Хани Борнштейн — холистический психотерапевт, последовательница р. Авраама Лишфица
Если что-то затрагивает меня эмоционально — это не просто так. Это одно из первых открытий, сделанных мной на пути к себе самой.
Не важно, пробудило ли это во мне эмпатию, или пробудило во мне противодействие и гнев.
Так или иначе, сам тот факт, что нечто приводит в действие мои эмоции, означает, что это нечто имеет ко мне отношение.
Если это не имеет ко мне отношения — оно просто не затрагивает меня. Я могу соглашаться или не соглашаться, и вместе с тем, это не затрагивает меня эмоционально. Если это затронуло меня, и, главное, если это пробудило во мне негативные эмоции — стоит проверить, на чем это «сидит», и какие места внутри меня это встретило.
Не бывает «просто так» в мире. В особенности — во всем том, что касается нашего эмоционального мира.
Это было предисловие. А сейчас я хочу рассказать вам случай, свидетельницей которого я стала:
Где-то полтора года назад я поехала вместе с детьми и вместе с подругой, тоже с детьми, на ручей аШофет. В конце этого совершенно замечательного маршрута я оставила детей с подругой на источнике, находившемся поблизости, и пошла пешком в сторону машины.
Я поднимаюсь по тропинке, и вдруг я вижу перед собой группу людей, которые машут руками, и издают какие-то странные звуки, чтобы заставить огромное стадо овец, идущее с ними, двигаться в нужную сторону.
Не было никакой возможности идти дальше. Я стала в сторонке и начала наблюдать за происходящим.
Выяснилось (так мне объяснили там друзья) что у каждого стада есть овца-вожак. И, куда она идет — все идут за ней.
Пока этот вожак шел (шла) как нужно — все было в порядке.
Но вдруг навстречу вывернула машина. И вожак испугался и побежал в сторону леса справа. И это было удивительное зрелище.
Сотни овец спешно побежали в сторону леса. Не глядя, куда они идут. Не думая, куда они бегут. Все рядом с ними бежали — и они бежали тоже.
Взяло какое-то время привести стадо в порядок. Но после криков, свистков и размахиваний руками со стороны пастухов — стадо вернулось на дорогу, и начало спокойно опускаться в сторону деревни.
У овец в стаде нет никакой собственной воли.
* Все идут — и они тоже идут
* Все бегут — они тоже бегут вместе со всеми
* Все останавливаются — и они останавливаются тоже
Они ведут себя подобно большому организованному коллективу.
Живут своей жизнью, и своими инстинктами
И выживают.
***
Однако люди — не овцы.
Даже если иногда кажется, что мы забыли об этом.
У каждого из нас есть собственная воля. Каждый из нас чего-то хочет в этой жизни.
Это то, что отличает нас от животных.
Каждый из нас — особенный.
У каждого из нас — собственный внутренний мир, отличный от других.
У каждого из нас есть свет, особенный, который есть только у него.
У каждого из нас есть голос, который есть только у него.
Но что?
Иногда мы забываем об этом.
Мы живем жизнью своих родителей.
Мы живем жизнью своего (ей) супруга(и).
Мы живем жизнью своих детей.
Мы живем жизнью своей общины.
Мы живем жизнью своих лидеров.
Мы живем жизнью «а что об этом скажут люди».
Жизнью, в который мы обязаны быть «преуспевающими людьми».
А где же наша собственная жизнь?
Мы ее упускаем потихоньку…
Эрвин Яалом утверждает, что есть четыре главные побуждения в жизни человека:
- Страх смерти
- Одиночество
- Отсутствие смысла
- Стремление к свободе
Когда мы живем собственной жизнью, когда мы живем в согласии с собственной волей — мы приносим решение трем из четырех вышеуказанных проблем.
Страх умереть меньше среди людей, которые переживают жизнь во всей ее полноте. Чем больше я упускаю свою жизнь — тем больше я страшусь смерти (сознательно или бессознательно)
Когда я живу в согласии со своей внутренней волей, и со своими личными стремлениями — моя жизнь приобретает смысл, и тогда, как понятно, у меня есть свобода жить так, как правильно для меня.
И я хочу повторить это снова и снова — я не призываю к эгоизму!
Наоборот! Лишь когда я освобождаю место для собственного «я», я способен увидеть потребности других людей.
Лишь когда я уважаю себя самого — я способен уважать других людей.
Лишь когда я даю место собственным желаниям и реализую их — я не буду чувствовать себя жертвой, помогая другим реализовывать их желания.
***
Зачастую люди боятся, что если она пойдут за собственной волей, они «упадут». Как будто бы их внутренний голос — синоним несчастья.
Это — огромная ошибка. Это страх, внушаемый нам с детства. Мы так страшимся собственного «йецер[1]», что мы закрываем его на ключ.
Что происходит, когда мы закрываем его на ключ, сажаем его под стражу? — Йецер начинает сходить с ума.
На что это похоже? — На льва, которого заперли в клетке. Если мы зайдем в клетку — у нас есть хорошие шансы быть разорванными на куски в ближайшие несколько минут.
Но в действительности, если мы встретим льва в джунглях, скорее всего, ничего дурного с нами не произойдет. Только если уже он очень-очень голоден — он набросится на нас.
Когда мы запрещаем нечто, когда мы вытесняем нечто из нашего сознания —энергия лишь увеличивается и выходит из под контроля
***
И таки да, есть такой внутренний страх, который говорит нам: если бы мы делали все, что мы хотим, не дай Б-г, что бы из нас вышло.
Но это самообман. Если мы не перенесли какие-то серьезным душевные травмы, мы не будем вести себя низко, даже если нам разрешат делать все, что мы хотим.
И более того: йецер и животные желания («таавот») и воля («рацон») — не одно и то же.
Наоборот. Каббала учит, что рацон — это сфира «кетер» («корона»).
«Кетер» - это выше чем «хохма» («разум»). Выше разума и логики.
Внутреннее желание — это нечто глубокое и возвышенное.
В хасидут, когда спрашивают, почему Вс-вышний сотворил мир, ответ дается — «так Он пожелал». Ибо «на желание не задают вопросов». Это выше чем разум и логика.
И то же — в отношении наших желаний.
Когда есть у нас желание сделать что-то. Реализовать что-то. Достичь чего-либо — в моих глазах это прямой разговор нашей души с нами.
Это не просто так.
Несомненно, мы должны прояснить для себя, откуда берется это желание. Это страсть? Или фантазия? Или животное стремление? Или, может, дурное начало? Возможно, это иллюзия? Может, это желание имеет своим источником нечто вовне, а не внутри нас?
Но если мы обнаруживаем, что это есть желание нашего сердца, я верю — что это знак Свыше. Это дорожный указатель, указывающий нам путь к следующему шагу, который мы должны сделать в нашей жизни.
И это также ответ на вопрос, который звучит снова и снова. Как различить наше внутреннее желание? Как узнать, чего я на самом деле хочу от себя? Как узнать, к чему стремится мое сердце?
Есть люди, которые внимательны к своему внутреннему голосу. Или у них есть ярко выраженные способности к той или иной области. И уже с детства они знают, кем они хотят быть. У них есть какая то ясная страсть. Ясная воля. У них нет вопроса…
Вопрос «как узнать, чего я хочу» приходит, как правило, от людей, для которых обнаружить, чего они в действительности хотят, это подобно работе разведчика. По каким-то обрывочным данным попытаться восстановить внутреннее стремление души.
Путь к вашему сердцу и к вашему настоящему желанию раскроется лишь когда вы пойдете по нему.
Просто начать спрашивать себя: что заставляет нас чувствовать себя неудобно? Что мы любим? Иногда нам хочется какого-то маленького удовольствия. Какая область знания нас интересует? И идти и пытаться реализовать это, сознавая, что, возможно, это не то что мы на самом деле хотим больше всего.
Но лишь реализация и движение по этому пути способны привести нас внутрь, к нашему самому глубокому стремлению. К тому желанию, реализация которого решит три из четырех основных проблем нашего существования, которые, в глубине души, заботят всех нас.
Желаю Вам встретить на этом пути много любви
Хани Бронштейн
http://www.chany.co.il/whose-life-you-live/
[1] «Дурное начало». Обычно эвфемизм для полового влечения