108.
(1) Песнь Давида[1]. (2) Готово сердце мое, Всесильный, буду петь и играть, – [готова] также слава моя[2]. (3) Вспрянь, лира и арфа! Я утреннюю зарю разбужу. (4) Буду благодарить Тебя между народами, о Бог, воспевать среди племен, (5) ибо выше небес милосердие Твое, до небесных высот истина Твоя. (6) Возвысься над небесами, о Всесильный, над всей землей да будет слава Твоя! (7) Чтобы избавлены были возлюбленные Твои, спаси десницей Твоей и ответь мне. (8) Всесильный говорил в святости Своей, [что] я восторжествую, разделю Шхем, долину Сукот измерю. (9) Гильад [будет] мой, Менаше – мой, Эфраим – крепость головы моей, Йегуда – законодатель мой, (10) Моав – мой умывальный сосуд, на Эдом наложу замок свой, над Плешетом трубить буду. (11) Кто введет меня в укрепленный город? Кто повел меня на Эдом? (12) Ведь это [Ты], Всесильный, Который [ранее] отринул нас, и не выходил Всесильный во главе войск наших. (13) Подай же нам помощь в беде, ибо защита человеческая тщетна. (14) Со Всесильным мы силу сотворим – Он попирать будет врагов наших.
109.
(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. Бог славословия моего, не молчи! (2) Ибо уста злодея, уста коварные отверзлись на меня, говорят со мною языком лжи. (3) Окружили меня словами ненависти, воюют против меня без причины. (4) За любовь мою они ненавидят меня, а я молюсь[3]. (5) Воздали мне злом за добро, ненавистью – за любовь мою. (6) Поставь над ним злодея[4], обвинитель пусть стоит по правую руку его. (7) Когда будет судиться, выйдет виновным, молитва его промахнется. (8) Дни его будут кратки, назначение его достанется другому. (9) Дети его станут сиротами, жена его – вдовой. (10) Скитаться будут сыны его и спрашивать, допытываться будут о развалинах их. (11) Захватит заимодавец все, что есть у него, чужие расхитят труд его. (12) Не будет благоволящего ему, не будет сострадающего у сирот его. (13) Потомство его будет обречено на погибель, имя их изгладится в следующем роде. (14) Будет помянут пред Богом грех отцов его, грех матери его не изгладится. (15) Будут всегда они пред Богом, истребит Он с земли память о них. (16) За то, что он не помнил проявлять милосердие, преследовал человека бедного и нищего, разбитого сердцем, чтобы умертвить его. (17) Возлюбил проклятие – оно придет на него, не возжелал благословения – оно удалится от него. (18) Он облекся проклятием, как одеждой, войдет оно, как вода, вовнутрь его, как масло – в кости его. (19) Будет оно ему, как одежда, в которую он укутывается, как пояс, которым он всегда опоясывается. (20) Таково [воздаяние] за деяния преследователей моих от Бога и говорящих злое на душу мою. (21) Ты же, Бог, Господь мой, со мной твори ради имени Твоего, ибо хорошо милосердие Твое – избавь меня. (22) Ибо я беден и нищ, и сердце мое убито во мне. (23) Как тень уклоняющаяся хожу я, гоним я, как саранча. (24) Колени мои изнемогли от поста, тело мое лишилось тука. (25) Стал я для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими. (26) Помоги мне, Бог, Всесильный мой, спаси меня по милосердию Твоему, (27) чтобы знали что Твоя это рука, что Ты, Бог, совершил это. (28) Они будут проклинать, а Ты благословишь, они восстанут, но будут пристыжены, а раб Твой возрадуется. (29) Облекутся преследователи мои бесчестьем, как одеждою, покроются стыдом своим. (30) А я буду благодарить устами моими Бога беспредельно, в среде многих прославлять Его. (31) Ибо Он стоит по правую руку нищего, чтобы спасти [его] от судящих душу его.
110.
(1) Песнь Давида[5]. Сказал Бог господину моему: «Сиди справа от Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих[6]. (2) Жезл мощи твоей пошлет Бог с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. (3) Народ твой – добровольцы. В день сражения твоего [готовы они] в благолепии святости [твоей] от выхода из чрева [матери][7], подобно росе детство твое. (4) Клялся Бог и не раздумает: "Ты священник навеки по слову Малки-Цедека"[8]. (5) Господь справа от Тебя. Он в день гнева Своего поражает царей. (6) Вершит Он суд над народами: полна [земля] трупов, голову сокрушил над землей большой[9]. (7) Из потока в пути пьет, потому голову вознес»[10].
111.
(1) Славьте Бога! Благодарить буду Бога всем сердцем в совете честных и в собрании [их]. (2) Велики творения Бога – требуются они всем желающим их. (3) Слава и великолепие – деяния Его, справедливость Его пребудет вовек. (4) Память сотворил Он чудесам Своим – щедр и милостив Бог. (5) Пищу давал Он боящимся Его – вовек будет помнить союз Свой. (6) Силу Своих творений сообщил Он народу Своему, чтобы отдать им удел народов. (7) Творения рук Его – истина и правосудие, верны все заповеди Его. (8) Утверждены они на веки вечные, построены они на истине и справедливости. (9) Избавление послал Он народу Своему – заповедал навеки союз Свой, свято и грозно имя Его! (10) Начало мудрости – страх пред Богом, благоразумны все исполняющие [заповеди Его]. Слава Его пребудет вовек.
112.
(1) Славьте Бога. Счастлив человек, боящийся Бога и страстно любящий заповеди Его. (2) Богатырями на земле будут потомки его – род честных, благословенный. (3) Обилие и богатство в доме его, правда его пребудет вовек. (4) Засияет в темноте свет честным – щедр Он, и милостив, и праведен. (5) Хорош человек милосердный и дающий взаймы, по справедливости ведущий дела свои. (6) Ибо никогда не пошатнется – в вечной памяти останется праведник. (7) Плохой вести не убоится он, уверено сердце его -полагается он на Бога. (8) Твердо сердце его, не страшится, так что видит он [поражение] врагов своих. (9) Он расточал, давал бедным, праведность его пребывает вечно, возвысится он в славе. (10) Злодей увидит – придет в ярость, зубами скрежетать будет и истает. Вожделение злодеев погибнет.
[1] Многие из стихов этой главы повторяют – с незначительными вариациями – сказанное в главе 60-й. 60-я глава говорит о войнах Давида, в то время как эта говорит об эпохе Машиаха. Поэтому здесь не упоминается сражение Иоава в Эдоме (Радак).
[2] Душа моя (Мецудат Цийон).
[3] За них (Мецудат Давид).
[4] Такого, как он сам (Мецудат Цийон). Речь идет о Доэге-эдоми-тянине, главном преследователе Давида (Радак).
[5] Мудрецы истолковывают эту песнь об Аврагаме (Раши). Другие комментаторы истолковывают ее о Давиде, а слова мизмор леДавид понимают не как «песнь Давида», а как «песнь о Давиде» (Ибн Эзра, Радак).
[6] Когда Аврагам и его небольшой отряд погнались за четырьмя сильными царями и победили их, язычники спрашивали у Элиэзера, раба Аврагама, как это им удалось. На это Элиэзер отвечал: «Бог сказал господину моему: "Сиди справа от Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих"», т. е. «тебе не придется воевать – Я буду воевать за тебя» (Раши, Мецудат Давид). Согласно другому толкованию, речь идет о Машиахе. Всесильный сказал «господину моему»: «Сиди справа от Меня» – ты справа, а ангелы – слева, и не раскрывайся в мире до тех пор, пока Я не положу врагов твоих (Гога и Магога) в подножие ног твоих (Сфорно).
[7] Те, кто помогал Аврагаму в войне, – люди Анера, Эшколя и Мамрэ – были добровольцами. Это было ввиду святого рвения Аврагама к Богу с самого детства. Его святость привлекала к нему многих (Раши, Мецудат Давид).
[8] Малки-Цедек («Царь правды», он же – Шем, сын Ноаха) был царем Шалема (Иерусалима) во времена Аврагама. Он был священнослужителем Бога Всевышнего (Брейшит, 14:18). Но Бог поклялся, что священнослужителями Его будут потомки Аврагама (Раши, Мецудат Давид).
[9] Речь идет об исполнении пророчества Аврагаму: «Но и народ, которому они будут служить, Я также буду судить...» (Брейшит, 15:14). После того, как армия фараона погибла в Красном море, волны выбросили на сушу трупы египтян. «Голова над землей большой» – это фараон, который был царем большого государства, державшего в повиновении другие народы (Раши).
[10] Египет питается водами Нила и не нуждается в дождевом орошении. Поэтому фараоны и возносят голову, говоря: «Река моя, и я сам себя сотворил» (Йехезкель, 29:3) (Раши).