13. Последние поколения амораев и завершение Талмуда

Последние поколения амораев и завершение Талмуда

Абае и Рава

Руководителями четвертого поколения амораев были Абае и Рава, ученики рава Йосефа. Абае учился также и у Рабы, который приходился ему дядей. В раннем детстве Абае остался сиротой и воспитывался в доме Рабы. В учении Абае более походил на р. Йосефа, который уделял огромное внимание всестороннему и четкому знанию материала. Даже в великом поколении мудрецов Талмуда Абае выделялся остротой ума. Трактаты Талмуда полны дискуссий Абаи и Равы. Особое внимание они уделяли тем вопросам алахи, которые еще не получили достаточных объяснений. Эти дискуссии получили название Вопросы Абаи и Равы или Шакла вэтарья (дословно - торг). Р. Йосеф передал руководство Абае, а после Абаи главой ешивы стал Рава. Рава учился у рава Нахмана бен Яакова в городе Махоза, недалеко от Пумбедиты. В последние годы жизни Равы многие знаменитые амораи Святой Земли, спасаясь от преследований, прибыли в Вавилонию. Они привезли с собой традиции ешив Эрец Исраэль, некоторые неизвестные в Вавилонии алахические решения и барапты. Рава скончался в 4112 (352) году.

Р. Нахман бен Ицхак был учеником Равы и почти его ровесником. После смерти своего учителя р. Нахман стал руководителем ешивы Пумбедиты. Другой известный ученик Равы рав папа переехал из Пумбедиты в город Гэрэш (провинция Суры) и основал там свою ешиву. Его примеру последовали некоторые видные мудрецы поколения. Так закончился период, в котором одна центральная ешива пользовалась непререкаемым авторитетом.

Завершение Талмуда

Величайшей фигурой, удостоившейся объединить всех мудрецов своего поколения и собрать воедино традицию изучения Устной Торы в Эрец Исраэль и в Вавилонии, был рав Аши. Он снискал уважение и признание еврейского народа, и даже Рейш Галута- официальный руководитель евреев Вавилонии - преклонялся перед ним. Наши благословенной памяти мудрецы говорили: «Со времен Раби (р. Йеуды Анаси) и до рава Аши величие и знание Торы не соединялись в одном лице».

В молодости рав Аши учился во многих ешивах Вавилонии, что дало ему возможность собрать огромное количество материала. Он возобновил деятельность сурской ешивы в городе Мата Махсэя. Пятьдесят шесть лет руководил рав Аши этой ешивой. Рядом с ним все это время находился его друг - Равина Первый.

Рав Аши дважды прошел со своими учениками весь Талмуд. Как правило, каждые полгода изучался новый трактат, однако иногда за этот срок успевали проходить даже два или три небольших трактата. Главной задачей рава Аши и Равины была систематизация Талмуда. Они собрали огромный материал и распределили его по трактатам. Талмуд приводит алахические рассуждения в той же форме, в которой проходила дискуссия между амораями.

Изучая сегодня Талмуд, мы видим как бы протоколы заседаний ешивы, где обсуждались определенные аспекты алахи. Постановку проблемы, свои доводы и возражения приводят сначала амораи - современники Рава и Шмуэля, затем эстафета переходит к поколению рава Хисды и рава Уны, от них - к Рабе и раву Йосефу, Абае и Раве, и в конце мы знакомимся с мнением рава Аши и его коллег. В связи с тем, что со времен Равы многие мудрецы Эрец Исраэль переехали в Вавилонию, рав Аши счел необходимым ввести в текст Талмуда мнения мудрецов Святой Земли. Таким образом, мнения р. Йоханана, Рейш Лакиша, р. Ами, р. Аси вошли в Вавилонский Талмуд. Вавилонский Талмуд в сегодняшнем его виде представляет собой собрание изучения Устной Торы всеми еврейскими мудрецами.

Талмуд - это книга, связывающая нас с поколениями танаев и амораев, книга, объединяющая евреев всех стран рассеяния. Изучающий Тору, приехав на новое место, в новую страну, находит там такие же тома Талмуда, как и на своей родине, и обнаруживает своих единомышленников, погруженных в изучение Талмуда.

Рав Аши умер в 4187 (427) году. Его ученики не прекращали работу, продолжая дополнять Талмуд. Сын рава Аши принадлежал к последнему поколению амораев, продолжавших работать над Талмудом, а Равина Второй был последним амораем, который завершил редакцию Талмуда. Он умер в 4260 (500) году.

Запись опубликована в рубрике: .