Из предисловия. Ребе Рашаб о движении "просвещения" и сионизме

בס"ד

Из письма Ребе Рашаба, написанное в 5602 (1902) г.

… задумайтесь, братья, и положите сердце свое к тому страшному и ужасающему положению, которое сложилось сегодня, наша молодежь почти все они почти оторваны от нас, и вместо того, что вера и обязанность исполнения Торы и заповедей были абсолютными и укоренными в сердцах наших братьев, так, чтобы даже не сомневаться об этом совершенно - сейчас среди молодежи полная противоположность этому, почти как абсолютное убеждение, не дай Б-г.

Еще в предыдущем поколении философствовали и исследовали обязанность человека перед Вс-вышним, а сейчас никто не исследует и никто не ищет, и даже не думает и не размышляет об этом, и как само собой разумеющееся опровергает и отвергает все без всякого разумного исследования, только со стороны силы духа свободы, который укоренился в них посредством множества книг, сочиненных апикорсим и койфрим, которые хитростью внесли в них страшный яд и отраву, чтобы привлечь сердце своих читателей и оторвать их от веры и религии без всякого исследования и поиска, а с помощью hанохойс мухлотойс (кажущихся очевидными предположений), которые хорошо воспринимаются сердцем молодежи, и через это они становятся совершенно хофшим (нерелигиозными, атеистами), делать все, что желает сердце их.

Есть из писателей койфрим, которые выступили со словами оскорбления и поругания против Торы и еврейства, и все это не с помощью логики и разума, а только словами позора и насмешки, на которые невозможно ответить иначе как такими словами, которые отвратительны чистой душе, и это есть причина страшной распущенности этого поколения, что просто отвратно всякой душе видеть мерзости и извращения, которые происходят среди молодежи народа нашего, которые даже со стороны человеческой морали не следует делать, и особенности – с точки зрения ограничений и границ, которые приходят к нам со стороны святой Торы, что это то, что желает Вс-вышний от нас, чтобы мы были святы, как сказано "кдойшим тиhйу[1]", "веhискадиштем виhйисем кдойшим[2]", и т.е., ограничение и граница, чтобы мы не осквернили себя вещами материальными и грубыми, и в числе них те вещи, которые запретила нам Тора и отдалила нас от них.

Стр. 45

Когда мой отец[3] был в городе Нежине, посетил его рав Шлоймо Аарон Аронсон. И содержание их беседы было по поводу общества сионистов, и теории сионизма, ибо мой отец выступил против них в михтов клоли в 5660 году, а рав Аронсон хотел оправдать их.

Беседа с равом Аронсоном происходила в понедельник, 1 швата, в квартире ребецин Хана-Хеше.

Слова рава Ааронсона и ответы, которые ответил ему на каждый его вопрос, мой отец, Ребе, написал своей рукой, и я их привожу здесь. И вот его слова:

Оправдания, которыми он оправдывал их:

Алеф) В соответствии со словами Разал "не так, как тот человек, которого оттолкнули обоими руками". И т.е., что посредством того, что оттолкнули его, он отделился от общины Израиля, и сделал то, что он сделал и т.д. И также они – сионисты – через то, что отдаляют и отталкивают их – отделяют и опускают их.

Бейс) Ведь, по крайней мере, некоторые люди, которые были совершенно далеки от Израиля, и не хотели, чтобы имя Исроэл называлось на них, сейчас – посредством сионистов и сионизма – приблизились и гордятся именем Израиля.

Гимел) Разве есть у нас достаточно сил, чтобы воевать с ними? И дело, которое невозможно завершить, - не стоит даже начинать.

Ответы:

Алеф) В соответствии со словами Разал "не так, как тот человек, которого оттолкнули обоими руками". И т.е., что посредством того, что оттолкнули его, он отделился от общины Израиля, и сделал то, что он сделал и т.д. И также они – сионисты – через то, что отдаляют и отталкивают их – отделяют и опускают их.

Ответ:

То, что сказали Разал, "не так, как тот человек, которого оттолкнули двумя руками" – это до того, как раскрылся его позор и его зло было сокрыто и похоронено внутри него. И если бы приблизили его – не раскрылось бы его скрытое зло, и не было бы сделано то, что он сделал. И также в нем самом это зло с течением времени скрывалось бы все более и более, и может быть, впоследствии победило бы в нем раскрытое добро над скрытым злом. И как известно, что раскрытое имеет силы побеждать сокрытое и переворачивать его с течением времени. И следовательно, если бы его приблизили – он бы приблизился к мудрецам, и зло сокрылось бы в нем, и тем более – что не пришло бы к реализации в действии.

Но не так это в вопросе ционим, ибо они уже вышли со своей идеологией раскрыто и твердо. И это их идеология национализма, которая будет объяснена далее. И невозможно им отказаться от этого, ибо это основа всей их идеологии государственного сионизма, и без этого невозможно им достичь своей цели, и как будет объясняться. Следовательно, если мы будем приближать их – то мы приблизимся к ним, хас вешолом, а они отнюдь не приблизятся к нам и не станут как мы. И даже если в некоторых малозначащих вещах они примут слова боящихся Б-га – это будет только для отвода глаз, а в основных и принципиальных вопросах они не пойдут ни на какие уступки. И своей хитростью они поймают через это многие чистые души, тем, что они покажут пальцем и распространят различными хитрыми способами, что также религиозные с ними. И вы должны вести себя противоположным образом.

Бейс) Ведь, по крайней мере, некоторые люди, которые были совершенно далеки от Израиля, и не хотели, чтобы имя Исроэл называлось на них, сейчас – посредстсвом сионистов и сионизма – приблизились и гордятся именем Израиля.

Ответ

Вы говорите, что, по крайней мере, они подействовали на людей, которые были далеки от еврейского народа, что они приблизились. Но разве они начали соблюдать Тору и заповеди? Нет, наоборот, от исполнения Торы и заповедей и от веры в Б-га они отдалились еще более посредством сионистского движения, как будет объясняться.

Ционим сделали куда хуже, чем деятели "распространения просвещения". Поскольку деятели "распространения просвещения" предложили народу нечто дополнительное к Торе, и т.е., тем, что они насаждали свое дурное убеждение, что нужно и необходимо также просвещение. И поскольку hаскала и внешние науки они подобны "цара[4]" к Торе, и тем более, что они взяли свою hаскалу из фальшивых источников, поэтому в течение времени их наука возобладала над Торой, так, что те, кто занимались этим, стали койфрим и пойкрим, и сбросили с себя иго Небесного царства и иго Торы, как видят наши глаза как среди стариков, которые уже были раньше, и особенно среди молодежи, которая занимается изучением внешних наук.

Однако, такой человек – маскиль – старый или воспитанник хейдеров распространителей кфиры против Вс-вышнего и против Его Торы – сознает, что свернул с дороги Торы и заповедей, и что он не еврей, хас вешолом, и есть надежда, что в какое то время он задумается об этом и вернется к Вс-вышнему, ибо "несмотря на то, что согрешил – Исроэл он", ибо есть в нем Б-жественная искра. И поскольку он хорошо сознает, что ведет себя противоположно и враждебно воле Вс-вышнего, и он совершенно не кошерный еврей, поэтому возможно, что он пробудится в какое-то время, и станет горько в душе его за то, что он столь сильно отдалился от Вс-вышнего, и как дурно и горько то, что он оставил Вс-вышнего, и решит в душе своей идти по пути Торы и заповеди, как приказано нам от Вс-вышнего Б-га нашего через его верных слуг.

И в особенности – когда горько ему и "находят его несчастья многие и дурные", не дай Б-г - это близкое дело, чтобы он вернулся в тшуве, и как сказано "когда евреи нуждаются в пище – делают тшуву". И как мы видели во время погромов в Киеве – что многие студенты пробудились, чтобы одевать тфилин и т.д., хотя это не продолжалось долгое время, тем не менее – они пробудились, чтобы соблюдать заповеди, и возможно, если бы был там один из харейдим, который бы приблизился к ним, чтобы укрепить в их сердце это пробуждение, они бы пошли бы по этому пути и далее, и укреплялись бы все более и более в этом, и возможно, поскольку их тшува не была полной, поэтому они вернулись в последствии к своему первоначальному дурному состоянию не дай Б-г. И все это – когда он знает, что каждый и каждый обязан соблюдать Тору и заповеди, и тот, кто не соблюдает Тору и заповеди – он не еврей, - тогда есть надежда, что он вернется к Вс-вышнему одним из путей, о которых говорилось выше.

Но ционим умудрились во зле гораздо более, и они представили национальную идею как замену Торе и заповедям, и как говорит Мандельштам в своем открытом письме, что не тот еврей, кто соблюдает Тору и заповеди, но тот, кто циони, даже если он не одевает тфилин, и не соблюдает шабат, не дай Б-г, и еще и еще – но он еврей.

"Шилоах" написал в прошлом году, что даже тот, кто нарушает все заповеди Торы, да помилует Вс-вышний, и даже тот, кто койфер беикор[5], не дай Б-г, если он националист – то он еврей. "Мейлиц" привел эти слова и не согласился с ним таким ужасным образом, и я не помню, как он хотел ограничить границу "допустимых" грехов, но в принципе – он ищет компромисса.

Однако "Восход" сделал "варенье" из статьи в "Шилоах" таким образом, что когда Исроэл выходили из Мицраим, и сделались народом, то Мойше дал им Тору и заповеди, для того, чтобы это укрепило и обеспечило существование народа и социума, поскольку они придерживаются единой веры. И после этого – во время разрушения Храма, когда увидели мудрецы Израиля, что еврейский народ рассеивается и разделяется по четырем странам света, они решили укрепить религию многими ограничениями и оградами, для того, чтобы сохранить народ. А сейчас – говорит он – мы видим, что религия не способна более обеспечивать сохранение народа, и ее место должна занять национальная идея, и она обеспечит сохранение и укрепление социума и народа.

Результат действия всех статей сионистов мы видим воочию, что вся их цель и труд - убедить еврейский народ, что вся идея Торы и заповедей – это только способ сохранения нации, а не обязанность (тела) каждого человека. И эта идея с легкостью воспринимается у нашей молодежи, ибо они – готовые сосуды для этой идеи. И когда эта идея становится их убеждением – они само собой становятся в собственных глазах совершенно свободными от Торы и заповедей, поскольку они считают, что этот "способ" уже не нужен, и тем более, что у них есть другой способ, как сохранить единство нации. И они объясняют себе, что если бы возможно было себе представить, что во всем мире есть только один еврей - то вообще не нужно было бы исполнять Тору и заповеди, и только, когда есть многие – да увеличит Вс-вышний их число - тогда нужны Тора и заповеди, для того, чтобы обеспечить существование их социума. А сейчас национальная идея занимает место религии, и это способ обеспечить существование социума.

И когда есть такая исходное убеждение, то тот, кто входит в общество ционим, - уже не считает себя совершенно обязанным исполнять Тору и заповеди. И само собой, уже нельзя надеяться, что когда-либо он вернется к Торе и заповедям, и даже если ты будешь толочь его в ступе – он не сделает тшуву, ибо по своему счету он кошерный еврей, поскольку он верен национальной идее.

И с точки зрения логики совершенно очевидно, что сионистская идея не только не приблизила тех, кто были далеки от Израиля, а отдалили их еще более, но более того – они hээвиру ал даатам кошерных евреев, искоренив из их сердец всю идею святости Торы, веры в Б-га, исполнения практических заповедей, тем, что полностью отняли у них изначальное предположение о необходимости соблюдения Торы и заповедей, и укореняют в их сердце, что с помощью национализма они становятся совершенными евреями, и само собой, каждый, кто попадает в их сети и тех, кто рядом с ними, опускается в преисподнюю, и нет надежды, хас вешолом, в конце их.

Ционим – как понятно, главы их, а малые тянутся за ними не задумываясь, действуют весьма целеустремленно, хитростью и обманом, с преступными ухищрениями. Тысячами статей и десятками тысяч изречений, берущих сердце - на идиш и на иврите и на языке этой страны они объясняют свою изначальную и главную идею – что вся идея еврейства – это национальность.

Каждый, у кого есть хотя бы немного разума, признает истину, что пробуждение Герцеля и Нордау к сионизму – не происходит из-за того, что в их душе пробудилось какое-то Б-жественное чувство.

Наши боящиеся Б-га братья – их любовь к Святой земле проистекает со стороны Б-жественного чувства, которое живо в них. Их желание и стремление – во Вс-вышнем и в служении Ему, благословен Он, и поэтому они желают находиться в том месте, которое избрал Вс-вышний, избирающий Цион и Йерушалаим. Эта любовь - во внутреннем чувстве и сущностной глубокой любви к этому месту, и они целовали прах ее буквально, и это вся их доля в их жизни, если удостоит их Вс-вышний прийти на Святую землю, ибо к этому стремится каждое сердце и каждая душа.

Но не такова причина пробуждения к Циону у руководителей сионизма, и в особенности – у Герцель и Нордау, и вот знак на это: когда Герцель находился на Святой земле – он еще более отдалился от Вс-вышнего, и открыто осквернял там Тору и заповеди. Он вошел в святой город Иерусалим, да будет он отстроен и укреплен, когда уже началась святая суббота, и проходил по тому месту, где находился Храм - даже из соображений гуманности ему не следовало бы это делать, осквернять субботу публично в святом городе Иерусалиме и в том месте, где находится Храм Вс-вышнего, делать зло в глазах Вс-вышнего, да помилует Вс-вышний. И это было сделано сознательно, чтобы подчеркнуть их нечистую теорию, что вся идея еврейства – это национальность, и глава сионистов поставил идола национализма – который означает восстание против Вс-вышнего и против Его Торы и мицвойс – даже в месте, где находился Храм Вс-вышнего.

И вот, истинная причина пробуждения руководителей сионизма, которые сбивают с пути, подстрекают и отталкивают народ Израиля от Вс-вышнего и от Торы Его к Сиону и к Иерусалиму, состоит в том, что оторванные члены тела еврейского народа, находившиеся вне земли Израиля, уже смешавшиеся с гоим, и соединившиеся с ними, и вплоть до того, что стали с ними единым народом, и такой еврей в Германии считал себя немцем, а в Австрии считал себя австрийцем, а в Англии – англичанином, и т.п. во всех остальных странах, и считал, что это его родина и его народ, и правительство – тоже его, также как всех остальных граждан той страны, где он находился, и они жили спокойной счастливой жизнью – в их грубо-материалистическом восприятии – и породнились с народами тех стран, чтобы быть единым народом.

Вс-вышний, желающий избавления народа Израиля через его Мошиаха, и "Израиль не будет избавлен иначе как посредством тшуво", поставил притеснителя и врага против Его народа и наследия, которые притесняют и преследуют их - это антисемиты, которые есть в каждой стране. И когда антисемиты усилились, и начали отделять их от себя, и напоминать им, что они – евреи, и еще – преследовать их силой, и кричать им вслед "прочь евреи", и куда бы они не обратились, среди великих той страны и ее вельмож, где они привыкли находиться, и они хотят найти там свое место - смотрят на них, как на чужих, и отдаляют и отделяют их. А эти евреи хотят быть только среди великих, вельмож страны и правителей земли, и чем больше их отталкивают и отдаляют, тем больше они стремятся возвыситься, чтобы гордиться богатсвом своим и мудростью своей, ибо они презирают пути подчинения.

Наши боящиеся Б-га братья знают, что они находятся под игом изгнания, и они должны быть подчинены в любом положении и состоянии. Даже когда были среди нас такие, у которых были проходы среди великих людей народов, и перед царями они представали - было в них подчинение, поскольку они сознавали, что они находятся в изгнании, под властью чужого народа, и они должны нести иго изгнания, поскольку это воля Вс-вышнего, чтобы искупить грехи наши, пока не смилуется Вс-вышний над нами и не избавит нас, в скором времени в наши дни омейн. И поэтому, даже после всего тяжелого ига, которое налагали на них в какое-то время и в каком-то месте, и также после всех преследований и притеснений, которые есть, они находят себе место, зэй hобн ба зих ан орт, ибо мягкое способно устоять против жесткого.

Однако, эти люди считали и считают, что они вообще не находятся в галуте, и что они немцы, французы, или англичане, и страна, в которой они живут – это их место и их страна, и нет в них природы подчинения совершенно. И поэтому когда их начали преследовать и отталкивать - они потеряли свое место совершенно. Они не находят себе места, зэй hобн ба зих кейн орт клал, и они чувствуют себя, как будто бы они их существование потеряло смысл. Наши боящиеся Б-га братья – их суть - это то, что они евреи посредством соблюдения Торы и заповедей. Однако эти евреи – смыслом их существования было то, что они немцы, и т.д. И когда их прогнали от этого с силой – из-за этого их существование потеряло смысл, а им необходимо быть самостоятельной сущностью. И как же им существовать? – Ведь исполнять Тору и заповеди они не желают совершенно! - Но только тем, что они станут народом и правительством, и через это они существование приобретет смысл.

И только это – причина силы их пробуждения и их возвращения к Израилю, т.е., только для того, чтобы быть народом, и это означает – быть еврейской нацией, ибо причина их пробуждения – как говорилось выше, это со стороны их сознания, что необходимо быть самостоятельной сущностью, и самое подходящее место для этого – как понятно, Земля Израиля. Но я не сомневаюсь, что Герцелю и Нордау совершенно все равно, будет ли Земля Израиля или это будет другое место, ибо это для них второстепенно относительно главной их идеи – быть народом и правительством. Как мне кажется, что на третьем конгрессе, когда пришел один с предложением по поводу Кипра – то Герцель дал место для такого предложения, и только ционим из нашей страны подняли шум по этому поводу, и поэтому это предложение было отвергнуто.

Но, для того, чтобы внедрить в сознание наших братьев эту идею – быть отдельным народом с отдельным правительством, понятно, что путь к этому – это пробудить в сердце народа национальную идею, что посредством этого он пробудится, чтобы быть самостоятельным народом.

Но этого одного недостаточно, ибо они должны также отвернуть народ от пути Торы и заповедей, да помилует Вс-вышний, по крайней мере – ослабить насколько это возможно, и возвысить национализм над Торой, ибо известно, что те, кто держатся за Тору и заповеди – не способны измениться и принять другую форму.

И в особенности – принять такую форму – как выйти из изгнания своей силой, и освободить себя сами, это не сможет никто, из тех, кто придерживаются Торы и заповедей сделать в себе никаким образом, ибо это против всей веры и надежды Изариля, которые ждут и надеются на спасение с приходом праведного Мошиаха в скором времени в наши дни омейн, и будут избавлены избавлением тела и избавлением души, и поднимутся выше и выше. И в этой надежде именно, которая коренится в душе их, они найдут утешение душе своей, и именно с этим они живут жизнью этого горького изгнания, и укрепляются в исполнении Торы и мицвойс, а не обещаниями Герцеля, которые обещают им, что у них будет собственная власть (правительство), и жить материальной жизнью. И даже если мы заставим себя самих ошибиться, и подумаем, что он способен сделать это, найдут они наслаждение душе их, а одной только этой надеждой они не смогли бы продержаться под игом изгнания. Но только надеждой на избавление их и избавление душ их, что избавит нас Вс-вышний посредством праведного мошиаха в скором времени в наши дни омейн.

И поэтому, для того, чтобы добиться исполнения их идеи, кроме того, что им необходимо смешать предыдущую форму, для того, чтобы они были способны принять другую форму, еще им необходимо это, для того, чтобы путь Торы и заповедей не помешал им в их дурном извращенном пути, и по этой причине они выбрали себе путь, увести народ от пути Торы и заповедей, да помилует Вс-вышний, и усилить национальную идею.

И от зла к злу выходят они, что это есть их причина и объяснение, что они хотят захватить воспитание, чтобы оно было подчинено им, и укоренить в сердце молодежи национальную идею, и что это основа еврейства, а не Тора и заповеди. И также через то, что они учат с молодежью историю еврейского народа и также изучают Танах с комментариями, которые они сами придумывают, чтобы облачить в псуким это свое намерение. И также их ораторы, которые толкуют превратные объяснения, и так открыто сказал Герцель на втором или на третьем конгрессе, что выходит у них на это {расходов?} так и так, и это у них главная основа, и невозможно без этого.

И все идет в одном направлении и намерении – увести сердце народа от святых верований, которые в сердце и от пути Торы и заповедей, и укоренить в их сердцах национальную идею, и что это есть настоящее еврейство. И как понятно, основное их занятие – с молодежью, ибо те уже готовы к такому воздействию со стороны духа "свободы", который поселился в них еще раньше, и также с молодыми ребятами, которые еще как глина в их руках, и могут придать им любую форму, какую захотят, и их судьба находится в руках их воспитателей.

Ционим прикладывают все силы, которые только есть в мире, посредством своих пропагандистов и писателей, чтобы постепенно привлечь также взрослых и стариков за собой, ибо мир, в котором мы живем сейчас, это перевернутый мир, за великие грехи наши, ибо если в предыдущих поколениях старшие наставляли младших, то сейчас это наоборот, что младшие наставляют старших, и отец меняется в чтобы быть похожим на своего сына.

И это есть дурная болезнь в этом поколении, что от слабости отцов они не только не находят в себе силы, чтобы помешать своим сыновьям нарушать Б-жественный и человеческий закон, и наставлять их по пути добра и справедливости в глазах Вс-вышнего и человека, но еще это, что с течением времени они изменяются в соответствии с формой и дурным путем их сыновей, рахамоно лицлан, и нет здесь места, чтобы говорить об этом подробно.

Сионизм нуждается в культуре, и эта культура – это у сионизма одна из главных основ, что без нее невозможно им совершенно достичь своей цели. И то, что они сказали на третьем конгрессе, что они не занимаются культурой, и также в некоторых статьях в журналах они так пишут – это только для отвода глаз, ибо многие из наших братьев поднялись против них за это, поэтому для отвода глаз говорят они, что они не занимаются этим. Но в действительности они держатся за это со всей силой и твердостью, ибо невозможно им существовать без этого, и как заметил журнал hаЦфира на статью одного из авторов, который написал, как говорилось выше, что нет у ционим никакого дела с культурой, и заметил на это редактор журнала, что истинные сионисты так не считают, и невозможно сионизму без культуры, и привел ссылку на своих учителей-основателей, и я не видел этой статьи.

Ционим повсюду, где они находятся, все их дела, что они занимаются много изучением истории по Грецу и Смоленскину, с молодежью и простым народом, и изучением Танаха как говорилось выше, чтобы объяснять псуким выдуманными объяснениями, и это есть их занятие Торой в синагогах в субботы и праздники, и также они занимаются воспитанием как раньше так и сейчас, и все это с намерением искоренить еврейство и насадить национализм.

Таким образом ясно каждому, что сионисты не только не приближают к еврейству, но еще уничтожают их душу совершенно, не дай Б-г, ибо сознательно отнимают у них также сокрытое в их душах стремление к Торе и заповедям, так, что нет надежды, не дай Б-г, что они вернутся к Вс-вышнему, если только не сильной рукой и т.д. И то, что они кичатся именем Израиля – это только именем народа Израиля, и что это их еврейство, но от истинного простого еврейства – и это есть исполнение Торы и заповедей и вера во Вс-вышнего и в его святых слуг, они отдалились совершенно посредством сионистской идеи, и да разрушит Вс-вышний совет их, и да возвысит рог Торы и еврейства и рог наших братьев сынов Израиля, ради славы Его великого имени.

Гимел) Разве есть у нас достаточно сил, чтобы воевать с ними? И дело, которое невозможно завершить, - не стоит даже начинать.

Ответ

Есть многие из братьев наших, в которых есть немного разумения, но они не постигают и не задумываются об этом сами, и только то, что говорят им – это они понимают и принимают то, что им говорят. И эти люди, когда они слышат от ционим хорошее, что есть в их идее, и особенно – когда стремятся сокрыть дурное, что есть в их идеях, и показывают кошерные копыта, то принимается у них ид идеи, и они не задумываются, чтобы постичь дурную сторону, которая в этом. И когда раскрывают перед ними зло, сокрытое и раскрытое, которое есть в сионистской идее, то это воспринимается ими все больше и больше, ибо они боятся Вс-вышнего в сути своей и харейдим лидвар Гашем, и само собой, они поймут хорошо и уложится в душах их истинность этого, и такие люди – это большая часть народа Израиля, да увеличится число их.

И еще есть большая часть, и возможно, еще больше, чем первая, которые боятся Б-га по сути своей, но у них нет разума, чтобы понять что-то, и они подчиняются старшим, и принимают, что говорят им. И когда они слышат от агитаторов сионистскую идею и добро, которое есть в национализме, что они будут народом, и особенно, когда упоминают имя Земли Израиля, которое любимо ими, и особенно – когда обещают какие-то материальные блага, что будут жизнь и наслаждаться на своей собственной земле, они становятся преданными этой идее, и делают то, что приказывают им.

И вот, когда услышат в народе Израиля, что раввины, великие в Торе, горько кричат против этой идеи, и как есть в этом много зла, они отвратятся от этого совершенно. И известно, что у этих людей есть большая внутренняя твердость и сила, и за этих наших братьев мы должны отдать свои души, чтобы спасти их от пасти львов, которые хотят леhаавиром ал hадос, да сохранит Вс-вышний, и да будет Вс-вышний в помощь нам, и приведет нам истинного избавителя, в скором времени в наши дни действительно.


[1] "Святы будьте;" (Кдойшим 19, 2)

[2] "И освятите себя, и будьте святы" (Кдойшим 20, 7)

[3] Адмур Рашаб

[4] соперница

[5] атеист

Запись опубликована в рубрике: .