Когда р. Мендел Футерфас выехал из России, и приехал в Святую землю, множество хасидов пришли на его первый итваадут, в месяц элул 5732 (1972) г.
Р. Мендел подчеркнул один важный момент по поводу «месяца милосердия», на котором раньше не акцентировали внимания. Он рассказал, что когда приближался элул, хасиды оставляли все свои дела, и искали, где раздобыть деньги, чтобы поехать к Ребе.
Это свидетельство р. Мендла произвело сильнейшее впечатление, и укрепила иткашрут к Ребе. В тот месяц тишрей количество тех, кто едет на тишрей к Ребе, значительно возросло, и то пробуждение, которое выросло в те годы, чтобы находиться на праздники у Ребе — это в заслугу р. Мендела.
Рав Моше Оренштейн добавляет:
В шабат мевархим месяца сиван, в один из годов, можно было заметить, что р. Мендел находится в возвышенном состоянии духа. Он объяснил: ведь сейчас шабат мевархим месяц сиван. За сиваном наступит тамуз, а сразу после этого — ав, и в элул мы едем к Ребе!
Р. Мендел требовал, чтобы поездке к ребе предшествовала глубокая душевная подготовка со стороны бохрим. Он рассказал, с болью, и слезы стояли в глазах его, что Ребе сказал ему, что тот факт, что он поощряет своих учеников ехать в хацрот кодшейну[1], обязывает его обеспечить, чтобы они подготовили себя как нужно, и также вели себя как нужно в то время когда они находятся в севен севенти.
Р. Мендел требовал от бохрим смотреть на Ребе и учиться от его поведения. Таким образом они добавят к своей йират шамаим[2], и в их сердцах установится большее уважение к возвышенным Б-жэественным аспектам. По его словам, «мир говорит: спасибо тебе Элоким, что ты дал нам Ребе». Но хасидим говорят: «Спасибо тебе Ребе, за то, что ты открыл нам окно для постижение Элоким». Это окно основано на изучении Торы Ребе, но необходимо также видеть Ребе.
В своей беседе 13 тишрей 5743 Ребе выразил сожаление о том, что хасиды смотрят во время молитвы на «плоть и кровь», вместо того, чтобы смотреть в сидур, и сосредотачиваться на смысле произносимых слов. Р. Мендел после этого сделал итваадут на всю ночь, и объяснял, что проблема начинается там, где смотрят на Ребе как на «плоть и кровь» (ясно, что он не отрицал простого смысла слов Ребе)
(Оцар ахасидим Эрец Акодеш, стр. 336)
[1] Букв. «святой двор»
[2] Б-гобоязненности