(там же стр. 197)
Рав Шаул Брук рассказывал:
Один миснагид любил издеваться над одним хасидом, ему казались смешными понятия каббалы и хасидизма. Особенно его удивляло, что хасиды молятся по своим особым молитвенникам, и что в их молитвенниках указаны имена ангелов в субботней молитве.
Хасид ответил ему следующей интересной историей:
«Один еврей ехал из одного города в другой на лошади и телеге, однако проливные дожди помешали ему продолжить свой путь. Нечего делать, он постучался в двери одинокой избушки, стоявшей по пути, и попросил помощи у ее жителей. К великому сожалению, он стал свидетелем громкого спора между хозяином и его женой. Она говорит «открой», а он отказывается, и кричит, «это не человек стучит, это привидение стучит…»
В конце концов, дверь открывается, и его приглашают войти. Хозяин, как принято, интересуется, «откуда еврей». Гость отвечает: «Из Москвы я». Тут уже у хозяина уже не остается никаких сомнений, и он кричит жене: «я же говорил, что это привидение! Я никогда не слышал ни о чем подобном! Я никогда не слышал о такой «Москве»!!!»
Он обращается к гостю, и спрашивает с дрожью в голосе: «А что такое Москва»? Еврей отвечает, что Москва - это город такой. Этот ответ еще больше распаляет хозяина избушки: «Теперь мне совершенно ясно, что это привидение! Я никогда не слышал ни о чем подобном! Что такое «город»?!»
Гнев хозяина достиг своего апогея, когда еврей объяснил ему, что «город» это такое место, где есть много домов, и стоят они в определенном порядке. Проживший всю свою жизнь в избушке, хозяин был не способен поверить, что такое бывает на свете…
Потом, хозяин начал спрашивать, куда гость держит путь. Гость отвечает, что он по дороге в Петербург. Хозяина уже трясет: «что такое Петербург»?! Ему отвечают, что это город. Тут уже хозяин совсем сбит с толку, и обращается к нашему еврею в гневе: «Ты только что сказал, что Москва это «город», а теперь ты говоришь, что Петербург это тоже «город»?!
Так, каждый ответ гостя тянул за собой еще вопрос, и еще вопрос, и каждый следующий вопрос только укреплял его во мнении, что он разговаривает с «привидением».
- Тот крестьянин - объяснил хасид миснагиду, думал, наверное, что если есть в мире что-то, о чьем существовании он не догадывается — то этого вообще не существует. Он не понимает, что он сам живет в очень узкой реальности, и что у него нет никакого представления о том, что происходит за пределами его узких четырех локтей.
И то же самое в отношении твоих насмешек над хасидизмом. Ты смеешься над понятиями, относящимися к области, о которой у тебя нет ни малейшего представления. То, что ты, человек этого материального мира, не разбираешься в возвышенных понятиях каббалы, не означает, что они ложны, не дай Б-г..
Рав Шаул вывел отсюда, что прежде чем отрицать что-либо, требуется определенная скромность. Более того, нужно хорошо подумать, возможно, отрицание берется от незнания, о чем идет речь…