Люди "кав[1]" продолжают биться головой об стену



Рав  Хаим Навон[2]

15 ава 2019

Релевантно ли учение рава Кука современной нам реальности?

Я не ученик рава Кука. Я вырос в другом бейт мидраше[3]. Рав Кук сказал, что Б-г обращается к нам посредством истории. Меня же учили, что он разговаривает с нами посредством Торы. Чем дальше продвигается исторический процесс, тем в большей степени многие ученики рава Кука стоят перед трудным вызовом. Рав Кук объяснял исторические события своей эпохи, и видел в возвращении Израиля на свою землю процесс духовного поднятия миров перед избавлением. Но с тех пор прошло почти сто лет. Есть новая история, и требуется дать ей новую трактовку.

Как наблюдатель со стороны, я вижу в этой точке интереснейшее раздвоение. Именно те, кто считаются сравнительно более открытыми среди учеников рава Кука, зачастую остаются скованными этой исторической интерпретацией. Если рав Кук сказал в свое время, что все великие события, происходящие в мире, в конечном счете, позитивны, выражают радующий душу подъем миров, следовательно, по их мнению, необходимо считать, что также в наше время все великие события несут с собой позитивный подъем, даже если нашим мясным глазам они представляются полной противоположностью. Эта позиция в моих глазах выражает духовное порабощение. Каждая глупость, которую сказал какой-нибудь радикальный французский профессор, приобретает немедленно печать святости, если только она становится достаточно популярной. Мне грустно видеть, как те, кто несут знамя подобного подхода, часть из них мои друзья, потеряли способность какой-либо серьезной критики по поводу всего, что происходит в мире.

С другой стороны, именно рав Тау и его ученики, люди "кав", которые считаются самыми замкнутыми из всех учеников рава Кука, проявляют здесь куда более независимую интерпретацию. Они говорят, то, что было справедливо во времена рава Кука, не обязательно сохраняет релевантность в нашу эпоху. Рав Кук интерпретировал позитивно процессы строительства и созидания, но в наши дни основные процессы, происходящие в мире - это процессы разрушения и деконструкции. На самом базовом уровне, эта интуиция мне представляется куда более логичной.

Интеллектуальная позиция, властвующая в наше время над умами, называет себя "критицизмом", но это кодовое название для неомарксистского мышления. Его суть - недоверие к любой социальной структуре. Семья - это патриархальное угнетение. Язык - средство для эксплуатации социально слабых слоев; свободный рынок - хитрый замысел буржуазии; воспитание - "промывание мозгов" ради сохранения существующего строя. И т.д. Стоит обратить внимание, что почти никогда не предлагается никакой позитивной альтернативы этим структурам. Нужно разрушить их, и деконструкция есть смысл всего, и после нас хоть потоп.

Люди "линии" интуитивно обнаружили эти разрушительные тенденции раньше всех нас, и мы должны благодарить их за это. Но их ответ оказался не менее разрушительным. Я представляю себе солдата, который слышит во время своей смены подозрительный шорох, заряжает свой автомат и начинает стрелять по кругу, триста шестьдесят градусов, поражая врагов и друзей одновременно. Эта агрессивная реакция каждые несколько лет находит себе новый объект для атаки. В последние годы люди "линии" говорят в основном о семье, и это, действительно, один из серьезнейших конфликтов в войне культур двадцать первого века. Но также и здесь, их путь вызывает удивление. Это выглядит таким образом, как будто бы они стараются оттолкнуть и обидеть всех потенциальных союзников, и делают все, чтобы проиграть. Вместо того, чтобы приводить реальные твердые аргументы в защиту традиционной семьи, они используют грубый язык, обиды и презрение, и тем самым служат прекрасную службу тем, кто пытается представить религиозный лагерь как "темных фанатиков".

Вера в исторический прогресс, "вертикальная" реальность и "теории конспирации"

Мне представляется, что помимо тактической ошибки, здесь выражается также определенная духовная позиция, которая, на мой взгляд, весьма проблематична. Несмотря на готовность смотреть в глаза искажениям западной культуры двадцать первого века, люди "линии" продолжают верить в то, что глобальный исторический процесс это всегда только прогресс и подъем. Это напряжение заставляет их снова и снова пользоваться вертикальными метафорами: как будто бы глубоко, под землей, происходит нечто совершенно иное, чем то, что открыто нашему взгляду.

Из их слов я получаю следующее смутное представление: на поверхности это выглядит так, что народ Израиля стремится воспринять разрушительные прогрессистские ценности. Но тот, кто умеет смотреть в глубину, понимает, что это только конспирация меньшинства, несомненно, связанного с "Европейским союзом", с "Новым фондом" или просто с "Христианством", и они манипулируют простым народом. Главы этой банды "руководствуются" разрушительной и отвратительной идеологией. Но в глубине, в самой своей глубине, народ Израиля остается с нами, и нужно только пробудить его цельное и доброе сердце, и тогда он сбросит с себя все эти "конспирации", которые создаются на его счет.

Меня не воодушевляют эти вертикальные метафоры. Даже когда речь идет об отдельных людях, мне трудно принять концепцию, что человек - это нечто одно снаружи, и полная противоположность внутри, в глубине. Человек устроен чрезвычайно сложно, как правило, люди добрые и злые одновременно, правы и одновременно не правы, в различных пропорциях, как снаружи, так и изнутри. Это принцип справедлив также в исторической и социальной перспективе.

Есть старая шутка, которая рассказывает о генерале КГБ, который посылает своих подчиненных найти кролика в лесу. Он находит их сутки спустя, они стоят вокруг норы, вокруг испуганной белки, и кричат: "Признавайся, что ты кролик! Признавайся, что ты кролик! Люди "линии" святы и чисты, но многие из них подходят к реальному народу Израиля без того, чтобы внимательно слушать его, и даже без того, чтобы разговаривать с ним. Они стоят вокруг него и кричат: признайся, что ты "дос" ("ортодокс")! Друзья мои, если большая часть еврейского народа выражает "неправильные" взгляды в отношении семьи и общины, морали и общества, это не потому, что какая-то злая "банда" взяла их в свои руки снаружи, но это потому что это то, что они на самом деле думают. Это наш мир. Мы должны найти на это адекватный ответ, а не воображать себе какой-то другой, потусторонний мир. Запрещено прятать голову в песок, но запрещено также прятать голову в святые книги.

Прежде всего научиться понимать. И говорить на языке эпохи

Как отвечать адекватно? — Прежде всего, понимать. Следует изучать и понимать идеологические корни подобных взглядов. Да простит мне Вс-вышний за то, что я посвящаю значительную часть своего времени чтению "неправильной" философии, вместо того, чтобы изучать нашу святую Тору. Ибо нет выбора. И после того, как понимают, следует пытаться объяснить, в чем, в точности, состоит "искажение", и каким образом возможно его исправить. Этому я посвящаю большую часть своего времени в последние годы. Я пытаюсь перевести еврейский образ мышления на интеллектуальный язык, релевантный нашей эпохе, использующий понятия нашего поколения, язык, который учитывает также чувствительные места людей нашего поколения.

Я считаю, что основные культурные процессы нашей эпохи искажены и опасны, но несомненно, невозможно сказать, что все что происходит в мире это зло. Также в этом мире есть большие острова добра. Рав Юваль Шерло и журналистка Хен Арци-Срор обратили мое внимание на то, что я недостаточно подчеркиваю то добро, которое есть в нашей эпохе, и наверное, они правы. Я думаю, что если наши жены и наши дочери учат больше Торы, и берут на себя больше общественной ответственности - это большое благословение для нас для всех. Если мы научились чувствовать боль других людей, отличных от нас — это благо, а не зло. Можно спорить с радикальной гомо-лесби культурой, как это делает, например, Калман Либскинд, без того, чтобы оскорблять представителей этой культуры лично. Во многих областях я пытаюсь идти по этому пути. Также мне достается от "святой либеральной инквизиции", но многие люди готовы внимать логичным и уважительным аргументам. И тогда появляется очередная реклама из дома "линии", и снова отталкивает испуганных зрителей к противоположному краю.

Магическое мышление

Мне иногда кажется, что люди "линии" руководствуются магическим мышлением. Они действуют в мире, но игнорируют соображения реальности. Как будто бы практическое действие это только "искра", легкий толчок, который следует сделать, чтобы исполнить свою обязанность, для того, чтобы пробудить внутренние силы, которые уже сделают все что нужно. Они проводят кампании, но не проверяют профессионально, принесет ли та или иная кампания пользу или вред. Они создают партию, но не проверяют, имеет ли она шансы пройти. Если это просто странный рекламный ход — ладно еще. Но руководители партии сказали Офре Лакс в "Бешева": мы пойдем на выборы любой ценой. Мы идем до конца". Но кажется, что они не пройдут не только "процент", но даже промилле электорального барьера.

Метафора глубины внутри глубины приводит к игнорированию мышления в ширину. Я вижу в израильском обществе много союзников в пользу здорового мышления о семейных ценностях. Это не люди, которые в глубине своего сердца думают так же как я, это люди, которые действительно не соглашаются со мной, но есть у нас общая база для этой борьбы. Они могут быть масортим (уважающими традиции), совершенными хилоним (светскими), или даже атеистами, которые со страхом смотрят на реальность, в которой запрещено писать отец и мать, а следует писать "родитель номер один" и "родитель номер два". Я вижу этих людей как моих союзников в борьбе за "дерех эрец (человечность, быть человеком) предшествует Торе". Не в качестве скрытых верующих, и не в качестве солдат, которые будут беспрекословно исполнять мои приказы. Но как союзников в актуальной борьбе. Когда наш идея достаточно широка и не агрессивна, можно найти у нее много союзников.

Этот духовный конфликт трансформируется здесь в весьма реальный конфликт: для того, чтобы победить в войне культур, требуется искать союзников, требуется создать новый язык и развить новые идеи, требуется изучить интеллектуальные инструменты, которые развили консервативные мыслители в мире, которые наши союзнике в этом вызове. Или же достаточно кричать как можно сильнее, пока "иудейский Лев" не вспомнит, что он лев, зарычит и отряхнет с себя грязь, которая налипла на него. Пока что не заметно, что подход кричать как можно громче удостоился больших успехов.

Партия Ноам, новая политическая авантюра ешив "Кав", это еще одно выражение снова и снова повторяющегося процесса, стремящегося всеми силами игнорировать действительность и разбивать голову об стену, исходя из предположения, что в конечном счете, стена испугается и убежит. Трагично видеть людей Торы, праведных и цельных, из столь важного и дорогого бет мидраша, которые бьют о каменную стену снова и снова, свой разбитый в кровь лоб. Еще более трагично, когда об стену они бьют нашим общим лбом.



[1] "Кав" — букв. "линия" — так называют последователей рава Тау, учеников йешивы Ар-аМор, представляющей "национально-ортодоксальное" направление в религиозном сионизме

[2] Оригинал статьи: https://www.makorrishon.co.il/opinion/163435/

[3] Бейт мидраш — "дом учения".

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .