«Религиозный человек и библейская критика», - так называется книга.
Это не книга, посвященная библейской критике, а именно мосту между религиозной верой и библейской критикой.
Предисловие.
Много тысяч лет подряд единственные, кого интересовали религиозные книги Танаха – это были религиозные люди».
Как они это учили? Для них было базисное понятие, что эти тексты даны Всевышним. Такое изучение чрезвычайно важно и результаты изучения чрезвычайно важны, как в практическом плане, так и в идеологическом плане.
Не было никакого другого способа изучения Танаха, кроме как изучать его религиозными людьми. В конечном счете, весь иудаизм, весь еврейский народ сформировался, так или иначе, благодаря этому тексту и тому представлению, что это пришло Сверху. Это была база.
В течение поколений сформировалось представление, что есть полное обязательство учащего относительно этого текста.
Было представление, что этот текст абсолютно, до каждой буквы дан Всевышним, и по-другому вообще невозможно на это смотреть. Хотя единственный, кто сказал это, был Рамбам. Возможно,
(Совсем не факт, что до Рамбама было такое представление и возможно, что в Талмуде есть чуть другие представления о том, как надо относиться к Танаху).
Но так или иначе, один из 13-ти принципов веры, которые сформулировал Рамбам, это то, что каждая буква Торы святая и дана Всевышним. Более того, тот, кто не верит в этом, называется кофэр, еретиком.
Это общее место, хотя, скорей всего, это началось с Рамбама. И особенно это укрепилось в последние века, как дальше он говорит.
Это был подход.
Вопрос: можно ли чуть подвинуть этот подход или нет?
Если это божественный текст, то понятно, что это текст, в котором нет никаких изъянов. Это не человеческий текст и, соответственно, там не может быть никакой ошибки. Тем не менее, уже в средние века мы видим у нескольких мудрецов то, что называется критическим мышлением относительно Танаха».