На пороге Нового Года
СОРОК ДНЕЙ МИЛОСЕРДИЯ
Рош Хашана, Новый Год, не находит евреев неподготовленными. Уже в течение Рош Ходеш Элул, т. е. за целый месяц вперед, наступление Рош Хашана возвещается звуками Шофара, в который трубят по окончании утренних богослужений в синагоге и происходит это каждый день до кануна Рош Хашана.
Этот обычай трубить в Шофар с первого Элула, хотя и не является заповедью Торы, возник, как утверждают наши Мудрецы, во времена Моисея. В первый день Элула Моисей в третий раз поднялся на гору Синай, чтобы провести там сорок дней и сорок ночей. Первые сорок дней он провел на Синае, >когда он поднялся на гору в седьмой день Сивана, на следующий день после Откровения.[1] Во время этого пребывания Моисей получил Тору, со всеми объяснениями и деталями заповедей. Сорок дней спустя он спустился вниз, было это в семнадцатый день Таммуза, и принес Скрижали, на которых были начертаны Десять Заповедей. Найдя Золотого Тельца в лагере, он разбил Скрижали, и на следующий день снова поднялся на гору Синай, чтобы просить Б-га о прощении. Накануне Рош Ходеш Элул, Моисей вернулся, хотя его молитвы не были полностью услышаны. В конце концов Моисей поднялся на гору Синай в третий раз. Сорок дней окончились в десятый день Тишрей – Иом Киппур – и Моисей спустился и принес вторые Скрижали и Божеское послание о прощении. С того времени, как расоказывют нам наши Мудрецы, сорок дней от Рош-Ходеш Элул до Иом-Киппур остались днями особенно Божественного милосердия и всепрощения, кульминационным пунктом которых является Судный День.
Таким образом звуки Шофара в течение месяца Элула являются призывом к покаянию и подготовке к Новому Году. В качестве последнего месяца года, месяц этот предназначен для самопознания и духовного обновления. Поэтому звуки Шофара раздаются каждое утро по будним дням в течение всего Элула, за исключением кануна Рош-Хаша-на. Этот перерыв сделан для того, чтобы различать между звуками Шофара в течение Элула, которые являются обычаем и традицией, но не определенной заповедью Торы (поэтому не читаются молитвы перед звуками Шофара в течение Элула), и звуками Шофара на Рош-Хашана, согласно специальным предписаниям этого праздника, содержащимся в Торе.
Г-СПОДЬ – СВЕТ МОЙ
В качестве добавочного напоминания о важности этого периода, к дневным молитвам, утром и вечером, добавляется Псалом 27 (к Шахарит и Минха в некоторых общинах; к Шахарит и Маарив – в других).
Псалом Давида Г-сподь – свет мой и спасение мое;
Кого мне бояться? Г-сподь крепость жизни моей;
Кого мне страшиться?
Наши Мудрецы объясняют, что слова «Г-сподь – свет мой» относятся к Рош-Хашана, «и спасение мое» относится к Судному Дню. Наше искреннее возвращение к Г-споду дает нам и свет и спасение.
Преисполненный верой в Б-га, Псалмопевец выражает полное бесстрашие по адресу всех врагов, как внутренних, так и внешних. Освобожденный от бремени грехов, он желает только одного – близости к Г-споду.
Одного прошу я у Г-спода, Того только ищу,
Чтобы пребывать мне в доме Г-споднем Во все дни жизни моей; Созерцать красоту Г-сподню
И посещать святой храм Его...
И Псалмопевец заканчивает:
Надейся на Г-спода;
Мужайся, И да укрепляется сердце твое, Надейся на Г-спода.
СЕЛИХОТ
За неделю до наступления Рош-Хашаны атмосфера раскаяния усиливается добавлением Селихота.
Селихот («прощение») являются специальными молитвами о прощении, которые произносят в ранние часы по утрам (до утреннего богослужения) в течение всей недели до Рош-Хашаны. Первый раз Селихот произносят в субботу вечером, предшествующую Рош-Хашана, обычно после полуночи. Если первый день праздника приходится на понедельник или вторник (он никогда не может прийтись на воскресенье, среду или пятницу), чтение Селихота начинается на неделю раньше.
Селихот является торжественным напоминанием о приближении Рош-Хашана. Синагога переполнена и в воздухе чувствуется большая торжественность, которую усиливают специальные мотивы и мелодии со Дней Благолепия.
СЧАСТЛИВЫЙ НОВЫЙ ГОД
С первого дня Элула начинается сезон поздравлений по случаю наступле-
ния Нового Года. Принято желать друг другу счастливый Новый Год, выражая эти пожелания при встречах или в письменной форме.
Исповедь
Иосиф и его младший брат Бенни пошли с отцом в субботу вечером перед Рош-Хашана в синагогу, когда в первый раз читается Селихот. Для Бенни это было в первый раз пойти в синагогу в такой необычный час, потому что это было после полуночи. Но в эту субботу ему удалось немного поспать после обеда и теперь ему спать совершенно не хотелось.
Бенни был еще слишком юным, чтобы произносить молитвы, но он знал, что «Селихот» означает «прощение» и что каждый просит Б-га о прощении. Он стоял или сидел около своего отца и все время за ним наблюдал. До сегодняшнего дня он никогда еще не видел своего отца таким серьезным, особенно тогда, когда он произносил особую молитву с опущенной головою и время от времени прикладывал к сердцу свою правую руку.
После богослужения Бенни спросил об этом своего старшего брата. Иосиф открыл молитвенник и показал ему молитву. «Это – молитва Раскаяния», он сказал.
«Что значит Раскаяние?» спросил Бенни.
«Когда ты делаешь что-нибудь плохое и говоришь себе – я очень жалею, что сделал то или это – это и есть раскаяние».
«Эта молитва составлена по Алеф-Бет. Ты видишь, «Ошамну» начинается с Алеф, «Богадну» – с Бет, и т. д. Эти слова означают «мы согрешили», «мы солгали», «мы ограбили?... Но что с тобой, Бенни? Почему ты плачешь?»
«Я полагал, что отец является самым замечательным человеком в мире. Как он мог совершить такие поступки?!»
«Обожди минутку! Неужели ты думаешь, что он в действительности совершил эти поступки, не правда ли Бенни?»
«В таком случае, почему он об этом говорит? И он действительно так думает, ведь я наблюдал за ним».
Иосиф не мог сдержать улыбки. «Послушай», он сказал, «я сейчас тебе всё объясню. Эта молитва произносится всеми евреями, даже самыми святыми Раввинами. Пойми, все Евреи подобны одному телу. Когда некоторые части тела болят, всё тело чувствует себя больным. Когда грешит один Еврей, то он причиняет боль всему народу. Поэтому молитва упоминает о всех возможных грехах, в порядке Алеф-Бет, которые где-либо были совершены каким-нибудь Евреем. По этой причине в молитве говорится 'мы согрешили', т. е. согрешили все вместе». И Иосиф закончил:
«Молитва эта свидетельствует о том, что все мы несем ответственность один за другого и как постоянно мы должны помогать один другому делать только добро».
Бенни вытер слезы и почувствовал себя значительно лучше, потому что он знал, что его отец всё еще является самым замечательным человеком в мире и что он молится не за себя только, но и за других.
Две истории
ДЫРА В ЛОДКЕ
На берег был позван человек, чтобы по- красить лодку. Он принес краску и кисть и принялся, согласно условию, красить лодку в ярко красный цвет. Крася лодку, он заметил, что краска просачивалась через дно лодки. Он сообразил, что в лодке очевидно дырка и решил забить ее. Когда покраска была окончена, он получил деньги за работу и ушел домой.
На следующий день собственник лодки пришел к маляру и подарил ему крупную сумму. Маляр был очень удивлен. «Ведь вы уже заплатили мне за окраску лодки», он сказал.
«Да, но эти деньги не за окраску лодки. Я вам плачу за то, что вы заделали дыру».
«Но ведь это – пустяк и я не хотел поставить вам это в счет. Я не поверю, что вы принесли мне такую крупную сумму за такую ничтожную работу, не так ли?»
«Мой дорогой друг, вы не понимаете. Дайте мне рассказать, что случилось.
«Когда я попросил вас покрасить лодку, я забыл упомянуть о дырке. Когда лодка была покрашена и краска высохла, мои дети взяли лодку и поехали удить рыбу. В этот момент меня не было дома. Когда я вернулся домой, и узнал, что они поехали на лодке, меня обуял страшный
ужас, потому что я вспомнил о дыре в лодке. Представьте себе мой восторг и счастье, когда я увидел их возвращающимися домой здоровыми и невредимыми. Я обследовал лодку и увидел, что вы заделали дыру! Теперь вы видите, что вы для меня сделали? Вы спасли жизнь моих детей! У меня нет достаточно денег, чтобы вознаградить вас за ваш 'маленький' поступок...»
КУСОК ВЕРЕВКИ
Богатый купец купил замечательную люстру для своего дома. Люстра эта была чудом искусства и сделана была из чистого хрусталя, украшенного драгоценными камнями. Стоила она целое состояние.
Чтобы повесить у себя эту люстру, купцу нужно было сделать в потолке дыру. Через дыру он протянул веревку и к одному концу ее привязал люстру, повесив ее в своей гостиной. Другой конец веревки он прикрепил к крюку на чердаке. Затем он подтянул веревку так, что люстра висела как раз под потолком в его гостиной. Остаток веревки он укрепил на крюке.
«Я ХОТЕЛ ВСЕГО ТОЛЬКО КУСОК ВЕРЕВКИ...» Кто бы не приходил в дом, все восторгались замечательной люстрой, и купец и его семья очень ею гордились. Однажды к купцу пришел бедный мальчик и попросил старую одежду. Его послали на чердак, где валялась старая одежда и предложили выбрать то, что ему нужно. Нищий мальчик это сделал. Он отобрал себе большой пук одежды, положил его в свой мешок и стал искать веревку, чтобы его завязать. Он удивел веревку накрученную на крюк и решил ею воспользоваться. Из кармана он вынул карманный ножик и отрезал себе кусок веревки.
Крах! Раздался ужасный шум и в тот же момент вся семья бросилась на чердак. Все кричали: «Ты, идиот! Посмотри, что ты сделал! Ты разрезал веревку и разорил нас!»
Бедный мальчик не мог понять, чем вызвано это волнение. Он сказал: «Что значит я 'разорил' вас?»
«Ты – ничтожество», ответил купец. Ты взял только кусок веревки. Но случилось так, что на ней висела моя люстра. Теперь ты ее уничтожил!»
Обе эти истории, мои друзья, имеют одну и ту же мораль. Очень часто, делая то, что нам кажется «маленькой» Митцвой, мы не предполагаем, какое доброе дело мы в действительности сделали. И наоборот, делая то, что нам кажется очень «малым» проступком, мы причиняем ужасную катастрофу. Как хорошие, так и плохие поступки имеют совершенно неожиданные последствия. Один хороший поступок тянет за собою другой хороший поступок, а один плохой ведет к другому. Каждый из них, независимо от того, каким он «ничтожным» нам не кажется, может создать или разрушить миры. Не думаете ли вы, что эти две истории следовало бы хорошо запомнить?
Псалмы из сердца
(История о Баал-Шем-Тове)
Обычай посвящать в течение месяца Элула больше времени молитвам и чтению Т'хиллим является очень древним. Всякий ученый Еврей, который посвящает большинство своего времени изучению Торы, в течение этих дней отдает больше времени молитвам и Т'хиллим.
В связи с этим обычаем, мы приводим здесь следующую историю:
Святейший Баал-Шем-Тов был большим поклонником своих собратьев-евреев. Он любил молодых и старых, горожан и крестьян, ученых и неучей. Он любил их всех всем своим сердцем и душою.
Неудивительно поэтому, что Евреи стекались к нему издалека и из близи, потому что разве сердце не подобно зеркалу? Как один человек относится к другим, так другие относятся к нему. Таким образом много Евреев приходили к Баал-Шем-Тову. Некоторые приходили для того, чтобы слушать его рассказы о Торе; этим людям Баал-Шем-Тов раскрывал скрытые секреты Торы, которые заставляли сердца петь от радости. Другие, включая совсем необразованных, приходили к нему за советом или благословением, или -просто для того, чтобы взглянуть на святое лицо Баал-Шем-Това и воодушевиться мелодиями ими слышанными; потому что мелодии пелись без слов или с очень простыми словами, которые были для них понятны. Простой необученный народ чувствовал себя очень пристыженным, что не научился ничему в юности. Баал-Шем-Тов знал, как эти люди себя чувствовали. Он знал, что в этом не было их вины. Поэтому он часто говорил им, что они не должны чувствовать себя несчастными, потому что Б-г любит искренность и простоту и честность и смирение, и что эти качества очень часто встречались у необразованных. В этом отношении они были непревзойдены.
Чтобы убедить их, что он действительно так думает, Баал-Шем-Тов особенно дружественно и внимательно относился к этим людям. Когда он садился за стол, окруженный своими блестящими учениками, большинство которых были известными учеными, Баал-Шем-Тов приглашал бедный и простой народ отведать вино, над которым он произносил Киддуш, угощал их большими кусками медового пряника, и давал им все основания думать и чувствовать, что они были его любимыми детьми.
Сидевшие за столом ученые не могли понять, почему святой Баал-Шем-Тов уделял столькоо внимания необразованному народу.
Баал-Шем-Тов отлично отдавал себе отчет, что чувствовали и думали ученые. Однажды он сказал им: «Вас кажется поражает, что я предпочитаю простой народ? Верно, что они не обучены так, как вы; некоторые даже не понимают смысла молитвы, которую они ежедневно говорят. Но сердца их из золота; их сердца переполнены любовью к человечеству и ко всем созданиям Б-га, и они смиренны и честны. С простотой я верой они соблюдают все Митцвот Торы, даже не зная их смысла. Но поверх всего в их сердцах горит неугасимый огонь постоянно быть с Б-гом, на подобие Пылавшей Куще, которая не была уничтожена огнем. Как я завидую их удивительным еврейским сердцам!»
Ученики слушая слова своего учителя, им трудно было поверить тому, что они слышали. Баал-Шем-Тов с серьезным видом посмотрел на них и сказал: «Скоро я вам покажу, что я ничего не преувеличивал».
Происходило это во время Третьей Еды (Сеуда ше-лишит) в святой день Субботу. Согласно обычаю, Баал-Шем-Тов сидел во главе стола, окруженный своими учениками. В это время обычно он учил их секретам из Торы. Простой народ, который не понимал мистерии Торы, удалялся обычно в соседнюю комнату, где они декламировали Псалмы Царя Давида, как умели.
Баал-Шем-Тов закрыл глаза и глубоко задумался. Его святое лицо выражало большую сосредоточенность и капли пота выступили на лбу. Внезапно его лицо осветилось сияющей улыбкой. Он открыл глаза и все его ученики почувствовали себя участниками его счастья. Баал-Шем-Тов повернулся к своему ученику, сидевшему по его правую сторону: «Положи твою правую руку на плечо твоего соседа». Следующему он приказал сделать то же самое и следующему то же, пока не образовалась цепь. Затем он велел им петь определенную мелодию, которую они пели только при очень торжественных случаях. «Пойте со всем вашим сердцем, как вы не пели еще никогда», он сказал. И когда они пели, они почувствовали, что их сердца поднимаются всё выше и выше.
Когда они кончили петь, Баал-Шем-Тов положил свою правую руку на плечо ученика по свою правую сторону и свою левую руку – на плечо ученика, сидевшего по левую сторону. Теперь человеческая цепь была закрыта.
«Закройте ваши глаза и сосредоточтесь», сказал Баал-Шем-Тов.
После этого они услышали много прекрасных мелодичных голосов, певших Псалмы. Голоса были такими сладкими и трогательными, что они почувствовали чудесное биение своих сердец. Некоторые из голосов выражали нерушимую веру, другие были наполнены трогательной радостью, остальные были необыкновенно задушевными. Они ясно слышали святые слова Псалмов, столь знакомых им, и частые восклицания, которыми эти слова были пересыпаны: «О, Небесный Отец!» или «О, Дорогой Отец в Небесах!» или «О, Творец Вселенной!»
Кучка учеников, присоединившихся к Баал-Шем-Тову в этой небесной экскурсии, сидели, как заколдованные в полном молчании. Они потеряли всякое понятие о времени и месте; слезы текли из их закрытых глаз, а их сердца были переполнены экстазом и готовы были разорваться.
Пение внезапно прекратилось, когда Баал-Шем-Тов убрал свои руки и разорвал цепь. Это случилось как раз во время, потому что еще одна секунда и души учеников оставили бы наверно их тела.
Когда они пришли в себя после этого душу-раздирающего испытания, Баал-Шем-Тов сказал им, как любит Господь слушать Псалмы, особенно когда они прямо идут из сердца, а еще более, когда они идут из чистых сердец простого, честного и смиренного народа.
«Но чьи голоса слышали мы только что?» спросили ученики. И они были, конечно, удивлены, когда Баал-Шем-Тов сказал:
«Вы слышали в течение очень короткого времени Псалмы, которые были спеты простым народом находившимся в соседней комнате, как ангелы слышат их в небесах!»
Месяц Тишрей в еврейской истории
Месяц Тишрей является седьмым месяцем в еврейском календаре. Это может показаться странным, потому что Рош-Хашана – Новый Год приходятся на первый и второй дни Тишрея. Произошло это потому, что Тора сделала месяц Ниссан первым месяцем года, чтобы подчеркнуть историческое значение Исхода евреев из Египта, который приходится на 15 день этого месяца и который означает рождение нашей нации. Однако, согласно традиции, мир был создан во время Тишрей, или, чтобы быть более точным, Адам и Ева были созданы в первый день Тишрея, который был шестым днем мироздания и поэтому Тишрей является началом года. В связи с этим и Рош-Хашана празднуется в это время.
* * *
В каждом годе имеется двенадцать месяцев и имеется столько же колен Израилевых. Каждый месяц еврейского года представляет одно из колен. Месяц Тишрей является месяцем колена Дана. Это имеет символическое значение, потому что когда Дан родился, его мать Леа сказала: «Г-сподь судил меня (даннани) и подслушал также мой голос». Дан и Дин (Иом-хаДин – Судный день) происходят от одного и того же корня, означающего, что Тишрей является временем Божественного правосудия и прощения.
Точно так же, каждый месяц Еврейского календаря имеет свой знак Зодиака (по еврейски – Мазал). Знаком Зодиака для Тишрея являются Весы. Это представляет символ Судного Дня, когда Б-г кладет на весы хорошие поступки и плохие поступки человека.
* * *
Хотя каждое Новолунье отмечается и благословляется в синагоге в предшествующую ему Субботу, Новолуние Тишрея никогда не отмечается и не благословляется в синагоге. Оно не благословляется нами, потому что Сам Г-сподь благословит его. Он не отмечается по той причине, потому что большая часть того, что касается Рош-Хашана «скрывается» и окружено тайной. Мистический аспект Рош-Хашана указан в Св. Писании: «Трубите в новомесячие Шофар, в скрытое время, в день праздника нашего» (Пс. 81:4-5). Дьявол, доносчик, не должен быть предупрежден о приближении Рош-Хашана, Судного Дня. Это тоже является одной из причин, отчего «Новолуние» не упоминается в молитвах Рош-Хашана. Это также является одной из причин, почему первая часть Бытия не читается на Рош-Хашана, хотя ее и следовало бы читать, в виду того, что Рош-Хашана есть рождение Человека, так как Адам был создан на Рош-Хашана (смотри ниже).
* * *
Первый день Тишрея, который является первым днем Рош-Хашана не может выпасть на воскресенье, среду или пятницу.
Исторически, однако, первая Рош-Хашана выпала на пятницу, шестой день Создания мира. В этот день, Господь сперва создал скот и зверей лесных и всех гадов и насекомых, и, последним – Человека. Таким образом, когда человек был создан, он нашел всё готовым для себя. Наши мудрецы усмотрели в этом порядке Создания вдумчивость хорошего хозяина, который, до приглашения почетного гостя, приводит свой дом в порядок, зажигает много огней, приготовляет хорошую пищу и т. д., таким образом гость находит всё готовым к своему приходу. Но они также видят в этом очень глубокомысленный урок: Если человек достойный, с ним обращаются, как с почетным гостем; если он этого недостоен, ему говорят: «Не гордись собою; даже насекомое было создано до тебя!»
Первый человек Адам был создан взрослым, полным человеком. Он был очень умным существом, и в момент, когда он раскрыл глаза, он узнал своего Творца и назвал Его «Царем Вселенной». И он обратился ко всем созданиям: «Придите и да помолимся, склонитесь и станьте на колени перед Г-сподом, нашим Творцом!» Таким образом Рош-Хашана является днем Коронования Творца Вселенной. Коронование царей провозглашается звуком труб. Таким образом звуки Шофара на Рош-ОСошана символически напоминают нам также о Божественной Коронации. По той же причине этот день является днем «амнистии» и прощения.
* * *
В самый первый день своего создания, Адам нарушил заповедь Г-спода, кушая с запрещенного дерева и был судим Б-гом. Это учит нас, что человеку свойственно заблуждаться, а Божественному прощать».
В день Рош-Хашана родился Каин, вместе с сестрой-близнецом. Авель тоже родился в день Рош-Хашана вместе с сестрой-близнецом.
В Рош-Хашана Каин тоже убил своего брата Авеля, но тотчас же раскаялся. Узнав о силе раскаяния, Адам тоже раскаялся. (См. Первые, кто раскаялись, стр. 35).
Согласно некоторым источникам, воды Потопа высохли в день Рош-Хашана. Те же источники утверждают, что наши Патриархи Авраам, Исаак и Яков родились и скончались в этот день. Мы читаем о рождении Исаака в первный день Рош-Хашана и связан был Исаак (Акеда) на второй день.
* * *
Наши прародительницы Сарра и Ривка, а также наша пророчица Ханна, которые были бездетными, были наделены потомством, когда их молитвы были услышаны на Рош-Хашана.
* * *
Другие события в нашей древней истории имели место на Рош-Хашана: пророк Елисей благословил женщину из Шунем с рождением ребенка; вернувшиеся изгнанники из Вавилона начали снова приносить жертвоприношения Г-споду; Езра Ученый собрал весь народ и прочел ему выдержки из Торы, приведшие к покаянию среди вернувшихся изгнанников. Однако, Езра и Нехемия предложили народу забыть о досаде и горе на празднике и отложить свой пост и слезы до после Суккота.
Во время Средних веков, в 4773 году (1013), раввин Амнон претерпел мученическую смерть в первый день Рош-Хашана; он является автором торжественной молитвы «Унесане тоикеф», которую читают во время службы Мусаф Рош-Хашана и Иом-Киппур (см. стр. 61-66).
Второй день Тишрей был во время создания мира Субботой, первым Шаббос. В конце Шаббоса, Адам и Ева увидели в первый раз темноту. Они сидели, напуганные в темноте, пока Адам не споткнулся случайно на два камня, которые задели один другой и не произвели искру света. После этого он благословил свет. (Поэтому каждую субботу вечером произносится броха на свет в молитве Хабдала).
Согласно некоторым источникам, Гедалиа, сын Ахи-кама, губернатора Иудеи после разрушения первого Бет-Хамикдоша, был убит на второй день Рош-Хашана, в Митцпа (в 3339 году) Пост по Гедалиа соблюдается, однако, на следующий день, по причине праздника.
Третий день Тишрей соблюдается как пост по Гедалиа (см. выше). Его убийством, оставшимся еврейским поселениям в Святой Земле был нанесен тяжелый удар. Это один из четырех постов, имеющих отношение к разрушению Бет-Хамикдоша.
В четвертый рень Тишрей (в 5474 году) скончался святой человек и мистик Раввин Иоель Баал-Шем из Остраха. В тот же день (в 5581 году) скончался Раввин Авраам, сын Иехиля Михель из Вильно, автора известных книг по Еврейскому праву и обычаям Хайе-Адам и Хохмат-Адам.
В пятый день Тишрей родился Нафтали, сын нашего патриарха Якова. Он прожил 133 года и умер, как утверждают некоторые источники, в тот же самый день.
В этот день также был схвачен римлянами Раввин Акиба и он умер мученической смертью от их рук в день Иом-Киппура. Он был один из десяти мучеников, ставших жертвами римлян.
* * *
Шестой день Тишрей является годовщиной смерти «Дедушки из Спола», скончавшегося в 5572 году.
В седьмой день Тишрей родился Зебулун, сын нашего патриарха Якова. Он жил ПО лет (некоторые источники утверждают, что Зебулун жил 124 года).
* * *
В восьмой день Тишрей состоялась закладка Бет-Хамикдоша, построенного царем Соломоном (в 2935 году после Создания). С этого дня жертвоприношения были запрещены в других местах.
* * *
Девятый день Тишрей – канун Иом-Киппур.
Десятым днем Тишрей является Иом-Киппур, Судный День. Он не может прийтись на воскресенье, вторник или пятницу.
В этот день наш патриарх Авраам совершил себе обрезание в возрасте 99 лет (в 2047 год после Создания). (Согласно другим источникам это произошло на второй день Рош-Хашаны; а по мнению третьих это имело место в 13 день Ниссана.
В Иом-Киппур (в 2449 году после Исхода) Моисей спустился с Горы Синай и принес вторые каменные скрижали с Десятью Заповедями и счастливую весть о прощении Бчга (за грех с Золотым Тельцом).
Во время празднованя закладки и освящения Бет-Хамикдоша царем Соломоном (восьмой день, см. выше) не было поста на Иом-Киппур согласно Божескому приказанию; ,но день этот был посвящен празднованию этого великого события.
Раввин Акиба (как сказано выше) умер мученической смертью на Иом-Киппур, со словами из Шема на своих губах. В день его кончины родился раввин Иуда Ганаси (составитель Мишны).
На Иом-Киппур, император Адриан издал декрет, запрещающий обрезание. (Примерно между 4260 – 4300 голами после Создания).
Раввин Ахай, сын Рава бар Абуха из Раббанан Себурай скончался на Иом-Киппур.
[1] Смотри Полную Историю Шавуота, написанную тем же автором и изданную Меркоз Л'Инионей Хинух, Инк. Шестое изд., 1955.