Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

13 швата 5770, Кфар Хабад, освобождение рава Ицхака Шапиро

בס»ד

Пора «родиться» и начать что-то делать!

Чтобы начать работать всерьез, начать делать что-то в жизни – нужно «облачиться». «Зародышевое состояние» – это «впечатление», быстро проходящее и полное недовольства. Любая идентификация и любая связь – посредством устранения собственного «эго» ради дела.

Зародыш, младенчество, взросление.

Есть понятие в каббале «зародыш, младенчество, взросление». Любая структура развивается таким образом, что сначала она находится в состоянии «ибур» – «беременности», и потом она «рождается». Рождение подобно исходу из Египта[1].

Известно, что беременность – состояние тревожное. Хазал говорят, что «עיבור» («беременность») связана со смыслом «עברה» – «гнев» – тревога, напряжение, из-за того, что не знают, что родится, когда родится, может быть, потребуется сохранение беременности. Потом, когда уже можно вздохнуть с облегчением, слава Б-гу, родился (или вышел из тюрьмы) – это называется «рождением». Любое напряженное состояние называется «беременностью». Но ведь человек рождается на свет, ради того, чтобы сделать что-то в своей жизни. Поэтому, прежде всего, следует задуматься – ради чего была эта «беременность», ради чего была вся эта сложная ситуация, которая сейчас благополучно разрешилась.

Каббала РаМаКа, каббала Ари, каббала Баал Шем Това[2]

Концепции «беременности» и «рождения» можно сопоставить с каббалистическими концепциями «ишталшелут» (השתלשלות, «эволюция», концепция развития мира как «цепочки» причинно-следственных связей) и «итлабшут» (התלבשות, «облачение», или «воплощение» высших сфирот одна внутри другой). «Мохин» (מוחין, «взросление», «разум») – это уже «ашраа» («вездесущность Вс-вышнего»), приходящая после итлабшут.

Аризаль говорит, что концепция ишталшелут миров – это каббала Рамака[3], и говорит еще более того – что это аспект мира хаоса. «Относительно моего учения каббалы, основанного на концепции «итлабшут» – «облачения», аспекта «тикун» («исправления»)» – говорит АриЗаль – «концепция «ишталшелут» – это аспект мира хаоса». Дальше есть еще один аспект – «взрослые мозги», когда постигают вездесущность Вс-вышнего и получают высшее вдохновение. Это уже каббала Баал Шем Това, после АриЗаля. Но сейчас мы говорим о каббале Аризаля, основанной на концепции «облачения».

Что есть «ишталшелут»? Это цепочка причинно-следственных связей. Следствие уже находится внутри своей причины, буквально подобно зародышу в чреве матери, и потом он выходит на свет. То, когда он выходит на свет, мы еще не называем «младенчеством» – это гораздо более продвинутая ступень роста. Наоборот, он только что вышел на свет, и он уже чем-то «беременен», внутри него есть уже некоторое следствие, находящееся внутри своей причины. И так это идет дальше и дальше.

Концепция «ишталшелут» – это, в сущности, постоянно повторяющиеся циклы «беременности», но, даже когда рождаются на свет – не взрослеют в достаточной степени, но продолжают цикл беременностей и рождений.

Это можно сравнить с чем-то из области биологии (мы как-то говорили, что биология – это самая плодотворная область стыковки Торы и науки). Среди творений гораздо более низких, чем венец Творения – человек, есть явления, которых нельзя найти у человеческих существ. Что это? – Мы говорим, что в высших мирах все эти вещи – это тайны. Есть такие низшие существа, земляные черви[4], которые плодятся подобно «цепочке» – один рождает еще одного, и нет особого взросления – это замечательный пример для ишталшелут. Есть что-то на стадии беременности, потом есть рождение, потом есть снова беременность, снова рождение и т.д. Но новорожденный червь не растет и не приобретает качества «младенца» (сосание груди) и тем более, качества «взрослого» (развитие мозга).

«Беременность» означает «впечатлительность»

«Беременность» – это как ученики, которые сидят здесь в этом зале, и после урока они выходят с каким-то светом, с каким-то впечатлением, это называется «свеча горит над его головой» – они впечатлились, но – это все! Потом они выходят, и продолжают жить по-прежнему. Возможно, что у них есть урок каждый день, но смысл в том – что «впечатлиться» – это «ишталшелут». Кто-то впечатляется – по-хорошему, и потом он может впечатлить еще кого-то другого. Но из множества впечатлений ничего не выходит. Это наш вывод. Это кризис, это проблема, поскольку еще нет итлабшут – облачения – то нет в этом никакого исправления. Если все время я как-будто бы впечатляюсь, и вся моя идентификация с этим делом основана только на впечатлении (даже позитивном) – из этого не может выйти ничего практически. В особенности, если хотят, чтобы это привело к революции, перевернуть мир, «переверни мир сейчас» – не достаточно только «впечталяться».

Мы сказали, что тот, кто находится в «зародышевом» состоянии – полон гнева и напряжения. Он не знает, что от него хотят, не знает, в чем состоит план, и хотя он впечатляется – он не знает, что это. Он еще не готов к этому.

«Облачение» – «самоустранение» – «исправление»

Что означает «облачение»? «Облачение» – это как говорится в Зогар, известная фраза, что «когда исправляется глава народа – исправляется весь народ, и если не исправляется глава народа – никто не может быть исправлен». Что означает «исправление»? «Исправление» означает «облачение»[5]. Что значит «одевать», «быть одетым» на кого-либо или что-либо? Это значит быть настолько связанным и настолько соотносить себя с этим делом, до такой степени что ты «одеваешь», «облачаешь» его. Если ты ты только «происходишь» из него – тогда, повторим снова, был урок и тебе очень понравилось и все – это только один сплошной провал, это мир хаоса. Для того, чтобы начать работать всерьез, начать что-то делать в жизни – нужно «облачение».

Тот, кто помнит историю про «баал тфила» у рабби Нахмана – это классический пример. После того, как ветер всех их рассеял, и они отдалились друг от друга, и царь сидит в каком то поле, с короной на голове, и ничего не стоит. Тот, кто выстраивает там всех министров, и возвращает их обратно к царю – это «баал тфила», последний, соответствующий сфире «малхут» царя, аспект «царского одеяния». Быть «одеянием» – это означает быть исполнительным инструментом, проявить и выразить того, чьим «одеянием» ты являешься. Ибо ты – его «одеяние», ты выражаешь его правильно и истинно.

Исправление и также способность к изменению реальности – в этом состоит отличие между каббалой Рамака, основанной на идее «причинно-следственных связей», и каббалой «облачения» Аризаля.

Это – пища для размышления, но только – чтобы мысль соединилась с действием. Главное – вырасти из «нам понравился урок» – снова – «нам понравился урок» – это ничего не стоит, это «ишталшелут», мир хаоса, и нужно выйти из «тюрьмы», выйти из состояния зародыша, и начать быть «младенцами». Это означает преданность, самоотверженность, самоотречение. Любая идентификация и связь – это устранение своего «эго» ради пользы дела. Нужно уметь «облачить»,

(Из гисваадус рава Ицхака Гинзбурга 13 швата 5770 – в честь освобождения рава Ицхака Шапиро – Кфар Хабад. Неотредактированная запись слушателей).



[1] Этот гитваадут рава Гинзбурга был связан с «дидан-ноцах» – освобождению рош ешивы «Од Йосеф хай» из заключения. В данном отрывке рав отталкивается от мысли, что освобождение из тюрьмы подобно рождению ребенка, а заключение подобно беременности. Далее обсуждение выходит далеко за рамки физического «заключения» конкретного человека, и его освобождения.

[2] Смотри также Три Системы Кабалы

[3] Рабби Моше Кордоверо

[4] Земляные черви — «шилшушим» на иврите – созвучно «ишталшелут» (цепочка причинно-следственных связей). Рав здесь объясняет, что такое созвучие не случайно.

[5] Исправление («тикун») на арамейском языке (языке, на котором написана книга Зогар) означает также «одежда». «Да не облачится мужчина в платье женщины» переводится на арамейский язык как «ло йиттакан гевар». Отсюда аналогия между «исправлением» и «облачением». Прим. переводчика