Верь в себя
Так говорит рабби Цадок из Люблин: «Как надо верить в Бога, благословен Он, так надо потом верить в самого себя!»
Не говори : «Кто я ?»
В Хафтаре главы «Ной» пророк Исайя называет потоп «Ми Ной», то есть – вода Ноя. Священный Зоар усложняет задачу: почему потоп назван в честь Ноя, ведь потоп произошел из-за грешников, а не из-за праведного Ноя? Зоар объясняет, что, поскольку Ной не молился за свое поколение, поэтому потоп был назван в его честь. Здесь возникает большой вопрос: почему Ной на самом деле не молился? Некоторые говорят, что он думал, что не имеет права молиться, а некоторые говорят, что он не верил, что Бог, который очень милостив, наведет на мир такое наказание. Но, похоже, здесь дело гораздо глубже. Ной не молился, потому что думал, что у его поколения нет шансов покаяться.
Ребе говорит, что сам Ной не знал сути ответа, потому что он был законченным цадиком. Только когда я каюсь, я понимаю, что и другой тоже может покаяться. Если я совсем не знаю этого движения исправления и на нем выхода из греха, как мне понять, что такое покаяние? Вот почему Ной не молился и не «раздирал небо», чтобы Бог простил мир.
Но тогда возвращается вопрос: если он совсем не сознавал возможности покаяния, почему его немоление считается грехом? Зачем называть наводнение «Водой Ноя»? Там же Зоар называет Ноя: «глупым пастырем», потому что он не молился. Если он думал, что Бог прав, почему его считали глупцом?
молиться без счетов
Раши говорит о Ное, что он был «верующим и неверующим». Что означает это выражение? Либо человек верит, либо не верит! Как можно быть обоими? Раввин Тефарат Шломо из Радомска объясняет следующее: Ной находился в полном непослушании Б-гу. «Невинный праведник» пред Богом. На все, что сделал Всевышний, он принимал и говорил: «Решает Всевышний, и Он все определяет. Кто я такой, чтобы спорить со Всевышним? Я, ничтожный, должен говорю Всевышнему, чтобы он прощали их? Какое я имею право сказать ему, чтобы он не натворил потоп?» В конце концов, он создает мир и сам принимает в нем решения!»
Проблема Ноя заключалась в том, что, поскольку он полностью верил в Бога, он перестал верить в себя. Он не верил, что у него есть сила что-то изменить или создать что-то новое. Верить и не верить, это не противоречие. Он верил в Бога, но именно из-за своей веры в Бога он не верил в себя. Неверие еврея в себя также считается грехом. Еврей всегда должен молиться, не делая никаких расчетов. Еврей должен молиться, потому что этого хочет Бог.
Молитва оказалась точной
Недавно я услышал интересную историю от еврея по имени раввин Шушан, который живет в Соединенных Штатах. Он рассказал мне, что в восемь лет ему очень нравилось играть в футбол, и даже на уроках он постоянно думал о перемене, о том, где и сколько он успеет поиграть. Однажды он, как обычно, побежал играть в футбол прямо в начале перемены, но тут его остановил лучший друг. «Сделай мне одолжение, — попросил он его, — сядь и прочитай со мной Псалмы». Его заставляли пойти поиграть: «А как насчет глав Псалмов? Я не хочу! Я хочу играть в футбол!». Друг не отказался от него: «Слушай, моя мама в больнице, и мне нужно за нее помолиться».
Рабби Шошен - мальчик - сначала испугался: "О Боже мой! Что с ней случилось?". Друг не хотел так много рассказывать, но в конце концов сказал: «Она пошла рожать…». Он, естественно, успокоился: «Ах... поздравляю, поздравляю, так какое же давление на Псалмы?» Друг ему ответил: "Не спрашивай, я единственный сын дома. У меня есть еще пять сестер. Если будет еще одна дочь, я просто не вытерплю... Сделай одолжение, давай сядем и молитесь, чтобы на этот раз моя мать родила сына». Он смягчился и сказал: «Знаешь что? Ты мой друг, ради тебя я отказываюсь от перерыва. Давай помолимся». Они оба начинают молиться с большой преданностью, и в какой-то момент директор проходит мимо класса и слышит голоса молитвы. Он входит и видит двоих детей, отказавшихся от футбола ради молитвы, и тут же спрашивает: «Что случилось?» А ему отвечают: «Мама поступила в больницу!» Менеджер тоже сначала вздрогнул: «Ого! Давайте соберем всех на молитву, как дела? Что случилось?». Немного успокоились: «Нет, она просто пошла рожать». И снова: «Ах… рожать? Что ж, поздравляю!» И снова мальчик говорит: «Но раввин! У меня пять сестер, и я больше не могу!! Раввин, пойдем с нами помолиться». Управляющий согласился и присоединился к молитве, и за ним последовало еще больше детей.
Через полчаса начался урок. В середине урока в дверь класса постучали, и вошел отец молящегося мальчика. "поздравляю!" Он приходит и говорит, что по милости Божией роды прошли гладко, в хорошее и удачное время. Все дети в классе с напряжением смотрят на отца: «Ну-ну...» Он, конечно, не понял и спросил: «Что теперь?» «Родился мальчиком или девочкой?» «Ах, в хорошее время родилась дочь». Разочарование было огромным. «Ох… мы также проиграли футбольный матч, и в конце у него родилась дочь».
Рабби Шошан продолжил и сказал: «Прошли годы, и пришло время, когда я начал искать половину своей души – свою партнершу. К сожалению, я нашел ее не так быстро. В конце концов, спустя долгое время, я нашел ее. .И кто она была? Младшая сестра моего друга..». После всех молитв о рождении сына и разочарования от того, что в итоге родилась дочь, в конце концов Бог позаботился о нем так, как ему было действительно нужно. Так что, может быть, Святой, благословен Он, не всегда дает нам то, что мы хотим в эту минуту, но наша молитва действует на небесах, и благодаря ей Бог устраивает для нас именно то, что нам нужно.
преодолеть и встать
Бог говорит нам: своей молитвой вы творите мир. Если вы действительно верите в Бога, вы также должны верить, что Он дал вам силу измениться и исправиться. Молитва имеет большое значение, и ваш ответ имеет большое значение. Если мир вам, вы не верите в свои силы, если вы чувствуете ноль, то вы подрываете веру Божию в вас.
В Голландии есть один еврей по имени Дэниел Майлз. В 577 году он спросил Ребе, в чем заключается основная работа и какое главное разъяснение в нашей жизни. Ребе ответил ему, что главное прояснение происходит тогда, когда человек падает даже на дно ада, преодолевает себя и поднимается. Он не озабочен разочарованиями и мыслями о том, что я такое и кто я, но укрепляется уверенностью, что он всегда желанен перед Богом, и стремится подняться выше.
Старый Ребе упоминает имя Баал Шем Това, что есть такая клипа («оболочка»), называемая «Что я и кто я». Это оболочка, которая атакует с двух сторон: мысль «что я такое» — приходит, чтобы отменить мои действия, которые якобы не имеют никакой ценности для того, что я делаю. И мысль «кто я» - умаляет мою ценность, как будто я ничто. Эта клипа была у Ноя, поэтому потоп назвали «Ноевой водой». Конечно, можно говорить о Ное, как о обычном человеке – все недостатки, о которых здесь говорится, соответствуют лишь уровню Ноя. Все дело в том, что мы должны извлечь из этого урок, что в любом случае у нас всегда есть силы изменить картину.