Краткое предисловие рава Вилка.
«Проект Человека – по-видимому, это самый главный проект иудаизма. Снизу до верху , все, что есть в иудаизме, мысль, галаха, закон, вера, традиция, обычаи, разрешения и запреты, - все это существует для того, чтобы создать человека».
(На первый взгляд, основной вектор иудаизма – это подняться к Богу. Он нет, основной вектор – это вниз. Все, что есть в иудаизме – это ради того, чтобы создать человека).
«Главное открытие иудаизма – совсем не в единобожие. И заповеди – не самое большое ноу-хау иудаизма. Даже шаббат, и кашрут (диетарные законы - разделение мясного и молочного) – это тоже не новость, собственно, иудаизма.
Еще перед Авраамом Единый Бог разговаривает с человеком. Шаббат был принят еще до Мара».
Мара – это месты по дорогу евреев из Египта, и там уже даны законы шаббат.
«Шаббат уже есть где-то в Месопотамии. Египетские фараоны уже одевали что-то похожее на филактерий и талит».
(Лишнее доказательство том, что иудаизм исторический выходит из Египта. Рав Вилк говорит, что и тфилины, и талит – это что-то, что уже было в Египте для фараонов).
«И даже законов Ваикра».
Это третья книга Торы – Левит.
«До книги Левит уже знают, что такое чистое животное и нечистое животное».
(это было еще в древнем мире).
«Йегуда знает законы ибум».
Ибум – это левиратский брак. Если один из сыновей женился и умер и не оставил потомства, то другой сын или кто-то из родственников должен взять в жены эту женщину, и первый ребенок будет считаться ребенком того, кто умер.
И это то, что делает Йегуда. Он видит, что его дети погибли, и он берет в жены Тамар. И это называется левиратский брак.
Это все до Дарования Торы.
Поэтому рав Вилк говорит, что заповеди и даже вера в единого Бога – это не ноу-хау иудаизма.