Духовная жизнь евреев Германии и Франции перед крестовыми походами
Рабейну Гершом - Меор Агола
С тех пор, как р. Калонимус переехал из Италии в Майнц, город превратился в центр Торы. Рабейну Гершом - Меор Агола (Светоч Диаспоры), выдающаяся фигура среди еврейских мудрецов Германии и Франции, руководил знаменитой ешивой Майнца. Даже еврейские общины Италии посылали туда учеников для изучения Торы у известного мудреца. Сохранились многочисленные комментарии Талмуда, принадлежащие перу рабейну Гершома. Иногда комментарий состоит из одного-двух слов, которые с потрясающей точностью объясняют необыкновенно сложные построения. Многие выдающиеся раввины (в том числе Раши и его внуки) избрали путь объяснения Талмуда, намеченный рабейну Гершомом.
Рабейну Гершом принял ряд постановлений, которые сохраняют свою силу и в наши дни. Среди них запрет многоженства и запрет развода без согласия жены. Эти постановления были безоговорочно приняты всеми еврейскими общинами Европы.
Рабейну Гершом являлся выдающимся сочинителем пиютов. В одном из них он описывает изгнание евреев из Майнца, в другом (Зхор брит), который читают в канун Рош ашана, рассказывает об участи еврейского народа после его изгнания из Эрец Исраэль и просит Всевышнего приблизить Избавление.
Рабейну Гершома прозвали Светочем Диаспоры, ибо до самой его кончины в 4800 (1040) году его мудрость освещала жизнь многих евреев стран рассеяния. Современником рабейну Гершома был выдающийся сочинитель пиютов р. Шимон бен Ицхак, сочинения которого пронизаны глубокой верой в Б-га и надеждой на скорое избавление. Многие пиюты, приведенные в молитвеннике ашкеназских евреев, принадлежат перу р. Шимона бен Ицхака.
Раши
«И засветило солнце и зашло солнце». В ту минуту, когда померкло сияние Рабейну Гершома, взошло солнце Раши.
Раби Шломо бен Ицхак родился в год кончины рабейну Гершома (4800/1040) в городе Труа на севере Франции. Первые буквы его имени составляют аббревиатуру Раши, известную евреям всего мира.
Вначале он учился в своем родном городе, а затем отправился заниматься в ешивы Вормса и Майнца. Ученики рабейну Гершома стали его учителями. Через некоторое время Раши начинает преподавать, продолжая усиленно изучать Тору. Преподавание не являлось для Раши источником существования: он зарабатывал на жизнь виноделием. В основанную им ешиву стекались ученики из многих стран Европы.
В семье Раши родились три дочери, и все они впоследствии вышли замуж за лучших учеников отца. В семье его зятя р. Меира родилось четверо известнейших мудрецов: р. Шмуэль бен Меир (Рашбам), р. Яаков бен Меир (Рабейну Там), р. Шломо бен Меир и р. Ицхак бен Меир. Раши дожил до первого крестового похода, когда на территории Германии и Франции начались преследования евреев. Всем сердцем любивший свой народ Раши тяжело страдал от беды, обрушившейся на евреев. В то время он писал: «Меня покидают силы и немеет язык мой (когда я пытаюсь) рассказать о волне бедствий, постигшей мой народ, и поэтому ослабела рука моя». Тогда же он сочиняет пиют, посвященный трагической судьбе еврейского народа. Примерно через девять лет после начала преследований евреев в Европе Раши в последний раз открывает тетрадь, где он записывал свой комментарий к Вавилонскому Талмуду. Комментарий обрывается на 19-ом листе трактата Макот на слове тоор (чистый). Раши скончался в 4865 (1105) году. Работу по комментированию Талмуда продолжил его ученик и зять р. Йеуда бен Натан (Риван).
Раши оставил после себя бесценное наследие комментариев к Торе, другим книгам Танаха и к Талмуду. Его комментарий к Торе стал самым популярным среди евреев. Этот комментарий, базирующийся на традициях многих поколений еврейских мудрецов, написан ясным и понятным языком, доступным даже начинающему читателю. Вместе с тем, комментарий Раши является предметом широкого и серьезного изучения последующими поколениями еврейских мудрецов. Каждое слово комментария несет серьезную смысловую нагрузку и при внимательном изучении позволяет открыть новые грани текста Торы, незаметные при первом прочтении. В своем комментарии Раши приводит многочисленные грамматические исследования, основанные на традициях еврейских мудрецов. Одной из книг по грамматике, которую Раши часто использовал в своей работе, был труд еврейского мудреца из Испании Менахема бен Сарука.
Раши объяснил большинство трактатов Вавилонского Талмуда. До появления на свет его комментария каждый, кто изучал Талмуд, нуждался в постоянной помощи своего учителя. Объяснения же Раши сделали возможным самостоятельное изучение. Ученик, прошедший под руководством наставника несколько трактатов Талмуда, мог изучать последующие трактаты самостоятельно, используя комментарии Раши. Раши объясняет каждый трактат с начала и до конца, не пропуская ни одной важной темы. Он останавливается на всех непонятных местах Талмуда и с поразительной лаконичностью и точностью проясняет их смысл. В его комментарии нет ничего лишнего или пропущенного, каждое слово стоит на своем месте. Иногда при поверхностном изучении Талмуда непонятно, для чего Раши добавляет то или иное слово (а иногда и букву) в свое объяснение. Однако при более углубленном изучении вдруг обнаруживается, что эта маленькая деталь существенно изменяет понимание смысла текста Талмуда. Мудрецы последующих поколений использовали объяснения Раши, как отправную точку в изучении Талмуда, все больше и больше постигая при этом глубину мысли Раши.
Распространение комментариев Раши среди мудрецов последующих поколений принесло ему признание во всем мире. Его авторитет был неоспорим и среди ашкеназских, и среди сефардских мудрецов Торы.
С тех самых пор и вот уже почти тысячу лет все еврейские мудрецы, их воспитанники и все мы - простые евреи - являемся учениками великого мудреца р. Шломо бен Ицхака, да будет благословенна его память.