгнание за пределы Австрии. Несмотря на то, что впоследствии этот приговор был отменен, р. Иом Тов Липман Геллер оставил императорские владения и переселился в Польшу, где возглавил ряд еврейских общин, в том числе и города Кракова. Умер он в 5414 (1654) году.
Как и его учитель Маарал из Праги, р. Йом Тов в своих занятиях с простыми евреями основное внимание уделял изучению Мишны. Свое главное произведение - комментарий на Мишну Тосафот Йом Тов — он завершил будучи довольно молодым человеком - в возрасте 38 лет. При всем уважении к знаменитому комментатору Мишны р. Овадие из Бертануры, автор Тосафот Йом Тов очень часто вступает с ним в полемику. Р. Йом Тов Геллер является также автором известного алахического труда Мааданей Иом Тов. Современник трагедии 5408 (1648) года, он составил траурную элегию на смерть праведников.
Другие мудрецы поколения
Центром изучения Торы в Германии был город Франкфурт-на-Майне, в котором находилась очень большая ешива. Среди ее глав мы находим имена многих величайших мудрецов Польши: р. Ишайи Гурвица - автора Шла, его сына р. Шабтая (Шэфтель), автора книги Вавей аамудим и других известных мудрецов.
Уроженец Франкфурта, р. Меир Шиф, уже в 17 лет был избран равом города Фульда, где преподавал Тору в течение восемнадцати лет. Оттуда его пригласили в Прагу на пост главного рава. Не успев вступить в должность, он скончался 36 лет от роду (5401/1641). Р. Меир Шиф написал комментарий к большинству трактатов Талмуда. Однако во время пожара в еврейском квартале города Франкфурта большая часть его произведений сгорела, и до нас дошло только несколько из них. С гениальной простотой он разбирает темы Талмуда, объясняя основные проблемы в Раши и Тосафот. Его комментарий Хидушей Маарам Шиф печатается в большинстве изданий Талмуда.