Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

ВВЕДЕНИЕ

Изучая первую главу Книги Бытия, люди обычно не склонны понимать написанное в ней буквально. Такой подход к тексту неудивителен. Имея даже малое представ­ление о науке, нельзя не заметить, что между „фактами», как их понимает наука, и „фактами», какими они предстают перед нами при буквальном прочтении первой главы Книги Бытия, существует, по всей видимости, немало противоречий.

На этих страницах мы задаемся вопросом: можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись собы­тий, действительно имевших место в прошлом? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проводим детальное сопостав­ление библейского текста и данных современной науки. Этот анализ показывает, что, в противоположность распро­страненному убеждению, многие места библейского рассказа поразительно соответствуют новейшим открытиям в таких отраслях науки как космология, астрономия, геология, па­леонтология, антропология и археология.

Как хорошо известно, во всех этих науках за последнее время наблюдался значительный, порой драматический прог­ресс. Однако мало кто отдает себе отчет в том, какое глу­бокое воздействие эти вновь обретенные знания могут оказать на наше понимание первой главы Книги Бытия. В этом и заключается основной тезис данной монографии: современ­ная наука дала нам уникальную возможность по-новому, с углубленным пониманием прочесть многие места библей­ского текста, которые иначе кажутся загадочными. Наука в наши дни не только не противостоит Книге Бытия, но стала важнейшим инструментом для ее понимания.

С самого начала следует договориться о значении биб­лейской хронологии — шести дней творения. При любой попытке сопоставления библейского текста с данными науки термин „день» необходимо понимать не как отрезок времени в двадцать четыре часа, а как фазу, период в процессе раз­вития мира. Идея эта, разумеется, не нова. Талмудические мудрецы издавна обратили внимание на тот факт, что нельзя говорить о „дне» или „вечере и утре» в обычном смысле слова, когда на небе нет ни солнца, ни луны. Рабби Эли Мунк, в своей исчерпывающей работе по этимологии первой главы Книги Бытия, детально рассматривает вопрос библей­ской хронологии, тщательно сравнивая различные точки зрения традиционных еврейских комментаторов.1 Свой ана­лиз библейской хронологии он заключает следующими сло­вами: „Нет единого традиционного определения слова ‘День’ в Семи Днях Книги Бытия». Имея в виду это расхождение во взглядах, Мунк в своей книге всегда пишет слово „день» курсивом, дабы никто не принял его за отрезок времени в двадцать четыре часа. В книге Challenge,1 сборнике высказы­ваний традиционных комментаторов Библии, также отсутст­вует единое толкование библейской хронологии.

В настоящей книге мы исходим из предпосылки, что шесть дней творения означают не отрезок времени в 144 часа, а шесть отдельных фаз в развитии Вселенной — от сотворения мира до появления человека. Такой же позиции придерживаются многие комментаторы Библии, начиная со времен древних талмудистов и до наших дней.3

Анализируя текст, мы делаем упор на события и конста­тацию фактов, как они записаны в первой главе Книги Бы­тия. Для этих событий и фактов мы стараемся найти отвечаю­щие им разделы в научной теории развития Вселенной. Мы не собираемся утверждать, что всему найдено объяснение. Тем не менее, мы покажем, что многое в библейском текс­те можно понимать буквально, основываясь на данных совре­менной науки.

Настоящая книга делится на главы, каждая из которых посвящена одному из дней творения. Глава начинается с вопросов, возникающих при прочтении библейского текста. Затем следует соответствующий научный материал. И, нако­нец, мы даем толкование библейского текста в свете совре­менных научных знаний. Каждый из этих трех элементов требует некоторых комментариев.

Приводимые здесь вопросы — не единственные, какие можно было бы задать, и не каждому читателю именно эти вопросы могут показаться самыми существенными. Это попросту те вопросы, которые люди задают чаще всего: одни — с искренним желанием понять, а другие — с вызовом, оспаривая библейский текст. На каждый из этих вопросов современная наука проливает свет, давая им новое объяс­нение.

Существует в наши дни тенденция относиться к науке с некоторым пренебрежением, подчеркивая преходящую при­роду научных теорий. Однако всякий компетентный ученый в состоянии отличить теории спекулятивного характера от устоявшихся и прочно обоснованных. Первые живут недолго, и средства массовой информации то и дело сообщают о кончине той или иной из них, вторые же замечательно долговечны. Например, теория относительности и квантовая теория с самого момента их зарождения и до сих пор с неизменным успехом объясняют сотни разнообразнейших явлений. Такие устоявшиеся теории постоянно уточняются и расширяются, но не подвергаются коренному пересмотру. Разумеется, эмпирическая природа науки исключает возмож­ность абсолютного доказательства какой-либо теории. Одна­ко вероятность того, что такая солидно обоснованная теория будет опровергнута, чрезвычайно невелика.

Итак, мы покажем, что современная наука дает ответы на каждый из вопросов, возникающих в связи с библейским текстом. Это, разумеется, не означает, что Книгу Бытия можно читать, как учебное пособие. Мы утверждаем лишь, что существует научное объяснение, которое не противоречит библейскому тексту. Установлению этого факта и посвящена настоящая работа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Rabbi Е. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974).

2. A. Carmell and C. Domb, Challenge (Jerusalem: Feldheim, 1978), стр. 124-140.

3. Munk, стр. 50.