Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

508. Сколько можно критиковать, и самое главное - сколько процентов может быть критики

508

25 тамуза 5709

6) В отношении утверждения, «что скажут пойлише хсидим» — я думаю, даже Вы сами понимаете, что эти хсидим Польши и Венгрии, которые будут «размышлять за» (יהרהרו אחרי…)… (я пишу «и т.д.», поскольку все «размышляют за», но не все – по поводу того же самого вопроса) вслух из за этого – говорят то, что они говорят также и без того, ибо ревность учеников сойфрим говорит в них, и они не нуждаются для этого так уж в логическом объяснении.

И я не вхожу здесь совершенно в вопрос фотографии человека или в закон или в «внутри линии закона», и я только хочу сказать, что из всех моих знакомых я не знаю даже одного, у кторого не было бы собственного фото, или фото его семьи, и это он делает добровольно, а не потому, что его принуждает правительство, и по большей части также получает от этого удовольствие.

7) Еще одно я могу привести в доказательство вашей правоты: и это: в чем польза от «сефер тмунот», ради которой стоит входить во все эти исследования?

Но, кажется, не требуется даже объяснения на это, ибо это видно даже в людях, подобных нам, что не только, что это укрепляет чувства дружбы и привязанности у того, у кторого находится фото, но также у того, кто посылает фото, это приводит к сближению, когда он вспоминает, что его фото находится у такого то его друга и тем более и тем более – в нашем вопросе.

И мы уже видим здесь чувства, которые вызвало в различных кругах известие, что Любавичсский Ребе заинтересован в том, чтобы фотографии хасидим с их семьями были у него на память – все это – мое предположение, ибо я не спрашивал, почему Ребе дал такое указание.

8) Даже если Вы правы, что люди возвышенные из хасидим будут оскорблены таким известием и таким сообщением, — известно, что есть два подхода: а) когда это подходит одному достойному и не подходит десяти тысячам глупцов… я не буду беспокоиться позором этого большинства, и захочу спасти одного достойного (предисловие к Море Невухим), б) маскиль и Овед – стоит ему быть извозчиком на протяжении многих лет, для того, чтобы сделать личное благо одному человеку – как рассказывается в предисловии к Покейах Иврим, которая была напечатана здесь, и тем более и тем более, что как говорилось выше в п. 7, это действовало и действует на многих людей, и в особенности, что даже по первому мнению – он предваряет этому условие, что невозможно иначе, но только таким образом.

… после того, как я подробно ответил на все ваши вопросы, и по Вашей просьбе, сделал это как можно быстрее, я хочу также со своей стороны написать несколько строк: гевалд р.. .. сколько можно критиковать, и самое главное — сколько процентов может быть критики? И ведь даже если Вы правы на все сто процентов во всех ваших письмах и во всех ваших претензиях, все равно это только аспект «негативного постижения». Почему Вы не приложите свои усилия в позитивном направлении, в строительстве Хабада вокруг Вас, в вашей синагоге, городе и т.д. И общее правило говорит, что «делай» отталкивает «не делай», и со всеми объяснениями, которые можно отнести к этому.

Я представляю себе, что есть у Вас претензии, обиды и т.д., — но также это — все еще «негативное постижение», и даже если «Вс-вышний не наказывает за вынужденный грех» — это «не считается, что он сделал[1]«, и даже если сказать, что считается, как будто бы сделал — это относительно него самого, но тот, кто мог бы получить от него — он ничего не получил.



[1] Т.е., это не может быть приравнено к исполнению заповеди (прим. переводчика)