20

97.

(1) Бог царствует! Да возрадуется земля! Да возвеселятся многие острова! (2) Облако и мгла окружают Его, правда и правосудие – основание престола Его. (3) Пред Ним огонь шествует, вокруг сжигает врагов Его. (4) Молнии Его осветили вселенную, увидела земля и затрепетала. (5) Горы, словно воск, растаяли пред ликом Бога, пред ликом Владыки всей земли. (6) Небеса возвестили правду Его, все народы увидели славу Его. (7) Стыдятся все, кто служит истуканам, хвалятся никчемными [идолами]. Поклонитесь Ему, все силы[1]. (8) Услышал Сион и возвеселился, радовались селения Иудеи правосудию Твоему, о Бог. (9) Ибо Ты, Бог, высок над всей землей, превознесен над всеми силами. (10) Любящие Бога, ненавидьте зло! Хранит Он души праведников Своих, от руки злодеев избавляет их. (11) Свет посеян[2] для праведника, для честных сердцем - радость. (12) Радуйтесь, праведники, о Боге и прославляйте память святыни Его!

98.

(1) Песнь. Воспойте Богу новую песнь, ибо чудеса совершил Он. Его десница, мышца святости Его помогла Ему. (2) Возвестил Бог помощь Свою, перед глазами народов открыл Он справедливость Свою[3]. (3) Помянул Он милосердие Свое и верность Свою дому Израиля. Все края земли увидели спасение Всесильного нашего. (4) Трубите Богу, вся земля, ликуйте, пойте, играйте! (5) Играйте Богу на арфе, на арфе вместе с голосом пения. (6) На трубах и звуках рога трубите пред ликом Властелина – Бога. (7) Пусть громко рокочет море и [существа], наполняющие его, вселенная и жители ее, (8) реки рукоплескать будут, вместе горы ликовать будут (9) пред Богом – ибо Он пришел землю судить. Он будет судить вселенную правдой, народы - справедливостью.

99.

(1) Бог царствует – трепещут народы![4]. Пред Тем, Кто поместил [Шхину Свою между] крувим, [что на Ковчеге завета], содрогается земля! (2) Бог в Сионе велик, высок Он над всеми народами. (3) Будут славить имя Твое, великий и грозный: «Свят Он!». (4) И мощь царя [в том, что] он любит правосудие. Справедливость Ты утвердил[5], правосудие и справедливость в Яакове Ты сотворил. (5) Превозносите Бога, Всесильного нашего, поклоняйтесь подножию Его: «Свят Он!». (6) Моше и Агарон из священнослужителей и Шмуэль из призывающих имя Его взывали к Богу, и Он отвечал им. (7) В столпе облачном говорил Он к ним. Они хранили Его заповеди и закон, [который] Он дал им. (8) Бог, Всесильный наш! Ты отвечал им, Ты был для них Богом прощающим и карающим за проступки их[6]. (9) Превозносите Бога, Всесильного нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Бог, Всесильный наш.

100.

(1) Песнь благодарения[7]. Восклицайте Богу, вся земля! (2) Служите Богу с радостью, приходите к Нему с песнопением! (3) Познайте, что Бог – Всесильный, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. (4) Входите во врата Его с благодарением, во дворы Его – с хвалою. Благодарите Его, благословляйте имя Его, (5) ибо Бог добр: милосердие Его вовек, вера Его из поколения в поколение.

101.

(1) Давида песнь. Милосердие и суд буду петь, Тебя, Бог, буду воспевать[8]. (2) Буду размышлять о пути непорочном: «Когда же он откроется мне?»[9]. Буду ходить в непорочности сердца моего посреди дома моего[10]. (3) Не поставлю пред глазами моими вещи мерзкой, делать извращенное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. (4) Сердце извращенное да будет удалено от меня, зла не хочу знать. (5) Того, кто тайно клевещет на ближнего своего, уничтожу; высокомерного взглядом и надменного сердцем не потерплю. (6) Глаза мои [обращены] к верным земли, чтобы они пребывали при мне. Тот, кто ходит путем непорочности, – тот будет служить мне. (7) Не будет жить в доме моем обманщик, говорящий ложь не устоит пред глазами моими. (8) По утрам буду уничтожать всех злодеев земли, чтобы искоренить из города Бога всех творящих беззаконие.

102.

(1) Молитва бедного, когда он унывает и пред Богом изливает печаль свою. (2) Бог! Услышь молитву мою, вопль мой да придет к Тебе! (3) Не скрывай лика Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое, в день, [когда] воззову, скоро услышь меня! (4) Ибо дни мои исчезли, как дым, кости мои обожжены, словно в очаге. (5) Побито, иссохло, как трава, сердце мое, ибо забыл я есть свой хлеб. (6) От голоса стенания моего кости мои слиплись с плотью моей[11]. (7) Я уподобился сове пустыни, стал как филин на развалинах. (8) Тороплюсь убежать, стал я, как одинокая птица на кровле. (9) Целый день поносят меня враги мои, смеющиеся надо мною клянутся мною[12]. (10) Ибо я ем пепел, как хлеб, питье мое растворяю слезами. (11) От гнева Твоего, от негодования Твоего, ибо Ты поднял меня и бросил. (12) Дни мои подобны тени на склоне, иссох я, как трава. (13) Ты же, Бог, вовек пребываешь, память о Тебе из поколения в поколение. (14) Восстань же, сжалься над Сионом! Ибо пора миловать его, ибо время настало. (15) Ибо рабы Твои возжелали камни его, прах его любят. (16) Дабы боялись народы имени Бога, все цари земные – славы Твоей. (17) Когда Бог восстановит Сион, явится во славе Своей. (18) Обратится Он к молитве разбитого, не презрит мольбы его. (19) Это будет записано для последнего поколения, чтобы народ новый славил Бога. (20) Ибо взглянул Он с вершины святости Своей, Бог с небес посмотрел на землю, (21) чтобы услышать стенание узников, освободить смертников, (22) чтобы возвещали в Сионе имя Бога, славословие Его – в Иерусалиме, (23) когда соберутся народы вместе, царства – для служения Богу. (24) Изнурил [враг] на пути силы мои, сократил дни мои. (25) Я же говорю: «Всесильный мой! Не забирай меня [к Себе] в половине дней моих. Ты, лета Которого – веки веков. (26) Вначале Ты землю основал, и небеса – творение рук Твоих. (27) Они пропадут, но Ты останешься. И все они, словно платье, обветшают. Как одежду, сменишь Ты их, и они пройдут. (28) Но Ты – все Тот же [останешься], и лета Твои не кончатся. (29) Сыны рабов Твоих пребудут, потомство их утвердится пред Тобою».

103.

(1) [Песнь] Давида. Благослови, душа моя, Бога, все внутренности мои – имя святости Его. (2) Благослови, душа моя, Бога, не забывай благодеяний Его. (3) Того, Кто прощает все грехи твои, исцеляет все недуги твои. (4) Того, Кто избавляет от погибели жизнь твою, окружает тебя милосердием и благостью. (5) Того, Кто насыщает благами уста твои; обновляется, подобно орлу, юность твоя. (6) Бог творит справедливость и правосудие всем обиженным. (7) Он поведал пути Свои Моше, сынам Израиля – творения Свои. (8) Милосерден и добр Бог, долготерпелив и многомилосерден. (9) Не вечно Он негодует и не вовек взыскивает. (10) Не по прегрешениям нашим поступил Он с нами, не по грехам нашим воздал нам. (11) Ибо, как небеса возвышаются над землею, так превозносится милосердие Его над боящимися Его. (12) Как далек восток от запада, так удалил Он от нас преступления наши. (13) Как отец жалеет сынов, так жалеет Бог боящихся Его. (14) Ибо Он знает нрав наш, помнит, что мы – прах. (15) Дни человека подобны траве [увядающей]; как цвет полевой, так он цветет. (16) Стоит ветру пройти по нему – и нет его, и место его уже не узнает его. (17) Но милосердие Бога – из века в век над боящимися Его, и справедливость Его на детях детей, (18) хранящих союз Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. (19) Бог в небесах утвердил престол Свой, царство Его всем обладает. (20) Благословите Бога, посланники Его, сильные богатыри, исполняющие слово Его, повинуясь голосу слова Его[13]. (21) Благословите Бога, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; (22) благословите Бога, все творения Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Бога!



[1] Силы природы, воинства небесные обожествляются язычниками, но они сами подчиняются единому Богу. Эти силы поклонятся Богу за Его справедливый суд над идолопоклонниками (Мецудат Давид).

[2] Свет «посеянный» произрастет, а урожай будет во много раз больше, чем количество посеянного (Мецудат Давид, Раши).

[3] Сначала известил через пророков о наступающем мессианском Избавлении, а теперь, когда оно пришло, Он открыл перед глазами всех народов справедливость Свою (Мецудат Давид).

[4] Речь идет о войне Гога и Магога (Раши).

[5] Речь идет о судебных компромиссах и законах, внедряющих мир между людьми, например: «Если ты увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Шмот, 23:5) (Раши).

[6] В этом Твое правосудие: даже самым выдающимся священникам и пророкам, которым Ты постоянно отвечал, прощая грехи Израиля, Ты, тем не менее, не простил их прегрешения (Мецудат Давид).

[7] Эту песнь читает человек, который приносит жертву благодарения в Храме за чудесное спасение, которое было послано ему (Мецудат Давид).

[8] Независимо от того, будешь ли Ты поступать со мною по милосердию или по строгому суду, я буду воспевать Твое имя и не буду сомневаться в правильности Твоих мер (Мецудат Давид).

[9] Автор песни выражает страстное желание скорее ступить на путь духовного совершенства, спрашивая, когда, наконец, предоставится ему возможность исполнить такую заповедь (Мецудат Давид).

[10] Внутри дома, скрытно (Мецудат Давид).

[11] От стенания так исхудал я, что кажется, будто кожа прилипла к костям (Мецудат Давид).

[12] Когда клянутся, они говорят: «Если я это сделал, то да буду я, как несчастные евреи» (Мецудат Давид).

[13] Они исполняют Его слово не для того, чтобы получить вознаграждение, а только повинуясь голосу слова Его. В этом вся цель их существования (Мецудат Давид).

Запись опубликована в рубрике: .