21. Евреи Германии в эпоху Просвещения

Евреи Германии в эпоху Просвещения

Новые веяния

Движение Просвещения родилось во Франции и оттуда перешло в Германию. В шестом веке шестого тысячелетия ученые-просветители начали пробивать брешь в стене традиций. Фридрих II, который находился под глубоким влиянием новых идей, пригласил в Берлин одного из лидеров нового движения, талантливого и остроумного, хотя и несколько поверхностного Вольтера. Постепенно Берлин стал признанным центром Просвещения в Германии.

До этого евреи Германии были полностью отделены от христианской культуры, несмотря на укрепление экономических связей между евреями и христианами. Евреи продолжали жить в рамках своей традиции, не поддаваясь влияниям христианского мира. Поэтому вначале движение Просвещения не задело еврейскую общину. Человеком, который смог распространить идеи Просвещения в еврейских массах, стал еврей Моше Мендельсон.

Он родился в 5489 (1729) году в городе Дассау. В юности изучал Танах и Талмуд, книги еврейских мудрецов и, среди прочих, Морэ нэвухим (Путеводитель заблудших) Рамбама. Глава маленькой общины Дассау р. Давид Френкель очень любил талантливого юношу, и тот отвечал ему взаимностью. Когда р. Моше Френкель был избран главой берлинской общины, его ученик последовал за своим раби. Правда, долгое время он бедствовал в Берлине, до тех пор пока ему не удалось получить место воспитателя хозяйских детей, а затем и служащего фирмы в богатом доме. Со дня прибытия в Берлин Мендельсон старался умножить свои знания. Он много упражнялся в немецком языке, читал книги немецких философов, начал общаться с Лессингом, под руководством которого написал ряд статей в ежемесячнике, выходящем на немецком языке. По прошествии некоторого времени он сам стал одним из ведущих немецких писателей. Берлинская Академия присудила ему первую премию за философское сочинение, а за книгу о бессмертии души, Федон, Академия хотела принять его в свои члены, но Фридрих И не утвердил назначения еврея в члены Академии. Тем временем имя Моше Мендельсона как ученого и писателя становилось все более популярным.

Защита и разрушение

Долгое время Мендельсон не писал на еврейские темы. Но когда лютеранский проповедник Лаватер поставил его перед альтернативой «опровергнуть аргументы христианства или креститься», Мендельсон счел своим долгом засвидетельствовать свое полное единство с иудаизмом и систематизирование изложить основные положения еврейской веры. В своем философском трактате Иерусалим, написанном на немецком языке, Мендельсон писал: «Учение Моше - это единое целое с единственным народом Израилем, который Г-сподь избрал быть знаком и свидетельством того, что Г-сподь - Он Б-г, и все дороги Его справедливы и милосердны. Царь этого народа - только Б-г, и закон, по которому он управляется, - это Тора, данная нашему учителю Моше, которая содержит как Б-жественное учение, так и заповеди, определяющие отношения человека со своим ближним. Это Учение - единый слиток, оно неделимо и нераздельно...». Книга Иерусалим с глубоким удовлетворением была принята христианскими учеными. Величайший европейский философ Кант писал ее автору: «Ваша книга для меня - это голос, зовущий к чистой вере...».

Однако, защищая еврейскую веру от внешних нападок, Мендельсон сделал серьезную ошибку. Он разделил «основы веры» и «практическое соблюдение заповедей», которые евреи обязаны исполнять, как постановление Царя. Это деление ценностей привело к серьезным последствиям. Сам Мендельсон строго исполнял практические предписания иудаизма и подчеркивал, что такова обязанность евреев. Однако его ученики начали пренебрегать исполнением заповедей, ссылаясь при этом на мысль учителя, что не в этом основа веры.

Благодаря своему авторитету ученого Мендельсон неоднократно помогал евреям. По его просьбе один христианский писатель написал книгу, в которой призывал к улучшению положения евреев в стране. Эта книга произвела большое впечатление на императора Иосифа II, и он сделал ряд шагов к улучшению положения евреев, имея при этом в виду приближение евреев к христианству.

Стараясь разрушить стену, разделяющую евреев и христиан, Мендельсон сделал все, что было в его силах, для того чтобы убедить немецких евреев принять европейскую культуру. Первым шагом к этому стала пропаганда перехода с языка идиш, который он называл еврейско-немецким жаргоном, на чистый немецкий язык. Перевод Танаха он счел отличным средством для достижения своей цели. Почти везде в своем переводе Мендельсон придерживается мнения наших благословенной памяти мудрецов, но все же в нескольких местах текст оригинала был искажен. Ученики Мендельсона не подвергали сомнению качество перевода их учителя и пренебрежительно относились к традиционной трактовке. Одновременно с переводом Танаха Мендельсон и его ученики составили комментарий к Пятикнижию, который тоже не во всем был безупречен. Из-за того, что в ущерб святому языку прививался немецкий, еврейские мудрецы усмотрели угрозу в этих трудах Мендельсона и запретили ими пользоваться.

Мендельсон не увидел опасности, которая грозила немецким евреям в результате широкого проникновения европейской культуры в еврейские массы и, того не желая, подготовил почву для ассимиляции немецкого еврейства. Сам он соблюдал заповеди Торы как нечто само собой разумеющееся, но при этом не обращал внимания на поведение учеников и воспитание детей. Уже в следующем поколении они прекратили соблюдать заповеди, а все внуки Мендельсона крестились. Мендельсон не увидел разрушительных последствий своей деятельности, но к концу жизни, почувствовав надвигающуюся опасность, он призывал своих учеников не оставлять Тору и соблюдать ее заповеди. Умер он в возрасте 57 лет в 5546 (1786) году.

Ученики

Ученики Мендельсона продолжили деятельность своего учителя по внесению идей Просвещения в еврейские массы. За этим движением закрепилось название Аскала (буквально «Просвещение). Цель, поставленная Мендельсоном, - соединение иудаизма с Просвещением -была принесена в жертву другой цели - заменить Б-жественную Тору Аскалой.

Среди лучших учеников Мендельсона был Нафтали Герц Визель. Годами старше Мендельсона, он, воспитанный на идеях реформатора, считал его своим учителем. Сын богатого немецкого банкира, который, переехав в Копенгаген, стал придворным банкиром датского короля, Визель получил классическое еврейское воспитание и общее образование. Уже в детстве Нафтали Герц хорошо овладел ивритской грамматикой и свободно говорил на этом языке. На хорошем иврите вышла в свет его первая работа о пользе Просвещения. После переезда в Берлин он вошел в мендельсоновский кружок и принял участие в составлении «Комментария» (на иврите - Биур) к Пятикнижию. Комментарий к книге Ваикра целиком принадлежит ему, и это - лучшая часть «Комментария». Визель, как и его учитель Мендельсон, принял участие в движении Аскалы, но при этом он пропагандировал не немецкий язык, а иврит. Поставив себе целью развить иврит так, чтобы на нем можно было выразить любую научную или литературную мысль, он написал большое количество статей в ивритском ежемесячнике Маасаф, который издавали ученики Мендельсона. Впрочем, целью журнала было не развитие языка иврит, а проведение идей Аскалы в круг читателей, которые еще владели святым языком. С распространением идей Аскалы среди немецких евреев увеличивалась ассимиляция и уменьшалось число евреев, говоривших на иврите. В конце концов, журнал пришлось закрыть из-за недостатка читателей.

Пока Нафтали Визель строго придерживался заповедей, он пользовался уважением в кругу еврейских мудрецов. Но они отшатнулись от него из-за его приверженности идеям Аскалы. Император Иосиф II, покровитель Просвещения, приказал открыть школы, отдаляющие еврейских детей от изучения Торы и Талмуда и создающие мост к ассимиляции и крещению. Раввины выступили против создания таких школ. Визель же, не поняв хитрого замысла властей, со страстью и непосредственностью доказывал, что император хочет только блага Израилю. Свои взгляды он изложил в статье «Слова мира и истины», а в программе, составленной для еврейских государственных школ, предлагал изучать Танах вначале на немецком и только затем на языке оригинала. Было также сильно сокращено время, отводимое на изучение Талмуда. Визель утверждал, что хорошее знание Талмуда необходимо только будущим раввинам и учителям. Мудрецы осудили его программу, поскольку она грозила полностью уничтожить еврейское традиционное образование. Но было поздно - худшие опасения еврейских мудрецов оправдались.

От просвещения к христианству

Одним из учеников Мендельсона, который причинил серьезные беды германскому еврейству, был Герц Гумборг. Когда ему стали известны планы императора по созданию еврейских государственных школ, он выехал в Вену и добился назначения на должность главного инспектора таких школ в Галиции. Он надеялся, что с помощью властей сможет заставить родителей посылать детей в эти школы. Однако родители оказали такой отпор его деятельности, что Гумборгу пришлось признаться в собственном бессилии. Он попросил назначить его на такой же пост в Богемии. Там он сумел воспитать поколение детей, Далеких от еврейства, которое потом проделало путь к ассимиляции и крещению.

Полностью разрушить еврейство в Берлине удалось Давиду Фридлендеру. Он создал школу, в которой, в соответствии с его программой, группа учителей сумела воспитать учеников в духе поверхностного Просвещения. Выпускники этой школы стали распространителями иллюзорных идей Аскалы и возглавили движение ассимилянтов в Германии. Это движение увлекло их детей в лютеранское христианство.

Негативные последствия Аскалы стали ясны спустя очень короткое время после смерти Мендельсона. Пока он был жив, его сильная личность сдерживала энергию тех, кто называл себя «учениками Мендельсона» только ради того, чтобы захватить руководство Аскалой. После его смерти они окончательно оставили Учение отцов. Фридлендер, прекративший после смерти Мендельсона и своего тестя Даниэля Ицика соблюдать заповеди Торы, в конце жизни жаловался на наглость нового поколения, которое он же и воспитал. Еврейская молодежь объединилась с худшими молодыми христианами, которые тоже оставили веру своих родителей и на ее место поставили завесу из поверхностно воспринятых идей Просвещения. Впрочем, из этих идей, для облегчения жизни, они тоже выхолостили все моральные принципы. Молодые евреи мечтали быть принятыми в обществе христиан, а когда не находили к этому иного пути, кроме вероотступничества, делали этот шаг без всяких угрызений совести. За пятьдесят лет крестилось около половины евреев Берлина. Эпидемия крещений прокатилась по многим крупным городам, среди них - Кенигсберг и Бреслау.

Давид Фридлендер надеялся получить гражданство, не меняя веры. Когда ему это не удалось, он в 5559 (1799) году от имени нескольких евреев написал письмо протестантскому священнику с предложением принять их в лоно протестантизма с условием, что им не придется верить в Иисуса. Священник посмеялся, а письмо получило огласку, что не помешало его автору, Фридлендеру, оставаться членом совета берлинской общины.

Печали мудрецов

В этот период в Германии еще оставались известные еврейские мудрецы. В Берлине главой общины был р. Цви Гирш Левин. Свидетель того, как распадается община, он остался выразителем мнения последних ученых раввинов Германии и немногих верных слову Творца членов общины. В прощальном письме совету общины, в котором раби сообщал о своей отставке, он писал, что больше не может нести ответственность за общину, члены которой презирают слово Г-спода и совершают все возможные грехи. Это письмо напугало членов совета. После уговоров рав согласился продолжать работу, но спустя короткое время умер от разрыва сердца.

В Берлине учился и преподавал автор книги При мегадим р. Йосеф Теомим. Из Берлина он переехал во Франкфурт-на-Майне, где стал равом города.

Там же жил и работал брат р. Шмуэля Шмелке из моравского города Никольсбурга, р. Пинхас Лени Гурвиц (автор Афлаа).

Другом р. Пинхаса Гурвица был р. Натан Адлер, которого его ученик р. Моше Софер (Хатам Софер) называл «Великим Орлом».

В Бреслау жил р. Ишая Пик, который прославился своими примечаниями к Талмуду.

Около пятидесяти лет главой пражской общины являлся р. Ехезкель Ландо, автор известной книги респонсов Иоде бийеуда. Под его руководством была восстановлена пражская ешива, которая вновь стала крупнейшей ешивой Европы. Из Польши и Литвы приезжали учиться у самого Ноде бийеуда. В тяжелые годы семилетней войны и последующий вслед за нею период, когда пражские евреи тяжело страдали от подозрительности императрицы Марии Терезии, он сумел управлять своей общиной с большой мудростью. При его жизни первый раз взяли на службу в австрийскую армию еврейских юношей. Он призывал их соблюдать заповеди и во время прохождения армейской службы.

Несмотря на глубокое уважение, которое питали жители Праги к своему раву, под старость он очень страдал от нападок Аскалы и очень огорчился за Нафтали Герца Визеля, когда тот опубликовал свои «Слова мира и истины» в защиту программы государственных еврейских школ. Еще большие беды причинил ему Герц Гумборг после своего переезда в Прагу. Умер р. Ландо в 5553 (1793) году.

Большинство равов Германии пытались бороться с Аскалой, но они не смогли остановить эпидемию. Война между р. Ионатаном и р. Яаковом Эмденом подорвала доверие к раввинам как раз в тот момент, когда они больше всего в нем нуждались. Новое поколение, которое говорило на чистом немецком языке, получившее общее образование, не желало слушать старых мудрецов, говоривших на «еврейском жаргоне».

Духовный уровень евреев Германии непрерывно падал. Влияние мудрецов сократилось до крайне узкого круга учащихся ешив. Но никакое духовное усилие не пропадает бесследно. Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха и донесли до нас мудрость своих учителей.

Запись опубликована в рубрике: .