ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ДЛЯ КАЖДОГО ЕВРЕЯ
Недельная глава «Шемот» פרשת שמות
Издание Молодежной организации хасидов Хабад
Глава организации - раввин И.И. Ааронов. Редактор - Э. Ховкин
Интернет: www.chabad.org.il E-mail: chabad@chabad.org.il
1008
КАНУН СУББОТЫ
22 Тевет
5770 ГОД
(08.01.10)
Гром победы
Только на седьмой год своей работы в “Восхождении” я решаюсь рассказать читателям эту историю. И не потому, что в ней есть что-то тайное или позорное. Просто долго думал, как объяснить ее по-умному, чтобы в глубоком колодце просветилось дно.
Фабула такова: один из дальних родственников нашего Ребе, придя на Севен севенти, без спроса взял в тамошней библиотеке несколько редких книг, и принес их к себе домой, чтобы продать и выручить немалую сумму. Он не делал из этого тайны – он тоже Шнеерсон, тоже хочет иметь долю в общем наследстве. Представитель Ребе обратился в американский суд, с требованием вернуть пропажу. Его аргументы: эти книги не принадлежат частному лицу, они являются собственностью всей хабадской общины.
Известно, что в сознании американцев уважение к личной собственности занимает первые места. Община? Коллективное владение? Разве эпоха колхозов не канула в Лету? В общем, шансов выиграть дело у Хабада было очень мало.
Но мы выиграли. Судья-американец признал, что существуют “внеденежные” ценности, по сравнению с которыми доллары, сколько их не наскреби, все равно остаются нулями. Можно подсчитать, во сколько Соломону обошлось строительство Первого Храма. Но никто не осмелится определить денежный эквивалент самого святого места в мире. Особенно после того, как в Храме раскрылась Шхина, Б-жественное присутствие.
Ребе обратил наше внимание на интересную деталь. Святые книги – это не просто книги. Это – миры, добытые в бездонных кладовых Б-га упорным трудом, и духовной чистотою, и высоким полетом мысли наших праведников. Неправильно и вредно, если эти миры будут почивать, стиснутые обложкой из телячьей кожи. Мы должны оживить их, раскрывая небесную мудрость в своей земной еврейской судьбе. Нелепая кража намекает, что нужно ускорить шаг. Так уж повелось, что вещи высокие и важные раскрываются в нелегких обстоятельствах. Как при родах.
Суд вынес свой вердикт 5 Тевета. С тех пор эту дату отмечают под названием “дидан нецах”, наша победа. А 24 Тевета мы отмечаем йорцайт Ребе Шнеур-Залмана, основавшего движение Хабад. Между двумя этими датами существует связь. О ней говорилось на фарбренгене в нашей синагоге. Глава Бейт-Хабад, рав Зоненфельд, поделился мыслями:
- Во времена Алтер Ребе появились, и в большом числе, хасиды. У Баал-Шем-Това были ученики, у Магида, его преемника, были ученики – мудрецы и праведники высокой пробы. Понятно, что таких евреев не много на земле. А хасидов было много, и среди них – самый простой люд.
Значит, движение покатилось вниз? Нет, потому что существует “иткашрут”, связь еврейской души с душой праведника, своего Ребе. И эта душа тащит хасида, каждого, наверх – на ту высоту, о которой он не знал, которая ему не снилась…
Но ведь простой еврей нужен Всевышнему здесь, на земле, среди нижних-нижних… И он снова внизу. И начинает карабкаться наверх уже сам, поднимая туда свои желания, свои поступки, свои мысли. Вот для чего нам нужны эти книги, все наши книги!
В нашем разговоре не хватает какой-нибудь истории, простой и яркой. И она прозвучала за этим столом. Чей-то знакомый, служивший в боевых частях, во время учебной тревоги потерял свою кипу. Он схватил другую, первую попавшуюся. На ней было вышито имя Любавичского Ребе. После учений его окружили товарищи:
- А, так ты хабадник? Скажи, что Ребе говорит по поводу уступок палестинцам? И вот тебе еще вопрос…
Хабадником он не был, но книги Ребе читал, и стал отвечать на их вопросы. Знаете, он не сразу снял ту кипу, а, может, не снял ее вовсе.
Дидан нецах! Побеждаем!..
ЕВРЕЙСКАЯ УЛИЦА
Две жемчужины
24 Тевета (10 января) мы отмечаем “йом илула” Ребе Шнеур-Залмана, основателя хасидизма Хабад. В каждую годовщину душа праведника особенно близка к нам, и особенно к тем, кто продолжает его путь. Наследство Алтер Ребе огромно и почти не поддается описанию. И все же нам захотелось взять в ладонь две жемчужины и показать их вам.
1. Культура народов мира (не о телефоне речь) может привести к гораздо страшным последствиям для еврейской души, чем всевозможные гонения и притеснения.
2. Милости Творца – это не повод, чтобы гордиться перед своими братьями, и затевать ненужные споры. Напротив, нужно уменьшить свое “я” до самой крайности, но искать согласия и дружбы с другими евреями.
Понравилось? Возьмите!..
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА
"Шемот"
«Вот имена сынов Исраэля, пришедших в Египет»
В начале книги «Шемот» говорится о тех временах, когда гнет рабства усилился, а праведники, сыновья Яакова, уже оставили наш мир. Раши приводит мидраш, где дети нашего праотца сравниваются со звездами. Всевышний выпускает каждую на небосклон, называя ее по имени и ведя общий счет, и принимает назад, тоже по именам и по счету.
Когда родоначальники 12 колен, оставив этот мир, вернулись в Ган Эден, Всевышний тоже сосчитал их и назвал по именам. И то, и другое является признаком большой любви.
Когда мальчик лет пяти учит это место в Торе, он сразу понимает суть дела. Если несколько дорогих для малыша вещей попали ему в руки, он сразу хочет пересчитать их, чтобы знать точное количество. А родители, даже по самому пустяшному поводу, обязательно зовут сына по имени – в этом тоже скрывается любовь.
«Если вещь сосчитана, она не исчезает,» – говорят наши мудрецы. Если какие-то предметы считают вместе, это предполагает наличие у них общего признака.
Общий признак звезд в том, что они сияют на небосклоне, что через них Всевышний передает свое влияние в наш мир. То же можно сказать о душах евреев, живущих по Торе, выполняющих приказы Б-га.
У каждой звезды есть прозвище, выражающее ее сущность. Имя еврея тоже выражает его глубинную суть. У каждого из нас особая ступень – никто другой ее не займет, никто этого еврея не заменит.
Мы знаем, что любовь – внутреннее, сокровенное чувство. Зачем она нуждается в открытых проявлениях?
Назначение любви
Наш мир по природе своей является внешним. Оболочка вещей и явлений видна всем, а их глубинные корни приходится искать. Мы тоже действуем в этом мире при помощи внешних проявлений своей души – сердечных свойств, мыслей, слов и поступков. Лучи теряют силы, пропадают, если прерывается их связь с источником света.
Для еврея таким источником является частица Всевышнего, его Б-жественная душа. Имя – ее отражение во внешнем мире. Каждый раз, когда еврея называют по имени, усиливается связь его внешнего «я» с собственной потаенной сущностью. Мы получаем больше сил, больше света, начинаем лучше понимать волю Творца.
Любовь пробуждает душу. У нее много путей и форм. Когда произносят имя еврея, это влияет на его душу сильней, чем подарки, чем объятия и поцелуи. Все перечисленные вещи зависят от внешних обстоятельств – возраста, симпатий и т.д.
Но когда мы произносим имя еврея – его сущность затронута всегда. Она, эта сущность, выше всех условий и ограничений.
География души
Ребе советует
Еврейские женщины должны помнить: выполняя заповедь семейной чистоты, они исправляют грех Дерева познания, который является источником всех нехороших дел, которые творятся в мире...
В телеге рабби Исроэля
Как быть, если плохие, грязные мысли лезут к вам в голову?
Вот первый совет: произнесите названия шести народов, которых евреям было приказано изгнать из земли Ханаан. Один из них тяготел к разврату, другой - к убийству и т.д. Во время чтения изгоняйте их из своего сердца, а вместе с ними - плохие мысли.
Вот второй совет: подбросьте ненужную мысль вверх, постарайтесь привязать ее ко Всевышнему, источнику всего на земле. Если это запретная любовь - поменяйте ее на любовь к Творцу. Если это ненужный гнев - замените его страхом перед Б-гом. Словом, сделайте из своего не-добра колесницу для Всевышнего, вместилище Его воли...
Вот третий совет: если рядом оказался мудрец, говорящий о Б-ге с настоящей любовью и страхом перед Ним, постарайтесь сосредоточить на этом все свое внимание, чтобы его слова стали вашими мыслями…
Угол зрения
Сказал Ребе Цемах-Цедек, третий глава хасидов ХАБАД, своему сыну рабби Шмуэлю:
«Большую милость оказал нам Всевышний, сделав человека ходящим прямо, на двух ногах. Выходит, что он, хоть и идет по земле, но видит небо. А те, кто бегают на четвереньках, - они навек уткнулись носом в землю...»
Заповедный свет
Рабби Ицхак-Айзик из Гомеля, гаон и мудрец, стал учеником Алтер Ребе, автора Тании. Когда он вернулся в родной город «на побывку», сказали ему друзья:
- Ну чего уж такого нового мог ты услышать у этих хабадников? Ты же мудрец, твои комментарии к Гемаре учат не только у нас или в Минске, но и в «литовском Иерусалиме», святой Вильне!.. Зачем же было тратить время?!
Ответил рабби Ицхак-Айзик:
- Действительно, нового я слышал мало, но зато видел много. Видел я свет Торы и такие чудеса, которые были только в Храме...
Друзья не унимались:
- Скажи на милость, как это можно глазами увидать свет Торы?
Он сказал неторопливо:
- Говорится в книге Зоар, что есть люди, которые живут с закрытыми глазами и с забитыми ушами. Поэтому есть вещи, которых они не увидят и не услышат. Но если человек живет, и глаза его открыты, и уши тоже, тогда он различит этот свет...
Шаги Мошиаха
Приход Мошиаха зависит от решения Всевышнего, а Его решение - от того, насколько сильно евреи ЖЕЛАЮТ, чтобы Мошиах пришел. Чтобы это желание усилилось, нужно «отвлечь внимание», убрать свои мысли от вещей, от которых вы зависите - и материальных, и духовных. Наши личные проблемы нужно отодвинуть подальше.
И тогда расчистится место для желания, общего для всех: осуществить конечную цель Творения, чтобы у Всевышнего появилось жилище, место Его полного раскрытия «среди нижних», в этом мире...
Из бесед Любавичского Ребе
Вода хрустальной чистоты
Стадию недовольства родом человеческим Шнеур-Залман (будущий глава Хабад) прошел удивительно рано. Ему было четыре-пять лет, когда к ним приехал погостить отец матери, мудрец и талмудист рабби Моше. Он спросил у мальчика:
- Что ты любишь?
Ответ огорошил деда:
- Я люблю небесную лазурь, ведь ее-то люди не сумеют запачкать...
В те далекие времена грязь и сор людских душ лежали на поверхности, и отделить плохое от хорошего было не так сложно...
В их краях жил гой, колдун по имени Аким. Рассерчав на местных жителей, он проклял источник, из которого пастухи поили скот. Вода там почернела, животные начали болеть, а у людей, искупавшихся в источнике, появлялась чесотка.
В ту пору Шнеур-Залман гулял в саду с младшим братишкой Еудой-Лейбом. Малыш сказал, что съел яблоко вон с того дерева, и тут выяснилось, что еще не миновало трех лет со времени его посадки и, стало быть, это орла - плод, запрещенный Торой для еды.
Шнеур-Залман очень огорчился. Он сказал брату:
- Тебе нужно погрузиться в микву. Есть два вида погружений. Один выводит из нечистоты, а другой, более высокий, поднимает из будничности в святость...
- Где я найду микву? Ведь вода в источнике испорчена, - вздохнул праведный малыш.
- Я чувствую, что в этом холме скрывается источник, - сказал Шнеур-Залман. - Давай копать у его подножия.
Оказалось, что он прав. Из-под земли навстречу мальчикам стала подниматься вода - в изобилии, хрустальной чистоты. Мальчики прорыли канаву, и в мире появился новый ручей. Пастухи водили туда скот на водопой, хасиды погружались в микву...
Вскоре после бар-мицвы Шнеур-Залман поехал в Витебск, где муж его тетки, рабби Йосеф-Ицхак, руководил ешивой. Занятия с ним доставили Шнеуру-Залману небывалое удовольствие. Они учили Гемару, Мидраши, книги по Кабале и философские сочинения. Пир мудрецов!
Одна лишь странность: короткие дневную и вечернюю молитвы его дядя читал по несколько часов, и при этом плакал. Хотя Шнеур-Залман готов был поручиться, что никакой беды у него не было. Напротив, уважаемый всеми еврей, гаон, светоч Торы...
Мальчик спросил родича, почему он молится так долго и со слезами. Тот ответил:
- Ты подрастешь немного и поймешь, как мало мы знаем, и как много грязи и сора в душе...
Шнеур-Залман стал замечать, что на свете водятся люди, которые заняты поисками родника с живой водой в собственной душе. Это занятие болезненное и отнимает много сил. И, самое главное, никто не ждет и не просит, чтобы ты взвалил на себя эту муку. Желание рождается где-то внутри.
Этой хворью страдали многие друзья его отца. Шнеур-Залман не знал, что они скрытые праведники, хасиды, люди, для которых чистота сердца на первом месте, а ученость на втором. Ему никто ничего не подсказывал. Ученики Бешта строго хранили тайну. Они надеялись, что Шнеур-Залман отыщет дорогу сам.
Ледяные свечи
Рош-ходеш месяца Тевет всегда приходится на один из заключительных дней Хануки. Наш мир устроен так, что голова включает в себя то, что потом станет «телом». Каждая вещь возникшая в материальном мире, является отражением «рухниют», духовности. В зимнем Тевете мало тепла, потому что мало света. Б-жественный свет, питающий мироздание, раскрывается в Тевете меньше, чем в другие месяцы года.
Поэтому, по закону «наоборот», есть особое достоинство именно в этом, самом холодном месяце. В своем комментарии на Мегилат Эстер Раши пишет, что зимой тело тянется к телу, чтобы согреться и наслаждаться вместе. В «Песни песней» Всевышнего сравнивают с мужем, а еврейский народ - с его женой. Продолжив это сравнение можно сказать, что именно в холодный Тевет желание евреев приблизиться к Творцу ощущается особенно сильно.
Всевышний тоже получает наслаждение от нас. А в холодные месяцы - именно от нашей материальной природы, «тела». Летом «гашмиют», материальность, не так сильно скрывает свет еврейской души, и еврею гораздо легче раскрыть перед Всевышним свою душу - в молитве, Торе, добрых делах. Но все это лишь подготовка. А главная цель - приготовить Ему, Благословенному, «жилище среди нижних», т.е. в материальном мире, в мире «тел».
Для исправления и очищения нашей материальной природы больше подходят зимние месяцы. Ведь когда света меньше, «гашмиют» усиливается, лезет на первый план. Именно тогда стоит напомнить друг другу, что тело является проводником души. Или, если сказать по-другому, душа может раскрыть себя в этом мире через тело.
Далекое - близкое
Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов очень любил свет. Однажды зимним вечером не нашлось достаточно свечей, чтобы осветить синагогу. Тогда рабби Исроэль велел ученикам наломать с крыши сосулек, поставить их в подсвечники, поднести огня. И эти свечи загорелись…
Любой из четырех основных элементов мироздания в скрытом виде присутствует во всех остальных. Поэтому можно отыскать огонь в замерзшей воде, хотя этот способ большинству из нас неведом. Но зато мы способны на нечто большее: найти в грубой материи «ацмут», изначальную сущность Творца.
То, что было дальше, оказалось ближе! Если душа связана с раскрытием Всевышнего в мироздании, то тело - с Ним самим. Лишь изначальная сила Б-га способна родить нечто предельно от себя далекое: мир материи, где каждая вещь как бы сама по себе. Так кажется, пока еврей пребывает в сфере духовности, а его тело - на другом конце.
Но вот наступает Тевет - самый темный, самый холодный месяц в году. Свет Всевышнего (и это не случайно!) ослабевает. И тогда можно обратиться к себе и сказать: «Сейчас! Вот сейчас ты можешь почувствовать, что «избранный народ» - это не только души, но и тела евреев. Душа - это духовность, а тело это сущность, и за ней скрывается сущность Б-га, и поэтому наша связь действительно неразрывна».
Место женщины
/Продолжение/
Шира Ганс, окончив мидрашу для девушек, решает создать свой еврейский дом. Вскоре после хупы у них с Гиладом рождается Яэль-Ория. Шира сделала интересное открытие: дочка хочет находиться рядом с нею все 24 часа.
- Самое интересное, что наши желания совпадали. Мир съехал вбок, весь горизонт заполняла моя первенка. Через полгода, когда пришло время устраивать дочку в “паутон” и выходить на работу, я поняла, что душа не позволяет. Муж отнесся к этому с пониманием. Наш рав подтвердил: да, матери лучше быть с ребенком, минимум до трех лет.
- Это и есть “естественное родительство”?
- Возможно. Люди вдруг открыли, что 20-й век их ограбил. Общество требовало, чтобы на него трудились все – кто по бедности, кто из-за карьеры. Детей перебрасывали из яслей в детские сады, все больше прерывая связь с родным домом. Их все время “отучали” – от рук, от груди, от ауры надежности и любви, которую дает контакт с мамой.
“Естественное родительство” – это не готовая доктрина, а, скорее, некое общее движение к собственному ребенку, когда его интересы ставятся выше, чем свободное время и личный успех.
“Слинг”, эластичный кусок ткани, которым малыша привязывают к маме, спереди или со спины, давал Яэль, а потом другим детям, ощущение постоянной связи со мной. Я мою посуду или глажу белье, а ребенок покачивается, словно в животе у мамы.
- Как такой подход сочетается с Торой?
- Очень даже. После рождения душа ребенка учится узнавать Всевышнего здесь, в материальном мире. Буквально с первых минут дитя должно чувствовать родительскую любовь и защиту. Тогда оно начнет доверять Творцу. Я думаю, что “возвращение к ребенку” это часть общего процесса тшувы. Зоар именует мицвот “хорошими советами”. Значит, тшува означает также возвращение к хорошим и радостным вещам.
- Неужели все так плавно?
- Ну что вы! “Школа мам” - это постоянный экзамен по новым, ни на что не похожим правилам. Раньше я старалась впихнуть в сутки как можно больше дел. Теперь, подводя итог дня, я отмечаю: сделала салат для мужа. Рассказала девочкам отрывок из Торы. И все. Но это у меня “все”. А Яэль заметила, что я говорю на печенье другое благословение, не то, что на яблоко. А у Йонатана отложилось, что я кладу цдаку (он еще не знает, что это такое), непременно правой рукой. Там, где моя память фиксирует единицы информации, у детей счет идет на сотни.
- Шира, а откуда деньги берутся? Вы же квартиру снимаете, потом - еда, обновки…
- Деньги берутся из стипендии мужа, который учится в ешиве, и из его зарплаты охранника. Родители, мои и его, помогают. Я готовлю обеды из свежих овощей, что гораздо дешевле и полезней, чем полуфабрикаты. Кроме того, мне не мешает, что у нас в салоне стулья из пластика.
- Почему вы поселились на Масличной горе, среди арабов?
- Здесь должны жить евреи. В нас иногда летят камни. Но я знаю, что каждый камень несет ангел Б-га, и если Всевышний не захочет, зло нас не достанет.
Поэтому я спокойно иду по улице – две старших по бокам, самая младшая в коляске, сын за спиною. Мы приехали в Эрец, не для того, чтобы бояться. Какая же я мать, если не сумею научить этому без всяких слов?..
Хедер для взрослых
Цицит в спортзале
Талит-катан, начиная с Бар-мицвы, носят под одеждой постоянно, или, по крайней мере, все светлое время дня. Напомним, что обычный талит-катан представляет собой прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы и восемью нитями «цицит» на каждом из ее углов. С помощью этих нитей в нашем мире раскрываются 32 канала Б-жественной мудрости, а первым «сосудом» для них становится владелец талита.
В последние годы в магазинах можно встретить новинку: «майку-цицит». Галаха разрешает зашить по бокам талит-катан от плеча и ниже, чуть меньше, чем на половину от его длины. Вот и получилась «майка-цицит». Если нужно выбирать между ней и обычным талитом, то приоритет отдается последнему. Алтер Ребе, первый глава ХАБАД, особенно резко высказывается против попытки приделать рукава такого рода одежде.
Гаон Мордехай Элияу, бывший, главным раввином Святой Земли, постановил: в некоторых случаях, когда вокруг очень жарко, еврей может заменить обычный талит-катан на «майку-цицит» - с соблюдением тех условий, о которых было сказано. Это относится и к спортивному залу.
В отличие от бани и миквы, еврей в «хедер-кошер» не получает освобождение от заповеди цицит. Если вопрос стоит так: «Или «майка-цицит», или сниму талит совсем», - лучше выбрать майку. Может, вспомнятся тогда еврею в зале карате или на баскетбольной площадке слова Рамбама: «Здоровое тело помогает нам служить Творцу...»
Рав Йосеф-Симха Гинзбург, раввин Омера
Опубликовано в газете "Восхождение" № 1008 дата 8.01.10
с любезного согласия портала Молодежной организации Хабад в Израиле www.chabad.org.il