т. 3
490
Канун праздника Швуэс 5709
Сказали РаЗаЛ: "три вещи приказал Ахисойфел своим сыновьям: не будьте в махлойкес[1], и не восставайте против царства Давида, и если в праздник Ацерес (Швуэс) ясный день - сейте пшеницу" (Бава Батра 147, 2). И есть несколько вопросов, и из них: "и не восставайте..." - излишне, поскольку уже сказал "не будьте в махлойкес".
Завещание человека, тем более, великого человека, про которого свидетельствует Писание, что его слова - "как спросит человек слово Вс-вышнего", несомненно, оно заключает в себе базовые и общие указания, в которых виден его жизненный путь и т.д., и что общее во всех этих трех вещах? Что есть внутренний смысл "праздник Швуэс (в) ясный (день)"?
И следует сказать, очень коротко: душевные достоинства, к которым стремится человек, в общем - это три вещи, и объяснены в Мишне: "три короны есть - корона Торы, священничества и царства". Путь, ведущий к этому, может быть, на первый взгляд, двумя способами: страх перед грехом (каболас ол[2]) предшествует его мудрости (понимание и постижение), или наоборот. И Ахисойфел все свои дни вел себя по второму варианту (см. Тойсфос дибур гамасхил кол, Хагига, 15), и, как говорит Рашбам в Бава Батра там - "не получилось у него хорошо". И поэтому он предупредил своих сыновей (и поэтому это передано в Талмуде, ибо это вечное указание во всякое время и во всяком месте и для каждого и каждого): не будьте в махлойкес, и биньян ов для всякого спора, который не лешем шомаим[3], сообщает Мишна, что это спор Кораха и его общества, за кесер кеhуно[4]. Хотя вопрос Кораха был сильным и крепким в логике и мудрости, и как объясняется в словах РаЗаЛ.
2) не восставайте против царства Давида, который поставил иго Торы и иго тшувы, кесер малхус[5]. Хотя с точки зрения логики, Шаул согрешил однажды, и лишился царства, и если так, то тем более и тем более должно было быть у Давида, который согрешил дважды.
3) хитим – пшеница - это еда человека, обладающего разумом и мудростью. И дерево познания - пшеница была. Ибо "ребенок не начинает говорить…" (Брахот 40, 1). И эц hадаас[6] – хохмо[7] и сейхел[8] - это добро и зло. И приказал своим сыновьям, что для того, чтобы пшеница была хорошей, и было бы тойв - добро, это зависит от праздника Швуэс именно. Ибо на первый взгляд, что нового появилось в праздник Швуэс, ведь учили всю Тору и раньше, и как сказали РаЗаЛ "никогда не уходила ешива от наших отцов", и ешива Шема и Эвера. Но во время Дарования Торы было новое, что все евреи сказали наасе[9] перед нишма[10], полное принятие ига, как объясняется в контросе. И Вс-вышний начал онойхи – "я сам написал и дал" (Шабат 105, 1), ацмус умаhус[11] Эйн Соф[12] даны в мудрости Торы, корона Торы.
И это есть общее во всех трех указаниях Ахисойфеля, что основа всех трех видов совершенства - Тора, кеhуно, малхус - это каболас ол[13] именно, который выше чем понимание и постижение.
Что это есть также Мишна в Авот (4, 13) три короны есть, и кесер шем тов[14] поднимается над ними. Ибо кесер шем тов - это основное условие всех трех корон. И здесь неуместно говорить об этом подробно.
С благословением получения Торы с радостью и в пнимиюс
[1] ссора
[2] Каболас ойл - Принятие ига (Небесного Царства)
[3] во имя Небес
[4] корона священничества
[5] корона царства
[6] древо познания
[9] мы сделаем
[10] мы поймем
[11] Ацмус у-маhус - Сущность и Суть
[13] Каболас ойл - Принятие ига (Небесного Царства)
[14] корона доброго имени