Вайикра
КНИГА ВАИКРА
Свободный перевод с идиша Й. Векслера
Под общей редакцией проф. Г. Брановера
«Ш А М И Р» — «F.R.E.E.»
Беседы, вошедшие в эту книгу, взяты из первого тома собрания бесед Любавичского Ребе, посвященных книге Ваикра, третьей книге Торы. Эти беседы Ребе произнес в первые годы после того, как он принял на себя руководство хасидским движением Хабад и стал главой всего нынешнего поколения народа Израиля. Они представляют собой актуальный комментарий к субботним главам Торы, которые читают по субботам в синагогах. Оригинал прошел проверку и редакцию самого Ребе.
«Человек, который принесет из вас…» – принесение самого человека, и этому должно предшествовать проверка увечий. Тшува.
Четыре времени и ступени в войне с Амалеком. Смысл этого в духовном служении.
Общее указание из чуда Пурима – народ Израиля не подчиняется ограничениям природы, но их существование зависит только от Вс-вышнего и от соблюдения Торы и заповедей
Беседа 1
Учение Межеричского Магида: «не погаснет» – «погасить» «не». Память о делах Амалека.
Беседа 2
Огонь снизу – подготовка для огня Свыше.
Беседа 3
Порядок четырех глав и указание из этого в служении
Беседа 1
Два мнения по поводу признаков кошерности животных – причина или просто признак?
Беседа 2
«Раздвоенные копыта» и «жующее жвачку» в духовном служении человека
Беседа 3
Объяснение признаков чистоты птиц
Беседа 4
Объяснение порядка главы Шмини: восьмой день освящения, смерть сыновей Аарона, чистые животные и т.д., и запрет поедания насекомых.
Беседа 5
Гафтара – «Царь Давид пляшет изо всех сил перед Вс-вышним», и урок из этого.
Беседа 1
В этом мире «мужчина осеменяет первым – рождает девочку, женщина осеменяет первой – рождает мальчика», но в будущем мире даже если «мужчина осеменяет первым» – родит мальчика. Урок в служении.
Беседа 2
В этом мире – достоинство «пробуждения снизу», а в будущем мире «будет и так и так».
Беседа 3
Притяжение и возвышение – нисан и тишрей, и объяснение спора мудрецов, когда произойдет избавление – в тишрей или в нисан.
Беседа 4
Комментарий «Ор а-хаим» на «женщина если осеменит и родт мальчика», что указывает на Кнесет Исраэль, порождающее будущее избавление посредством заповедей.
Беседа 1
Связь гл. «Чистоты» с исходом из Египта, что были освобождены в заслугу веры, т.е., признание чудес, даже если ради свободы выбора они происходят таким образом, что «тот, кто хочет ошибиться – пусть ошибется»
Беседа 2
Продолжение – объяснение слов РаЗаЛ «северная сторона не закрыта»
Обновление обычая, чтобы раввин, и каждый, обладающий влиянием, посылал бы «маца-шмура» для сейдера для всех «баалей-батим»
Беседа 1
«Чем отличается…» Объяснение порядка вопросов по обычаю Хабада
Беседа 2
«Я словно семидесятилетний…»
Беседа 3
«О четырех сыновьях говорит Тора…»
«Делайте ограду вокруг ограды». Достоинство оград и устрожений
Беседа 1
Связь между «святы будьте», «каждый человек, отца и матери своих бойтесь» и «субботы Мои соблюдайте», и порядок их следования
Беседа 2
Служение «освящай себя в разрешенном тебе» и связь с будущим Откровением
Беседа 3
Объяснение учения рабби Леви Ицхака из Бердичева на Мишну «изучение Торы, которое не сочетается с ремеслом, в конечном счете сходит на нет» — «ремесло означает — любовь к ближнему»
Беседа 4
Объяснение Мишны «у каждого еврея есть удел в будущем мире»
Беседа 1
Достоинство месяца ияр – весь месяц связан со счетом омера. Первые буквы слов «Авраам, Ицхак, Яаков, Рахель» составляют «ияр»
Беседа 2
Почему говорится про сфират а-омер «на следующий день после субботы», в соотвествии с объяснением учения хасидизма, что сфират а-омер означает очищение животной души, и сила для этого приходит с самого высшего уровня, аспект «субботы».
Беседа 3
Счет омера каждый день – это отдельная заповедь, но она основана на предшествующих днях, и поэтому есть различие между рабом, который был выпущен на свободу, и ребенком, который вырос, и также есть различие, если Мошиах прийдет в середине дней счета омера.
Беседа 1
Объяснение, почему именно из заповеди Шмита учится, что все заповеди (в общем и в частном) даны с Синая, ибо смысл ее – самопожертвование, и сила на это дается с Синая. Самоустранение и твердость, и только посредством Моше рабейну.
Беседа 2
«Сказал рав Йосеф – не учи «скромность», ибо есть я». Самоустранение и твердость
Беседа 3
Дарование Торы с горы Синай, у которой нет особых достоинств (других гор) – указание на идею «если бы нам было заповедно рубить дрова»
Беседа 1
«Если по установлениям Моим» – просьба и обещание, как «и люби», корень всех заповедей
Беседа 2
«Им бехукотай» – язык «хуким», принятие ига
Беседа 3
«И я дам дожди ваши» – учение Мошиаха и также в буквальном материальном смысле
Беседа 4
Псуким «упреков» – в действительности это возвышенные благословения, сказанные сокрытым языком, подобно объяснению Рашби истории с его сыном
Беседа 5
Продолжение – связь с Рашби, источником скрытой Торы
Беседа 6
В трех местах в Тании (ч. 1, гл. 26, Игерес а-кодеш, послание 22, и там же послание 11) объясняется совет, как переносить страдания. Отличия каждого из них.
Беседа 1
В субботу после Лаг БаОмер поднимаются все его аспекты
Беседа 2
Смысл гисталкус Рашби и объяснение мидраша «Ибо не увидит Меня человек»
Беседа 3
Достоинства Рашби и его гилула
Беседа 4
История про долину, наполнившуюся золотыми монетами