Шай Пирон
Пятничные зарисовки
Вот еще одна зарисовка с «йом шиши иши» (проводимые по пятницам встречи).
Она зашла ко мне с большим портфелем, открыла, и вынула из него кучу книг. «Ты, в сущности, ничем не можешь мне помочь» - сказала она, и пристально посмотрела на меня. «Из-за кипы на твоей голове». Я весь сжался. Я ждал, что она скажет дальше. Только неделю как один ученый человек написал, что я не могу быть министром просвещения для всех, поскольку все мои решения диктуются тем, что я раввин. Я впервые по-настоящему обиделся, почувствовал себя беспомощным. И вот, снова, А. сидит передо мной, и «обвиняет» меня в том, что я «дос»… и…
Я напрягся.
Она — преподаватель Устной Традиции в светском тихоне в центре Страны. Уже много лет. Она методист, и о ней говорят, что ее занятия захватывающе интересны. Учитель жизни.
И она озабоченна.
Ибо она считает, что Талмуд — основа нашего сущестования. Наш особенный еврейский язык.
Нет, это не имеет отношения к вопросу «религиозный» или «светсткий», но это национальная обязанность, ибо талмудический диалог, и базовые ценности находятся там. «Танах принадлежит всем» - говорит она, «но Талмуд — это только наше».
Что с нами случилось? Почему любой интерес к изучению иудаизма, как основы для углубления национальных корней, как основа национальной идентичности, понимания особенного пути нашего народа стал «автоматически» ассоциироваться с «хазара битшува», попыткой «затшувить», повлиять, попыткой создать впечатление, что есть только один истинный путь, а все остальные — ошибочны. Все это превратило изучение иудаизма в нечто нишевое, почти политическое.
Но нельзя поднимать руки. Ибо общество, оторванное от своего культурного, национального и исторического контекста — обречено.
Вчера я услышал замечательную мысль от Эгуда Банная. Он рассказал мне, как чувствуют себя американские музыканты, играющие блюз. В Америке есть длинный дороги, многочасовые путешествия, и в дороге сочиняется самый хороший блюз. А у нас… у нас нет таких расстояний, чтобы писать блюз.
Пока ему не сказал один товарищ: Эгуд, если американец «поедет» путешествовать во времени — максимум, он может поехать на триста лет назад. А ты — ты можешь ехать на три тысячи лет назад, далеко, очень далеко. Это самое то, чтобы писать хороший блюз…
Так почему же мы отказываемся от этого путешествия во времени? От наследия Явне и ее мудрецов, Иерусалима и Рима, Храма и пророчества, боли разъединения и изгнания и шанса, который нам дает возвращение в Сион?..
И это грустно.
Никто не виноват. Но это — картина израильского общества.
Супер-подозрительного.
Точно знающего, что у другого в голове.
Движимого сценариями ужасов, которые никогда не осущствятся.
И упускающего.
Упускающего возможность глубокого диалога, диалога, который обогащает и оплодотворяет.
А. права. Нужно изучать иудаизм. Нужно соотносить себя с нашими корнями. Нельзя допустить, чтобы ребенок, родившийся в Израиле, не знал, как выглядит страница Талмуда.
И нужно, чтобы это обучение происходило различными путями, различными преподавателями, представителями всех направлений и всех общин.
И нужно, чтобы это происходило спокойно, в диалоге, с чувством общности и поиска глубины.
И пусть будет критика, и пусть будет критическое мышление. Но корни и традиция — важные инструменты для развития каждой нации.
«Монополизация» иудаизма одной общиной — есть отторжение всех остальных общин.
И это — трагедия.
Давайте, не упустим это путешествие во времени.
Нашу способность писать древний «блюз», песни жизни, которая была и будет, новую Песнь Песней для всех нас.
Доброго дня
Шай Пирон
Министр Просвещения