Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

745. Смысл молитвы на месте упокоения праведника

17 элула 5710 г

…То, что Вы пишете, что вас удивляет «политика» мира в отношении прихода Мошиаха – также в этом не объясняется в вашем письме, что именно Вас удивляет. Несомненно, Вы помните, о чем мы говорили с Вами, когда Вы были здесь, что Вс-вышний не создает в мире ничего впустую, и это относится также и к событиям, происходящим в мире и к пониманию их значения. Само собой, если бы это было важно для служения человека своему Создателю – несомненно, нашлись бы люди, которые бы занимались тем, что предсказывали будущее, чтобы человеку было легче служить Вс-вышнему, и если никто не занимается предсказанием будущего – это само доказывает, что от нас требуют служить Вс-вышнему, даже не зная, что нас ожидает в будущем.

Вы просите упомянуть Вас на ционе[1] моего тестя и учителя, Ребе – и я сделаю, как Вы просите. Вы, однако, пишете, что не понимаете этого. Но ведь когда Вы кушаете, пьете и спите – Вы же также не задумываетесь перед этим, каким образом все это работает, и как это воздействует на Ваше телу и на Вашу душу. Вы делаете все это, даже не понимая, каким образом это действует. И также в данном вопросе это так.

И то, что Вы пишете, что это выглядит, как «обращение к мертвым», не дай Б-г, и обращение к кому-либо, кроме Самого Вс-вышнего, не дай Б-г — несомненно, Вы сами сознаете, что это не так, поскольку все знают, что Калев Бен Йефунэ[2] и многие таноим[3] и амойроим[4] и праведники во всех поколениях поступали так.

Ответ на Ваш вопрос вкратце:

Даже когда приходили к Ребе просить благословения — приходили к нему не из-за достоинств его тела, а из-за достоинств его души. И вся идея смерти имеет отношение только к телу, ибо душа вечна. И в особенности – душа праведника, которая не имеет никакого отношения к геином[5], каф а-кэла[6] и т.д., и смерть праведника – это только hисталкус[7], т.е., подъем на более высокую ступень, и он не называется, не дай Б-г, умершим. И как говорится в Зогар (ч. 3 стр. 71)

И то, что Вы пишете, что это выглядит как «обращение к кому-либо, кроме Самого Вс-вышнего» – вкратце – это не так, поскольку: (а) просьба состоит в том, чтобы праведник в своей великой праведности заступился за просящего перед Царем над царями царей, Вс-вышним (б) Еще один смысл в этом – поскольку душа каждого хасида, связанного с Ребе – часть души праведника, объединяющей в себе все души. Душа праведника подобна голове по отношению к остальным душам, как объясняется в Тании гл. 2. Каждый отдельный орган тела, хотя он получает питание от души, но сначала душа облачается в голову и мозг, и от головы и от мозга жизненная энергия распределяется далее к каждому отдельному органу в соответствии с его потребностями. И так же это в отношении между хасидом и Ребе. Голова – когда она здорова и сильна – есть в ней жизненная энергия для каждого органа, и для того, чтобы он был также здоровым органом – его связь с головой должна быть прочна. Жилы и нервы, которые связывают голову с органами тела – должны быть открыты, и тогда в каждый орган будет получать жизненную энергию, ему необходимую.

И это есть, в общем, идея связи хасида и Ребе, что посредством этого хасид получает все, что ему необходимо, как в материальности, так и в духовности.

(Игройс койдеш т. 3 игерес 745)


[1] Место упокоения праведника

[2] Один из двенадцати разведчиков, посланных Моисеем для того, чтобы исследовать и разведать Землю Израиля. Увидев, как его товарищи испугались жителей страны Израиля, он пошел молиться на могилы отцов в Хевроне. (см. Раши на гл. Шлах)

[3] Авторы Мишны

[4] Авторы Талмуда

[5] Ад (ивр.)

[6] Букв «метание камня из пращи». Одно из наказаний для души грешника в аду.

[7] Букв. «подъем»