Показать все комментарии |
Глава 11
26. Смотри, я полагаю пред вами сегодня благословение и проклятие
смотри, я (полагаю пред вами)... благословение и проклятие. Изреченные на горе Гризим и на горе Эвал. (Раши)
. [Сончино]
я предлагаю вам В этих словах слышится обращение как к отдельным людям, так и ко всему народу в целом. Всевышний через Своего пророка разъясняет людям, что у них всегда есть свобода выбора. Но в то же время Творец, желая только добра, указывает единственно правильный (из двух возможных) путь (ср. Дварим, 30:15). (Сончино)
27. Благословение
благословение. С тем, чтобы вы слушали, внимали. (Раши)
, чтобы внимали вы заповедям Господа,
с пути, который я заповедую вам сегодня, чтобы ходить.... Отсюда делаешь вывод, что всякий служащий идолу уклоняется от всего того пути, который заповедан Исраэлю. (Исходя) из этого, (мудрецы) говорили: Признавать идола то же, что отвергать всю Тору [Сифре]. (Раши)
за божествами чужими, каких вы не знали. [Сончино]
которых вы не знали Ср. Дварим, 32:17: "... богам, которых не знали они, новым, недавно явившимся, не страшились их отцы ваши". Божества, которые никогда не проявили себя как сверхъестественные силы, или те их них, в которых люди перестали уже верить, никогда никого не спасали. Их сила даже приблизительно не может сравниться с могуществом Всевышнего, всегда помогавшего Своему народу и спасавшего сынов Израиля ото всех бед. (Сончино)
29. И будет: когда приведет тебя Господь,
то дай благословение. Согласно Таргуму, благословляющих (поставь). (Раши)
к горе Гepизим
к горе Гризим. (Священнослужители и левиты) обращаются лицами своими к горе Гризим и провозглашают благословение: "Благословен муж, который не делает изваяния и литого (идола) и т. д. ". Все "проклят" в разделе (гл. 27) изрекли вначале, (в обратном виде) как "благословен", а затем обратились своими лицами к горе Эвал и изрекли проклятие (см. Раши к 27, 12) [Coтa 32a]. (Т. е. благословение за исполнение заповеди предшествовало проклятию за нарушение.) (Раши)
, а проклятие к горе Эвал. [Сончино]
то дашь благословение Для того, чтобы народ четко осознал, что несмотря на предоставленную им возможность выбора, существует лишь один путь, который приведет к успеху, благополучию и нравственному совершенствованию. Моше называет эти два направления "благословением" и "проклятием" (см. Дварим, гл. 27).
на горе Гризим... на горе Эйваль Две горы, расположенные почти точно в центре Страны Израиля. (Сончино)
30. Вот они
вот они. Обозначил их (указал их местонахождение). (Раши)
за Йарденом, в отдалении
אחרי. (Означает:) за переправой через Йарден на большом расстоянии, в отдалении. И таково значение слова: везде, где сказано אחרי (в отличие от אחר, в виду имеется) большая удаленность (см. Раши к В начале 15, 1) [Сифре; Сота 33 б]. (Раши)
, к заходу солнца
по пути к заходу солнца. В отдалении от Йардена к западу. И ударение в стихе доказывает, что это две (самостоятельные) единицы, ибо они отмечены двумя кантиляционными знаками: אחרי отмечено "пашта" (это разделительный знак), а דרך отмечено "машпел" (йетив) и (также) знаком "дагеш". Если бы אחרי דרך (представляло собой) единое сочетание, то אחרי было бы отмечено соединительным ударением, "шофар hафух" (маhапах), а דרך (было бы отмечено) "пашта", (и буква "далет") не имела бы знака "дагеш". (Раши)
, на земле кенаани, обитающего в степи, против Гилгала
против Гилгала. В отдалении от Гилгала (а не рядом с ним). (Раши)
, у дубрав Морэ
дубрав Морэ. Это Шхем, как сказано: "до места Шхема, до дубравы Морэ" [В начале 12,6]. (Раши)
. [Сончино]
по дороге к заходу солнца В этом стихе Торы приводится описание основной "царской дороги", с древних времен пересекающей страну с севера на юг и проходящей по горному плато Заиорданья, к востоку от города Шхем.
живущих в степи Иврит: арава. См. комм. к Дварим, 1:1.
напротив Гильгаля Речь идет не о том месте, которое упомянуто в книге Йеhошуа, 4:19. Гильгаль, описанный там, находится в Иорданской долине, недалеко от Иерихона. Само слово можно перевести как "круг, выложенный из камней". По всей видимости, это слово является не только названием конкретного места, но и термином, обозначающим стоянку, огороженную камнями, которая служит защитой от неожиданного нападения врагов. Этим объясняется тот факт, что название Гильгаль относится к нескольким разным местам. Одно из таких мест было обнаружено при раскопках недалеко от Шхема.
возле Элоней-Морэ См. Брейшит, 12:6. Сынам Израиля нужно было дать определенный ориентир, который поможет им найти указанное место. Все, что связано с праотцами и местами их проживания, свято хранилось в народе и передавалось по традиции. (Сончино)
31. Как переходите вы Йарден
как переходите вы Йарден.... Чудеса у Йардена будут знаком для вас, что вы придете и овладеете землей [Сифре]. (Здесь כי означает сопоставление: как..., так...) . (Раши)
, чтобы прийти, овладеть землей, которую Господь,
Глава 12
1. Вот законы и правопорядки, которые вы соблюдайте исполнить на земле, которую дал Господь,
в стране "Законы, определяющие правила земледелия, должны исполняться только в Стране Израиля. Исполнение всех остальных законов обязательно и для тех, кто находится на Святой земле, и для тех, кто находится за ее пределами" (Сифри). (Сончино)
2. Уничтожьте совсем
уничтожьте совсем (до конца). Сказано אבד, а вслед за этим תאבדון (окончательно, бесследно уничтожьте). Отсюда (делаем вывод), что истребляющий предмет идолопоклонства должен вырвать его с корнем (не оставляя следа от него) [Авода зара 45 б]. (Раши)
со всех мест, где служили
со всех мест, где служили.... А что должны вы истребить оттуда? Их божества, которые на горах. (Раши)
племена, которых вы изгоняете, их божества на высоких горах и на холмах и под всяким деревом зеленеющим. [Сончино]
уничтожьте все места Иврит: абед теабдун. Двойной глагол, использованный в этом стихе, указывает на необходимость исполнять данное повеление постоянно. Т. е. если в момент завоевания Страны Израиля будут уничтожены все места поклонения идолам, а впоследствии кто-либо из язычников восстановит алтари, капища или символы божеств, все это должно быть разрушено вновь.
на холмах, и под каждым... деревом Поклонение идолам было настолько распространено, что в любом лесном массиве и на любом холме можно было встретить либо действующие капища, либо свидетельства недавнего поклонения идолам, сопровождавшегося отвратительными оргиями или принесением человеческих жертв (см. стих Дварим, 12:31 и hошеа, 4:13). (Сончино)
3. И разрушьте их жертвенники
מזבח. (Это жертвенник, сложенный) из нескольких камней. מצבה – из одного камня, и это есть постамент, о котором говорится в Мишне [Авода зара 3, 7]: "Камнем, который первоначально был вытесан в качестве постамента (для идола, пользоваться запрещено) ". (Раши)
, и разбейте их камни памятные, а их деревья кумирные
אשרה. Это дерево, (служащее предметом) идолопоклонства. (Раши)
сожгите огнем, и изваяния их божеств изрубите, и истребите их имя
и истребите их имя. Давая им клички позорные: "дом возвышенный" переименуйте в "дом подвальный", "глаз всевидящий" - "глаз с колючкой" [Авода зара 46а]. (Раши)
с того места. [Сончино]
и разбейте жертвенники их, и сокрушите столбы их См. комм. к Дварим, 7:5.
и уничтожьте имя их Запрещено само упоминание имен божеств.
с места этого "Повеление разрушить изображения божеств распространяется только на территорию Святой земли, но не на те места, где евреи находятся в изгнании" (Сифри). (Сончино)
4. Не делайте такого
не делайте такого. Чтобы воскурять Небесам (т. е. Превечному) на всяком месте (какое выберете, подобно идолопоклонникам); но только на месте, которое Он изберет. Другое объяснение: "и разрушьте их жертвенники,... и истребите их имя... Не делайте такого" - это запрет стереть ИМЯ и разбить камень жертвенника или переднего двора [Сифре; Макот 22 а]. Сказал раби Ишмаэль: "Неужели можешь предположить, что сыны Исраэля разбивают жертвенники (Превечного)? Однако (понимать следует так:) не делайте подобного их поступкам, а (в противном случае) ваши грехи приведут к тому, что разрушено будет Святилище, (возведенное) вашими отцами" [Сифре]. (Раши)
Господу,
не делайте подобного Поступки сынов Израиля не должны напоминать поступки окружающих народов. В данном случае речь идет не о запрете идолопоклонства, а о запрете служения Всевышнему в тех местах, которые не были указаны Им. Если бы не этот запрет, можно было бы ожидать, что жертвенники для принесения жертв Всевышнему возводились бы "на любой возвышенности и под любым зеленым деревом". Всевышний избрал одно определенное место для поклонения Ему и принесения жертв, и после завоевания Страны Израиля и объединения колен в одно централизованное государство был воздвигнут Храм, и запрет принесения жертв в любом другом месте стал абсолютным и вечным.
Мудрецы Талмуда предлагают другое прочтение этого стиха. Они связывают запрет совершать поступки, напоминающие поведение идолопоклонников, с предыдущим предложением, в котором говорится об обязанности уничтожить сами имена языческих божеств. Таким образом, повеление "не делайте подобного для Бога" следует понимать как запрет уничтожать имя Всевышнего. Отсюда вытекает запрет сжигать, рвать или портить любую книгу или свиток, в которых встречается имя Всевышнего. В более позднее время распространился обычай хоронить испорченные (которыми уже нельзя пользоваться) книги, чтобы избежать уничтожения имени Всевышнего. Был установлен определенный порядок сбора книг и свитков, отслуживших свой срок. Их хранили в особых помещениях ("гниза") или хоронили. (Сончино)
5. Но только к месту, которое изберет Господь,
к Его обиталищу устремляйтесь. Это скиния в Шило. (Раши)
, и приходи туда; [Сончино]
но только к месту Одна из основных целей установления единого для всех центра религиозной жизни - укрепление национальной целостности. Тора многократно возвращается к повелению выделить лишь одно место, где будут приноситься жертвы Всевышнему, т. к. возведение нескольких жертвенников или храмов неизбежно стало бы причиной подрыва единства нации, в результате чего возникла бы опасность утраты не только единства народа, но и самого учения Торы, носителями и распространителями которого были в основном коhены и левиты. Повеление приносить жертвы только в одном-единственном на всей земле месте стало серьезным фактором в процессе сплочения народа, состоявшего из отдельных колен, каждое из которых поселилось на своей территории. Впоследствии, когда после первого изгнания возникла многочисленная диаспора во многих отдаленных странах, существование единого для всех Храма не дало еврейскому народу распасться на отдельные этнические группы, мало связанные друг с другом. Первым политическим действием Йоровама, сына Невата, оторвавшего десять колен от Йеhуды и Биньямина и создавшего северное Израильское царство, было установление двух новых центров служения Всевышнему и введение запрета посещать Иерусалимский Храм, запрета, который распространялся на всех его подданных и которого нарушение каралось смертной казнью.
которое изберет Всевышний Сам изберет то место, которое должно стать местом принесения жертв. Ни отдельному человеку, ни всему народу не было дано выбирать такое место по своему усмотрению. Стих книги Шмот (20:21) фактически является заповедью приходить на место, указанное Всевышним, приносить там жертвы и служить Ему: "... во всяком месте, где Я разрешу упоминать имя Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя".
Бог, Всесильный ваш Несмотря на то, что Иерусалим с самых древних времен считался местом особой святости, Тора не называет его в качестве места, где должен быть воздвигнут Храм. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, Всевышний не хотел, чтобы до того момента, пока проживание в Стране Израиля превратит колена в единый народ, было известно, на территории какого колена должен быть воздвигнут Храм. Во-вторых, запрет принесения жертв в любом месте, кроме жертвенника Иерусалимского Храма, вступил в действие не сразу. Многие годы после прихода на Святую землю продолжал действовать тот переносной Храм, который сыны Израиля соорудили еще в пустыне. В отдельные периоды Мишкан находился в разобранном состоянии, и тогда разрешались общественные жертвоприношения в любом месте, которое будет выбрано всем народом или главами колен. Однако даже в эти периоды запрещалось сооружение жертвенника для постоянного принесения жертв на том или ином месте. Еще до того, как сыны Израиля пересекли Иордан, им было велено построить жертвенник на горе Эйваль и принести там жертвы всесожжения (см. Дварим, 37:5). На протяжении нескольких столетий Шило оставалось местом, избранным для проявления Божественного Присутствия в переносном Храме, стены которого были сложены из камней (см. Ирмеяhу, 7:12). В некоторых случаях жертвенники воздвигались в определенном месте по указанию пророков. Так, например, пророк Гад повелел Давиду возвести жертвенник на поле, приобретенном у Аравны (см. Шмуэль II, 24:18). Другие случаи сооружения жертвенников по указанию пророка упоминаются в Шофтим, 6:26 и 13:16-20; в Млахим I, 18:32. Указания Всевышнего, приведенные в книге Шмот (20:21), не противоречат основной идее Торы о возведении одного центрального Храма на строго определенном месте.
к этому обиталищу Его обращайтесь Иврит: лешихно. Бука. "к месту Его пребывания". Выражает ту же идею, что и термин Шехина (Хофман). (Сончино)
6. И приносите туда ваши всесожжения и ваши жертвы
и ваши жертвы. Обязательные мирные жертвы (как, например, два агнца в мирную жертву; см. И воззвал 23,19). (Раши)
, и ваши десятины
десятины ваши. Десятина из скота и вторая десятина (доставляются), чтобы есть это в пределах городской стены (Йерушалаима). (Раши)
, и возношение вашей руки
возношение вашей руки (из вашей руки). Это первые плоды, о которых сказано: "и возьмет священнослужитель корзину из твоей руки" [26, 4]. (Раши)
, и обетованное вами, и доброхотные ваши дары, и первородных вашего скота крупного
и первенцев вашего скота крупного. Чтобы передать их священнослужителю, и он принесет их там в жертву [Сифре]. (Раши)
и мелкого; [Сончино]
и десятины ваши Законы отделения десятых частей от урожая изложены в Дварим, 14:22-29.
и приношение рук ваших Иврит: трумат йедхем. Ср. Бемидбар, 15:18. Имеется в виду принесение в Храм первых плодов урожая. Этот закон описывается также в 26-й главе книги Дварим.
и обеты ваши, и добровольные дары ваши Жертвы, приносимые во исполнение обещания, данного пред лицом Всевышнего, и жертвы, приносимые в связи с семейными торжествами или в дни, отмеченные особыми событиями в жизни человека (ср. Ваикра, 22:18).
и первенцев... скота вашего Этот закон приведен в Дварим, 15:19-23. (Сончино)
7. И ешьте там пред Господом,
чем благословил тебя Господь. Согласно благословению приноси [Сифре]. (Раши)
,
и ешьте там Имеются в виду коhены и левиты, несущие службу в Храме, а также тот человек, от имени которого была принесена жертва, и его домашние.
пред Богом В данном случае имеется в виду обязанность есть мясо жертв в пределах стен Иерусалима.
всякому произведению рук ваших Таким образом, праздник приобретает характер благодарности за успех, сопутствовавший человеку в дни этого года.
и семейства ваши "Твоя жена" (Сифри). В 12-м и 18-м стихах приводится дополнительный перечень тех, кто может есть мясо животных, принесенных в жертву. (Сончино)
8. Не делайте всего, что мы делаем
не делайте всего, что мы делаем.... Относится к (сказанному) выше: "Как переходите вы Йарден... " [11,31]. Тотчас по переходе Йардена дозволяется вам приносить жертвы на возвышении на протяжении четырнадцати лет овладения (землей) и раздела (земли). Однако на возвышении не приносите всего, что вы приносите "здесь сегодня" в скинии, которая с вами и которая была помазана и (поэтому) пригодна для принесения при ней очистительных и повинных жертв, обетованных и доброхотных жертв, однако на возвышении приносятся только жертвы по обету и доброхотные. И таково (значение сказанного) "каждый, что прямо в его глазах" – жертвы по обету и доброхотные, которые вы назначаете по вашему усмотрению (потому что угодно вам принести их), а не по обязанности (на вас возложенной); такое можете приносить на возвышении (но не очистительную или повинную жертву, которые являются обязательными) [Сифре; Зeвaxuм 117 б]. (Раши)
здесь сегодня, - каждый, что прямо в его глазах; [Сончино]
что мы делаем здесь сегодня До возведения Храма в Иерусалиме каждому из колен разрешалось приносить общественные жертвы в том месте, которое оно изберет. Ни в коем случае не могло быть объявлено, что данное место предназначено для постоянного служения Всевышнему. На протяжении всей эпохи судей в те периоды, когда переносной Храм был разобран, каждому колену разрешалось приносить жертвы самостоятельно в избранном им месте.
Уникальным явлением еврейской истории является храм, сооруженный священником Хоньо в Египте в середине II в. до н. э. (Сончино)
9. Ибо вы не пришли
ибо вы не пришли. На протяжении всех тех четырнадцати лет (завоевания и раздела земли). (Раши)
еще
букв.: доныне, до сих пор. То же, что "еще не" (пришли; и это относится к будущему, к четырнадцати годам завоевания и раздела, о которых говорит Моше). (Раши)
на место покоя
на место покоя. Это Шило. (Раши)
и к удел
удел. Это Йерушалаим [Сифре; Зевахим 119 а]. (Раши)
у, который Господь,
к месту покоя и в удел, который Бог, Всесильный твой, дает тебе Выражение "место покоя" указывает на Шило, где переносной Храм начал приобретать черты постоянного строения, а именно: были возведены каменные стены, заменившие стены из деревянных балок. Через каменные стены перекинули пологи шатра, использовавшиеся в пустыне. Слово "удел" указывает на Иерусалим, который был определен как место постоянного пребывания Святыни (Сифри). (Сончино)
10. И вы перейдете Йарден и поселитесь на земле
и вы перейдете Йарден и поселитесь на земле. (Означает) что вы должны разделить ее, и каждый будет знать свой удел и (территорию) своего колена. (Раши)
, которую Господь,
и даст вам покой. После овладения и раздела (земли) и обретения покоя от племен, "которых оставил Господь, чтобы испытать ими Исраэля" [Судьи 3, 1] - а это только во дни Давида - тогда... (Раши)
от всех ваших врагов вокруг, и вы будете жить безопасно; [Сончино]
и будете жить в безопасности Сыны Израиля не чувствовали себя в безопасности до начала правления царя Давида. В Шмуэль II, 7:1 приводится следующее высказывание: "И было, когда жил царь в доме своем, Бог дал ему покой от всех врагов его, что вокруг". Только тогда, когда наступил "покой", появилось у Давида желание построить Храм. К этому времени Давид уже овладел Иерусалимом. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"