Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

490. Основа всех трех видов совершенства - Тора, кеhуно, малхус - это каболас ол именно

т. 3

490

Канун праздника Швуэс 5709

Сказали РаЗаЛ: «три вещи приказал Ахисойфел своим сыновьям: не будьте в махлойкес[1], и не восставайте против царства Давида, и если в праздник Ацерес (Швуэс) ясный день — сейте пшеницу» (Бава Батра 147, 2). И есть несколько вопросов, и из них: «и не восставайте…» — излишне, поскольку уже сказал «не будьте в махлойкес».

Завещание человека, тем более, великого человека, про которого свидетельствует Писание, что его слова — «как спросит человек слово Вс-вышнего», несомненно, оно заключает в себе базовые и общие указания, в которых виден его жизненный путь и т.д., и что общее во всех этих трех вещах? Что есть внутренний смысл «праздник Швуэс (в) ясный (день)»?

И следует сказать, очень коротко: душевные достоинства, к которым стремится человек, в общем — это три вещи, и объяснены в Мишне: «три короны есть — корона Торы, священничества и царства». Путь, ведущий к этому, может быть, на первый взгляд, двумя способами: страх перед грехом (каболас ол[2]) предшествует его мудрости (понимание и постижение), или наоборот. И Ахисойфел все свои дни вел себя по второму варианту (см. Тойсфос дибур гамасхил кол, Хагига, 15), и, как говорит Рашбам в Бава Батра там — «не получилось у него хорошо». И поэтому он предупредил своих сыновей (и поэтому это передано в Талмуде, ибо это вечное указание во всякое время и во всяком месте и для каждого и каждого): не будьте в махлойкес, и биньян ов для всякого спора, который не лешем шомаим[3], сообщает Мишна, что это спор Кораха и его общества, за кесер кеhуно[4]. Хотя вопрос Кораха был сильным и крепким в логике и мудрости, и как объясняется в словах РаЗаЛ.

2) не восставайте против царства Давида, который поставил иго Торы и иго тшувы, кесер малхус[5]. Хотя с точки зрения логики, Шаул согрешил однажды, и лишился царства, и если так, то тем более и тем более должно было быть у Давида, который согрешил дважды.

3) хитим – пшеница — это еда человека, обладающего разумом и мудростью. И дерево познания — пшеница была. Ибо «ребенок не начинает говорить…» (Брахот 40, 1). И эц hадаас[6]хохмо[7] и сейхел[8] — это добро и зло. И приказал своим сыновьям, что для того, чтобы пшеница была хорошей, и было бы тойв — добро, это зависит от праздника Швуэс именно. Ибо на первый взгляд, что нового появилось в праздник Швуэс, ведь учили всю Тору и раньше, и как сказали РаЗаЛ «никогда не уходила ешива от наших отцов», и ешива Шема и Эвера. Но во время Дарования Торы было новое, что все евреи сказали наасе[9] перед нишма[10], полное принятие ига, как объясняется в контросе. И Вс-вышний начал онойхи – «я сам написал и дал» (Шабат 105, 1), ацмус умаhус[11] Эйн Соф[12] даны в мудрости Торы, корона Торы.

И это есть общее во всех трех указаниях Ахисойфеля, что основа всех трех видов совершенства — Тора, кеhуно, малхус — это каболас ол[13] именно, который выше чем понимание и постижение.

Что это есть также Мишна в Авот (4, 13) три короны есть, и кесер шем тов[14] поднимается над ними. Ибо кесер шем тов — это основное условие всех трех корон. И здесь неуместно говорить об этом подробно.

С благословением получения Торы с радостью и в пнимиюс


[1] ссора

[2] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[3] во имя Небес

[4] корона священничества

[5] корона царства

[6] древо познания

[7] Хохмо — Мудрость. Сфира «хохмо». см. Ов, хохмо

[8] Сейхел — Разум

[9] мы сделаем

[10] мы поймем

[11] Ацмус у-маhус — Сущность и Суть

[12] Эйн Сойф — Бесконечный

[13] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[14] корона доброго имени