Показать все комментарии |
Глава 8
Четвертый день
1. И говорил Господь Моше так: 2. Возьми Аарона
возьми Аарона
возьми Аарона. "Возьми" его речами и увлеки его (см. Раши к Имена 14,6) [Сифра]. (Раши)
. Это было изречено за семь дней до возведения скинии (и, значит, во времени предшествует изложенному в Имена 40, но мы находим это здесь), так как в Торе нет "раннего" и "позднего" (т. е. хронологический порядок не является определяющим). (Раши)
и его сынов с ним, и одежды, и елей помазания, и тельца очистительной жертвы
и тельца очистительной жертвы. Те, о которых говорится в разделе, содержащем повеление об уполномочении, в "И ты повели" [Имена 29]. Теперь же, в первый день уполномочения, Он вновь предупреждает об этом, когда наступило время исполнить (повеление). (Раши)
, и двух овнов, и корзину пресных хлебов. [Сончино]
и корзину пресных хлебов См. Шмот, 29:2. (Сончино)
3. И всю общину собери ко входу в шатер собрания
собери ко входу в шатер собрания. Это один из тех случаев, когда малое (пространство) вмещает в себя многих [Ваикра раба 10]. (Раши)
. [Сончино]
все общество Если не учитывать постоянного чуда, которое происходило в Мишкане, а затем - в Иерусалимском Храме, то следовало бы признать, что шестьсот тысяч взрослых мужчин вместе с их семьями не могли поместиться во дворе переносного Храма, большинство из них должно было бы остаться снаружи. Однако известно, что в Иерусалиме хватало места всем пришедшим на праздник, а во дворах Храма помещались все, кто хотел войти туда. Мудрецы говорят: "Не было случая, чтобы в Иерусалиме сказал человек: "Тесно мне". А во дворе Храма в Йом-Кипур было тесно стоять, но всем хватало места преклонить колени и пасть ниц в тот момент, когда первосвященник произносил имя Всевышнего". (Сончино)
4. И сделал Моше, как повелел ему Господь, и собралась община ко входу в шатер собрания. 5. И сказал Моше общине. Это есть то
это есть то (это речение). То, что я совершаю пред вами. Святой, благословен Он, повелел мне совершить, и не подумайте, что я делаю это во славу мне или во славу моему брату. - Все это (изложенное здесь) я истолковал в "И ты повели" [Имена 29]. (Раши)
, что повелел Господь исполнить. [Сончино]
то, что я сейчас совершу Букв. "Это то, что повелел Всевышний сделать". Посвящение первосвященника и коhенов на должность должно было состояться на глазах у всего народа. Одна из причин заключалась в том, что Аhарон был братом Моше и необходимо было избежать подозрений, что Моше сам назначил Аhарона первосвященником, тайно или в присутствии небольшого числа сторонников помазал его, а затем поставил народ перед фактом. Однако впоследствии, как известно, Корах все-таки предъявил претензии, заявив, что Моше сам избрал Аhарона, потому что тот является его братом (см. Бемидбар, гл. 16). (Сончино)
6. И приблизил Моше Аарона и его сынов, и омыл их водой, [Сончино]
и подозвал он Букв. "и приблизил его". Ко входу в Шатер собрания. Недалеко от входа, рядом с жертвенником, стоял сосуд с водой, предназначенной для омовения рук и ног коhенов. Не совершив омовения, коhены не имели права приступить к служению.
и повелел им совершить омовение В книге Сифра сказано, что перед началом служения коhены должны были окунуться в воды миквэ так же, как это делал первосвященник в Йом-Кипур (см. Ваикра, 16:4). (Сончино)
7. И возложил на него платье, и препоясал его поясом, и облачил его в верхнее одеяние, и возложил на него эфод, и препоясал его поясом эфода, и облек в него. [Сончино]
и надел на него На Аhарона. Описание одежд Аhарона и его сыновей приведено в Шмот, гл. 28 и 29. Облачение в одежды Аhарона и его сыновей явилось следующей ступенью посвящения, которая должна была позволить им служить в Мишкане - святыне Всевышнего. Если помазание маслом символизировало дарование им особых свойств и сил и полного их внутреннего преображения, то одежды призваны были служить внешним признаком, отличающим их все то время, пока они заняты выполнением работ по принесению жертв. (Сончино)
8. И возложил на него наперсник, и вложил в наперсник урим
урим. Начертание ИМЕНИ (Превечного) (см. Раши к Имена 28,30). (Раши)
и тумим. [Сончино]
урим и тумим См. комм. к Шмот, 28:30. (Сончино)
9. И возложил головной повой на его голову, и возложил на головной повой
и возложил на головной повой. Шнуры из синеты, закрепленные на пластине-начелке, возложил на головной повой, таким образом, пластина свисала с головного повоя (см. Раши к Имена 28,37). (Раши)
против его лица золотой начелок, священный венец, -как повелел Господь Моше. 10. И взял Моше елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил их. [Сончино]
масло для помазания Подробно описано в Шмот, 30:23-25. Масло является символом возможностей, которыми человек не обладает и которых не может достичь сам, но в заслугу своей праведности получает свыше как благословение. (Сончино)
11. И окропил от него жертвенник
и окропил от него жертвенник. Не знаю, где было повелено совершить эти кропления. (Раши)
семь раз, и помазал жертвенник и все его принадлежности, и умывальный сосуд, и его основание, чтобы освятить их. [Сончино]
семикратно Освящение жертвенника продолжалось семь дней - и все семь дней должно было осуществляться его помазание. См. также Шмот, 29:37. (Сончино)
12. И возлил от елея помазания на голову Аарона, и помазал
и возлил... и помазал. Вначале возливает на его голову, а затем возлагает (елей) меж его бровей и пальцем отводит с одного места на другое [ hОрайот 12 а, Kpuтoт 5 б]. (Раши)
его, чтобы освятить его. [Сончино]
и возлил масло В последующих поколениях только первосвященнику в момент посвящения выливали на голову оливковое масло. См. Шмот, 28:41,40:15; Ваикра, 7:36,10:7. (Сончино)
13. И приблизил Моше сынов Аарона, и облачил их в платья, и препоясал их поясом, и надел
и надел. Означает закрепление, повязывание. (Раши)
на них наглавники, - как повелел Господь Моше. [Сончино]
как Бог повелел Моше См. Шмот, 29:8. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"