Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Краткое содержание притч

Глава 1

ОТЧЕТ ПЕРЕД СОБОЮ

1

Человек спас царского сына, и за это счастливый отец позволил ему на сутки войти в царскую сокровищницу и взять, что он захочет; спаситель разбогател и стал важным господином. Каждый год он устраивал пир, на котором однажды признался, что был день, когда он тяжко трудился и страдал от голода и жажды, и это был счастливейший день в его жизни.

Мораль. Когда мы сможем постигнуть важность Торы и заповедей, то поймем, что каждая минута, проведенная в этом мире, где можно заслужить исполнение заповедей, — самая счастливая.

2

Больной, не понимающий своего состояния, удивляется, когда ему хотят дать лекарство.

Мораль. Не подсчитав своих заслуг и прегрешений, человек не понимает, что грешен. Шмуэль из Талмуда и его отец делали такой подсчет каждый день, каждый в соответствии со своими способностями.

3

Сын лишился всех денег, подаренных ему отцом. Половину он потратил на покупку ничего не стоящей глиняной посуды, а половину — на поддельные векселя.

Мораль. Мудрость и способности, дарованные нам, мы расходуем на ничтожные наслаждения этого мира и на преступления, подобные фальшивым векселям.

4

Во внутренних покоях расставляют дорогие вещи, а в прихожей — дешевые.

Мораль. В этом мире все знают и уважают тех, кто выделился благодаря богатству; но в будущем мире уважения будут достойны лишь те, кто достиг успехов в сфере духа. В конце времен наш мир также станет походить на будущий.

5

В этом мире человек не свернет на путь, об опасности которого предупрежден.

Мораль. В области духовного человек сворачивает на пути, о которых и Тора, и другие источники говорят, что на них его поджидают страшные опасности и тяжелые наказания.

6

Невозможно подсчитать протяженность вечности. Даже если бы весь мир засыпать пшеничными зернами и раз в сто лет прилетала бы птичка и склевывала одно зернышко — и этот срок нельзя было бы сравнить с вечностью.

Мораль. Нельзя сравнить награду за исполнение заповеди с убытком от ее исполнения.

7

В расходной книжке мелкого лавочника цифры невелики. В гроссбухах Ротшильда записаны гигантские счета.

Мораль. В расходной книге Святого, благословен Он, записано, что Тора очень дорога, и это — доказательство ее исключительной ценности.

Как человек, стремящийся скопить богатство, не проявляет ни утомления, ни усталости, так подобает относиться к словам Торы тому, кто знает, как важно все то, что записано в расходной книге Святого, благословен Он.

8

Если нет возможности сделать просторными и прихожую, и парадный зал, последний увеличивают за счет первой.

Мораль. Находясь в этом мире, мы своими делами строим собственные парадные покои в будущем. А тот, кто занимается проблемами только этого бренного мира, похож на человека, строящего лишь прихожую.

9

Среди купцов, съезжающихся на ярмарку, нет ни одного, кто сказал бы, что приехал лишь для того, чтобы насладиться здешней едой и питьем. Ведь это — лишь средства!

Мораль. Удивительно, как может человеку прийти в голову, что он оказался в этом мире лишь для поиска удовольствий.

10

Глупец прошел сто верст, чтобы разжиться понюшкой табаку.

Мораль. Мы пришли в этот мир издалека не для того, чтобы заниматься глупостями.

11

Того, кто высевает на неохватном поле лишь горсточку семян, сочтут ненормальным. И самому ему станет видна собственная глупость, когда придет время жатвы.

Мораль. Неосмотрительно ведет себя человек, который не тратит своего времени на Тору и заповеди и лишь немногие минуты посвящает духовности.

12

Человек, зарабатывающий все свои средства к существованию на ярмарке, которая устраивается раз в несколько десятков лет, упрекает сына, который на такой ярмарке растратил время впустую.

Мораль. Только здесь, в этом мире, можем мы добыть средства к существованию: Тору и заповеди. Душа наша ждала сотни лет, пока не представилась ей возможность спуститься сюда, в этот мир. Горе ей, если потратит она время напрасно!

13

Хозяин постоялого двора провинился перед царем и заслужил серьезное наказание. Спасти его может только сам царь, но до него не добраться. А у царя было в обычае переодеваться простым человеком, и в таком костюме он посетил этот постоялый двор, и никто не узнал его. Когда же стало известно, что у него побывал царь, хозяин очень огорчился.

Мораль. В этом мире мы можем поговорить с Б-гом, чтобы Он услышал нас и искупил наши грехи. В будущем же мире Он не примет нас, и ничего не сможем мы исправить!

14

Некто выпросил в долг у богача огромную сумму, но не воспользовался этими деньгами, вернув в конце оговоренного срока столько же, сколько взял. Богач разгневался, ведь он мог одолжить эти деньги десятку нуждающихся!

Мораль. Если человек не исполнял заповедей в этом мире, то, даже если он и не грешил, великий позор ожидает его: ведь он растратил дни свои впустую!

15

Пьяный нееврей вваливается в кабак с кошельком, полным монет, и заказывает водки для себя и товарищей. Он веселится, а деньги в кошельке все тают, ему же, поскольку он пьян, кажется, что их еще полно.

Мораль. Дни юности человек проводит в развлечениях; затем он взрослеет, а потом и стареет, но все продолжает веселиться, как будто вся жизнь еще впереди.

16

Рабочий, в настоящий момент сидящий без дела, не согласен устроиться на временную работу, если из-за этого лишится своего постоянного места, ненадолго прервавшегося.

Мораль — разъяснение стиха: «Кто для меня в небесах, и с Тобой не хочу я никого другого на земле»: Святой, благословен Он, — единственный Господин наш, и не хотим мы себе другого господина, кроме Него, благословенного.

17

Человек вырастил сироту, сосватал ему невесту и должен был дать денег на обзаведение, а пока подарил часы. Жених повел себя со своим благодетелем вызывающе и потребовал более дорогие часы. Ему объяснили, что он — и негодяй, и дурак, потому что денег на обзаведение еще не получил, а сейчас рискует не получить вообще.

Мораль: «народ подлый и не мудрый». Мы, совершая преступления, ведем себя как неблагодарные подлецы и дураки, потому что лишаемся благ, даруемых Им, благословенным.

18

Если царская дочь вышла замуж за крестьянина, то вначале ей очень трудно прижиться в его доме, привыкнуть к его еде и одежде. Но пройдет какое-то время — и она привыкнет.

Мораль. Вначале душе очень тяжело смотреть на совершаемые человеком преступления, однако затем она привыкает, и человек начинает катиться вниз.

19

Человек, надевающий великолепные одеяния в деревне и носящий лохмотья в городе, выглядит глупцом.

Мораль. Человек, занимающийся только делами этого мира, поступает глупо, недальновидно, потому что самое главное — это вечный, будущий мир, глупец же обрекает себя на то, чтобы попасть туда в обносках.

20

Человека будят, когда начался пожар, а он мешкает, желая умыться и одеться как подобает. Такой человек не только подвергает опасности свою жизнь, но и поступает по-глупому. Начинающий торговец, не стесняющийся учиться своему делу у более опытных купцов, поступает правильно. Похож на него человек, исполняющий заповеди, не страшась насмешек, и о нем сказано в Писании: «Если станешь желать ее, как денег, и, как кладов, искать ее — тогда поймешь трепет пред Б-гом».

Мораль. Тот, кто совершает преступления из страха перед тем, что скажут люди, похож на человека, который не торопится спастись из огня.

21

Несколько людей низкого звания восстали против царя, властвующего над миром. И они поступили опрометчиво: ведь царь с легкостью может изловить их и подвергнуть страшным пыткам.

Мораль. Есть люди, отказывающиеся исполнять заповеди из-за того, что видят других, также сбросивших с себя иго заповедей. Но они не понимают, что восстание против Царя царей всех царей не может закончиться победой и что конец бунтовщиков будет горьким.

22

Пойманный заговорщик на суде оправдывается тем, что вместе с ним в заговоре участвовали и другие. Это ему не поможет: ведь в тюрьме есть место для всех!

Мораль. Если грешник пытается оправдаться словами: «Есть и другие грешники!», он ошибается, потому что в аду хватит места для них всех.

23

Пьяница под действием винных паров радостен и исполнен довольства, но стоит ему протрезветь, и он замечает, насколько на самом деле жалок и презрен.

Мораль. Грешник не замечает, как он отвратителен; лишь оказавшись в мире Истины, познает он горькую правду.

24

Человек не осмелится держать дома украденные вещи, если увидит, что полицейские уже приближаются и вот-вот схватят его.

Мораль. Парикмахеры, сбривающие волосы с помощью бритвы, делают это ради денег; но они должны видеть, что полицейские Царя, то есть страшные небесные наказания, уже близко!

25

Если у больного гангреной уже отняли одну ногу, а теперь хотят отнять и вторую, он плачет и страдает гораздо горше, чем в первый раз.

Мораль. Преступления уродуют части тела человека, и необходимо остерегаться, чтобы не лишиться, Б-же упаси, всех своих членов.

26

Двое компаньонов, чье дело хирело, условились сократить личные расходы насколько возможно. Один из них действительно так и поступил, зато второй тратил груды денег, первому же не давал истратить почти ничего. В конце концов их бизнес окончательно лопнул.

Мораль. Злое начало соблазняет человека истратить все свои силы на нужды этого мира, а в духовной сфере — например, в отношении милостыни — как можно больше экономить. Поэтому будущее человека оказывается необеспеченным.

27

Если человек видит, что море выбросило на берег жемчужины, он станет собирать их без устали и не откажется от своего занятия по той причине, что не сможет собрать их все.

Мораль. «Не отдаляйся от меры, которой нет предела»: не опускай рук, если видишь, что не в твоих силах довести исполнение заповеди до конца; сделай то, что в состоянии сделать.

28

Обманщик пригласил некоего человека в трактир откушать за его счет, но перед расплатой сбежал, так что приглашенному пришлось оплатить всю трапезу. Так выяснилось, что тот, кто притворялся другом, был на самом деле врагом.

Мораль. Если человек рассказывает другим гадости о соседях, то, хотя в этом мире с ним за это дружат, в Будущем мире обнаружится, что он-то и был самым большим их врагом.

29

Богач послал двоих слуг приобрести товар; один из них растратил большую сумму хозяйских денег, второй же — поменьше. Первый виноват больше. Мораль. Б-г дает человеку огромную силу для исполнения заповедей, и тот обязан ее использовать. И человек будет в будущем держать ответ за свои душевные качества, растраченные впустую.

30

Некто на долгие годы отправился в далекую страну, чтобы достать денег на содержание семьи. Ленясь, он ничего там не делал, считая, что у него есть еще много времени и торопиться некуда.

Мораль. Душа прибыла в этот мир из невообразимой дали, чтобы добыть человеку средства к жизни. А он, хотя и пробудет здесь лишь ограниченный срок, не должен лениться.

31

На человека возвели напраслину, и теперь может оказаться, что его на долгие годы бросят в тюрьму. Такой человек готов потратить все свои деньги, лишь бы снять с себя навет.

Мораль. Человек может спастись от ада, если будет остерегаться злоязычия. Если он не делает этого, можно быть уверенным, что злое начало сделало его сердце бесчувственным или что вера его слаба, Б-же упаси.

32

Подрядчик обязался построить для царя двести пятьдесят домов. Прошло время, и царь убедился, что половина домов вообще не построена, часть построена с различными недоделками, а на остальных написано имя царского врага. Так что годными были признаны лишь несколько строений.

Мораль. Человеку даны для исполнения 248 предписывающих заповедей; о некоторых из них он вообще никогда не слыхал, часть исполнил наполовину, а часть — не во имя небес.

33

Если Святой, благословен Он, сотворил мир и все, что наполняет его, ради некоей цели, ясно, что цель эта необычайно велика и важна. И следует человеку всеми силами стремиться к этой цели — Торе.

Мораль. Цель любой деятельности всегда более важна, чем средства.

Глава 2 ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ

34

Сын богача из-за болезни онемел; отец его готов отдать все свои деньги, лишь бы он заговорил.

Мораль. Родители, которые не отдают своих детей обучаться Торе, своими руками делают их немыми: ведь в будущем мире они не смогут сказать о Торе ни слова (а ни о чем больше там не говорят. — Прим. пер.).

35

Некий богач захотел приобрести много книг. Он послал доверенного человека к хозяину большой библиотеки, но оказалось, что почти все экземпляры Сидуров, Писания, Мишны и Талмуда запачканы и изорваны.

Мораль. Человек, конечно, изучает Тору на протяжении своей жизни, но не старается, чтобы его учение и его молитвы были совершенными. И оказывается, что большинство выученных им трактатов и прочитанных молитв испорчены.

36

Бедняк поехал на ярмарку. Когда он вернулся, оказалось, что он ничего там не купил. Купцы стали смеяться над ним, а он попытался объясниться. Сказали ему: «Даже если ты прав, ты все равно остался бедным!»

Мораль. Даже если человек сможет найти оправдания тому, что не приобрел в этом мире заслуги изучения Торы и исполнения заповедей, все равно в будущем мире останется бедным и неимущим.

37

Богач хотел купить кровь сыновей бедняков, они же отказали ему, поскольку кровь — это часть жизни их сыновей.

Мораль. Невозможно за деньги приобрести долю в Торе, которую какой-то мудрец уже изучил. Часть награды мудреца за изучение Торы можно приобрести лишь одним способом: заключив с ним соглашение, которое заключили между собой Иссахар и Зевулун, то есть уговорившись об этом до начала занятий.

38

Богач забросил торговлю, оставил дела, а все время посвятил изучению Торы. Когда его спросили, почему он так поступил, он ответил: «Я представил себе, что оказался в Небесном суде и заслужил обвинительный приговор. Но ко мне проявили милосердие, разрешив вернуться в этот мир и попробовать исправить прошлое. Я решил попытаться». Мораль. Много милосердия проявляет Вс-вышний, давая возможность согрешившему раскаяться.

39

Некоего человека царь поднял из самых низов, вознес над всеми своими министрами, одел в драгоценные одежды. Он же оставил все это ради того, чтобы снова прозябать в грязи. Конечно, гнев царя был необычайно силен.

Мораль. Осуждения достоин человек, который оставляет Тору и погружается в грязь мирских занятий.

40

Некоему человеку платят за то, что он наполняет водой дырявый бак. Поскольку работает он только ради платы, у него нет причин отчаиваться.

Мораль. Святой, благословен Он, знает, что мы забываем выученное, но должны продолжать учиться, чтобы получить награду за изучение Торы.

41

То, что бедняк назовет благом, в глазах богача не заслуживает такого названия.

Мораль. Тору называет благом даже Царь царей всех царей, и потому ценность ее огромна.

42

Бедняк нашел очень дорогую драгоценность, даже не догадываясь, какое сокровище обрел.

Мораль. Человек освящается, изучая Б-жественную Тору, хотя истинной ценности ее не понимает.

43

Если станет известно, что в какой-то далекой стране открыли месторождение золота, многие бросятся туда, невзирая на страшные трудности пути.

Мораль. Важность изучения раздела Кодашим, в котором можно найти чрезвычайно много нового, так как до сих пор эту книгу изучали лишь немногие. По этой причине подобало как можно скорее восполнить этот пробел, потому что ценность новых открытий в Торе необычайно велика.

44

Если купец приехал на ярмарку заработать, он ни под каким видом не позволит уговорить себя сесть и почитать газету или побродить без дела, потому что это наносит ему прямой ущерб.

Мораль. Не следует прислушиваться к уговорам злого начала или других людей оставить изучение Торы ради проблем этого бренного мира. Человек обязан чувствовать, что он — пришелец на земле, как чувствовал это Моше-рабейну, назвав своего сына Гершом («пришелец здесь». — Прим. пер.).

45

Человек не соглашается работать бесплатно.

Мораль. Святой, благословен Он, создал этот мир ради великой и святой цели; люди же превращают цель в средство, думая: «А какой выгоды достигнем мы или дети наши, изучая Тору?»

46

Человека предупредили, что на пути, по которому он собирается идти, много ям и всяческих препятствий. Он не отказался от задуманного путешествия, но завязал платком себе глаза, чтобы не стали смеяться над ним, когда он упадет в яму.

Мораль. Человек отказывается изучать Тору, потому что законов там слишком много и трудно исполнить их все.

47

Богатый и изнеженный купец решил приобрести некий товар чрезвычайно дешево на деньги, отложенные на обеспечение комфортности поездки. Когда же тяготы пути начинали печалить его, он смотрел на драгоценности, которые приобрел, и они радовали его.

Мораль. Мы должны сокращать насколько возможно свои расходы в этом мире, чтобы приобрести Тору и заповеди; и должны мы размышлять о них и радоваться им.

48

Если победивших в войне немного, они захватывают большую добычу, потому что она делится между немногими.

Мораль. Тора предназначена для шеститысячелетнего изучения, и хватает ее и для подробного, и для поверхностного изучения каждому еврею.

49

Бедному и богатому нужно разное. Бедный просит того, что для богача само собой разумеется и поэтому не важно. У царя Давида была всегда лишь одна просьба: «…сидеть мне в доме Б-га все дни жизни моей».

Мораль. Человек должен желать пребывания в доме Б-га, то есть в доме учения, и не обращать внимания на то, что станут говорить люди.

50

Есть различие между заработком на рынке и поисками клада, существование которого заранее известно. На рынке принято так: если человек не смог сегодня заработать, он попытает счастья завтра. А поиски клада, который точно где-то здесь, не прекратятся, покуда клад не будет найден.

Мораль. Нас твердо заверили, что у нас есть доля в Б-жественной Торе, поэтому не следует отчаиваться. Учись — и обретешь ее!

51

Крестьяне не поняли, какая дорогая вещь — царская корона, и не согласились выменять ее на нескольких быков.

Мораль. Люди ленятся изучать Тору, хотя признают ее важность, поскольку не понимают, какова ее истинная ценность.

52

Путешественник, совершенно замерзший, добрался до постоялого двора и нашел там еду, чтобы поддержать свои силы, и немного молока сдобрить еду. Одно молоко, без еды, было бы ему ни к чему.

Мораль. В будущем «исполнится земля знания, как море наполнено водой»; но поможет это лишь тому, кто изучал Тору еще прежде, в этом мире, и тем подготовил себя к восприятию этого знания.

53

Царские слуги распределяют прибывших в город министров по частным домам в соответствии с выверенным списком и по установленным правилам.

Мораль. Святой, благословен Он, потребует от каждого человека отчета: почему он не занимался Торой по своим силам и возможностям.

54

Пожилой великий раввин выказал уважение к своему ученику при встрече, так как именно этот раввин обучал его и сделал из него большого мудреца. Мораль. Тот, кто изучает Тору, становится сыном Святого, благословен Он, и обучает его Торе именно Он.

55

Если человек изобрел машину, строящую дома, он получит от царя огромную награду, но домов, которые он построит, в награду ему не отдадут. Мораль. Святой, благословен Он, отдает человеку в награду именно те самые дома, которые появились из исполненных им заповедей.

56

Знатный человек отправился в путешествие на пароходе. Когда он вошел в машинное отделение, увидел, что оно все в дыму и в масле, и повелел вычистить всю грязь. Однако во время уборки случайно была пробита дыра, и корабль затонул. Мораль. Существование мира зависит от евреев, прогоняющих сон от глаз своих и терпящих страдания ради изучения Торы. Без них мира бы не было.

57

Посуда для готовки должна находиться на кухне, а красивые сервизы — в парадном зале. Кто расставит посуду наоборот, поступит неправильно. Мораль. Сердце — это парадный зал, источник жизни; живот же похож на кухню. Человек, который позволяет аппетиту проникнуть в сердце, глубоко заблуждается.

58

Если человек получил серьезную рану, в первую очередь следует позаботиться о том, чтобы он не потерял сознания и не расстался с жизнью; лишь потом можно заняться самой раной.

Мораль. Еврейский народ терпит тяжелые страдания, но следует знать, что жизнь этому народу дает только Тора. Сегодня появились люди, не посылающие своих детей обучаться Торе, а это служит причиной величайших бедствий.

59

Если родители уезжают на много лет в дальние страны, то последние дни перед поездкой проводят со своими сыновьями, ни на секунду не разлучаясь.

Мораль. Наша жизнь в этом мире — время, когда мы встречаемся с Б-гом и исполняем Его заповеди. Не следует тратить эти дни впустую.

60

Царь отправил своего сына в далекую страну, где можно было найти множество драгоценных камней. Царский сын должен был собрать их и вернуться домой с огромным сокровищем.

Мораль. Б-г послал душу из вышних миров сюда, в материальный мир, чтобы она набрала себе Торы и заповедей, которые встречаются только здесь и ни в каком другом мире.

61

Если человек взял в аренду очень дорогую машину, чтобы работать на ней, и заплатил за нее высокую цену, он не даст ей простаивать.

Мораль. Мы можем произнести за одну минуту двести слов Торы, ценность которых несравнима с ценностью червонного золота; без необходимости нельзя давать этому великолепному инструменту простаивать.

62

Что использует человек для заработка и поиска кладов? Мудрость, деньги и физическую силу.

Мораль. То же самое следует вкладывать и в изучение Торы. Это выясняется при рассмотрении с разных сторон стиха: «Если станешь желать ее, как денег, и, как кладов, искать ее — тогда поймешь трепет пред Б-гом».

Глава 3 СЛУЖЕНИЕ Б-ГУ

63

Человек стремится достать себе пропитание, хотя у него нет шансов стать таким же богатым, как Ротшильд.

Мораль. Не стоит отказываться от исполнения заповеди только потому, что человек не в состоянии выполнить ее в совершенстве.

64

Даже если человек не получил наследства от отца, он не умирает с голоду, а старается достать себе пропитание.

Мораль. Даже если отец не обучил человека Торе, он сам должен сделать все, чтобы не остаться невеждой.

65

Человек очень тщательно хранит свои деньги, чтобы они не пропали и чтобы ничего с ними не случилось. Мораль. Так же нужно поступать и по отношению к Торе: следить, чтобы не пропала заслуга изучения Торы из-за злоязычия или других козней.

66

Главный поставщик продовольствия для царской армии получил в уплату вексель на огромную сумму. Необразованные люди, прослышавшие об этом, упросили его показать им заработанное и были разочарованы, вместо мешков с деньгами увидев какую-то бумажку: они ведь ничего не понимают в векселях!

Мораль. Тора дороже жемчуга, но не все понимают это.

67

Человек бежит на поле боя, чтобы собрать трофеи, но там подвергается очень большой опасности: ведь в него может попасть стрела!

Мораль. Люди добывают деньги, подвергаясь опасности совершить преступление.

68

Пьяные выставляют себя на позорище, не замечая этого, так как вино застилает им глаза.

Мораль. Человек, уезжающий за границу, чтобы скопить много денег, падает на гораздо более низкий духовный уровень, не замечая этого.

69

Министр, который после исполнения царской службы зарабатывает деньги, чистя выгребные ямы, наносит этим царю жестокое оскорбление.

Мораль. Если человек служит Б-ry и одновременно с этим совершает преступление, он жестоко позорит этим Святого, благословен Он.

70

Богатый человек, наделенный всеми достоинствами, обеднел и вынужден был наняться на работу за очень небольшую плату.

Мораль. В этом мире следует жить поскромнее, но зарабатывать заслуги изучения Торы, раскаяния, исполнения заповедей и совершения добрых дел, где только возможно.

71

Человек, теряющий сознание от жары, искал бассейн с холодной водой, но не нашел. Он будет рад даже стакану холодной воды, который позволит ему прийти в себя.

Мораль. Каждая исполненная заповедь, каждое доброе дело утишают адский огонь, и не следует относиться к ним пренебрежительно.

72

Хозяин вручил слуге список необходимых дел; тот читал хозяйские наставления каждый день, но ничего не исполнил.

Мораль. Чтения отрывка «Слушай, Израиль» без исполнения записанной там заповеди: «И люби Б-га…» совершенно недостаточно.

73

Всякий продавец старается приукрасить свой товар, чтобы он понравился покупателю.

Мораль. Давайте стараться, чтобы исполненные нами заповеди были совершенны и нравились Вс-вышнему.

74

Человек собрался вместе с женой и детьми переехать в Землю Израиля. Оказалось, что некоторые из его детей слишком слабы для такой поездки и вынуждены остаться вне благословенной Земли. Страдания разлуки ужасны.

Мораль. Заповеди, исполненные не во имя небес, не смогут подняться с человеком на небеса, и страдания его от разлуки с ними будут велики и страшны.

75

Змея жалит в пятку, но яд распространяется по всему телу и убивает человека.

Мораль. Если человек начинает пренебрегать запретами мудрецов Талмуда благословенной памяти, связанными с субботой, в конце концов он дойдет и до совершения самых тяжелых преступлений, запрещенных непосредственно Торой.

76

Человек скупил множество поддельных векселей за очень небольшую сумму, поскольку, по его словам, взыскать по ним почти невозможно.

Мораль. Если заповедь исполнена праведником с надлежащим намерением, Святой, благословен Он, ставит на ней Свою подпись, и награда за нее в будущем мире весьма велика. Заповеди же, исполненные злодеями, напоминают поддельные векселя, на которых не стоит подписи Царя — Святого, благословен Он, — и по ним уплачивают лишь в этом мире.

Глава 4

НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ

77

Если на хозяина работает ученик, которого хозяин кормит и который пользуется его инструментами, его заработная плата меньше, чем платит хозяин постороннему, работающему на собственном оборудовании.

Мораль. Святой, благословен Он, платит всегда сполна, несмотря на то что все принадлежит Ему. Даже наша сила и наша способность исполнить заповедь — тоже Его.

78

Заключенный, жестоко голодавший, был вынужден есть собственную плоть.

Мораль. Злодеям выплачивают их награду в этом мире. Но основная награда праведников хранится для них в будущем мире, а здесь они получают для пропитания лишь проценты с нее.

79

Рабочий обязался отработать на хозяина целый день, но прекратил работу, лишь начав ее. Если он теперь придет к хозяину просить платы за несколько минут труда, над ним просто посмеются.

Мораль. Человек был создан для того, чтобы прожить шесть тысяч лет. Из-за его преступлений срок человеческой жизни сократился лишь до семидесяти лет. Теперь человек похож на рабочего, который прекращает работу после нескольких минут труда. Несмотря на все это, он получает полную награду за выученную им Тору и исполненные заповеди.

80

В одном доме были найдены поддельные векселя. В их изготовлении обвинили хозяина дома и его жену; каждый старался переложить вину на другого.

Мораль. Есть жены, не позволяющие мужьям заниматься Торой как положено, а требующие от них заботиться лишь о пропитании, а мужья слушаются их. В час Суда будут наказаны они оба.

81

Когда драгоценные сосуды, хранящиеся обычно в самых дальних комнатах, оказываются сложенными во дворе дома, где пылает пожар, всем становится ясно, что внутренние покои уже сгорели.

Мораль. У злодеев их парадные покои на небесах уже уничтожены пожаром, поэтому награду за немногие исполненные ими заповеди они получают в прихожей, в этом мире.

82

Купец вернулся домой после многих лет, проведенных в дальних краях. Он привез с собой огромное количество мяса, которое в дороге все протухло, и стал он для всех примером глупости. Но в кармане купца нашла жена драгоценный камень, стоящий столько, что всей его семье надолго хватило бы на жизнь. Услышав об этом, он горько заплакал, потому что там, откуда он приехал, такие камни можно было в избытке приобрести за бесценок.

Мораль. Человек, находясь здесь, в этом мире, посвящает свое время почти исключительно заботам о своем теле, о плоти, которую потом, в могиле, съедят черви.

Пропитание же его в вечном, будущем мире составят лишь немногие его добрые дела. Когда поймет человек это, станет он горько плакать, потому что была у него возможность собрать этих добрых дел необычайно много.

83

Когда богач собрался женить сына, он устроил трапезу для своих крестьян до начала самой свадьбы, чтобы не омрачали они вида празднества, на которое приглашены самые богатые и знатные горожане. Тот, кто не понимает сути происходящего, сочтет, что этот богач очень любит крестьян, потому и поторопился накормить их прежде остальных.

Мораль. Злодеи получают свою награду в этом мире, а праведники — в будущем; человек, не понимающий происходящего, дивится: почему эти облагодетельствованы прежде тех?!

84

Министр провинился перед царем и был приговорен к смерти; но перед исполнением приговора повелел царь порадовать его всеми наслаждениями этого мира. Мораль. Злодеям позволяют, перед тем как жестоко наказать их, насладиться благами материального мира.

85

Двое товарищей детства встретились вновь. Один стал врачом, а второй — раввином. Врач удивился, почему раввин выбрал себе именно такую долю: ведь платят ему немного! А раввин объяснил притчей, что лучше простая повозка, но едущая в правильном направлении, чем роскошная карета, движущаяся в другую сторону: ведь потом придется проделать весь путь в обратном направлении!

Мораль. Тот, кто в этом мире живет неправильно, должен будет потом вернуться сюда же, чтобы исправить все свои грехи; и страдания, которые придется ему при этом перенести, будут крайне тяжелы.

86

Некто спас богатого человека от навета и от жестокого приговора. Однако его все равно осудили, хотя приговор был легче: ему придется всю жизнь жить в далеком городе на казенных хлебах. Прошло какое-то время, спаситель отправился навестить спасенного и нашел его в великой печали из-за того, что прежде тот был богат, а теперь испытывает нужду во всем.

Мораль. Хотя адское наказание действительно лишь временно, но и после его отбытия тот, кто не собрал за жизнь сокровище Торы и заповедей, будет влачить дни в страдании и позоре, потому что по сравнению с праведниками, духовно богатыми, он будет совершенно нищим.

87

Во фруктовый сад пробрался вор. Сначала он только срывал плоды, затем ломал ветви; в конце концов решил выкорчевать деревья. Тут уж хозяин не сдержал своего гнева и подверг вора тяжелому наказанию.

Мораль. Грешники начинают с небольшого преступления, и Святой, благословен Он, сдерживает гнев Свой; но когда они собираются выкорчевать посадки, то есть совершить серьезные преступления, возгорается гнев Б-жий на них, и наказывает Он их жестоко.

88

Заключенного пытаются утешить, рассказывая, что где-то еще человека бросили в тюрьму за похожее преступление. Ответил он, что утешения эти бессмысленны: он в своей камере даже не встретится никогда с тем, другим заключенным.

Мораль. Люди пытаются успокоить себя тем, что, кроме них, есть и другие грешники, но это не утешение, потому что в аду очень много места, хватит на всех преступников, и ни один из них не увидит другого.

89

Деревенскому жителю показывают городские магазины. В магазинах, торгующих обычными вещами, все заставлено товаром, а в ювелирных лавках товара немного. Вернувшись, он с восторгом рассказывает односельчанам об огромных складах, заполненных мешками с мукой и т.д.

Мораль. Единицы, крепко держащиеся за Б-жествен-ную Тору, так же дороги, как драгоценности в ювелирном магазине. Чем выше поднимается человек и чем меньше в мире людей, сравнимых с ним по уровню, тем больше и заслуга его.

90

Бедняк, выигравший в лотерею, очень радуется, хотя и не успел еще получить своего приза и ходит по-прежнему голодным и в нищенской одежде.

Мораль. Занимающиеся изучением Торы и исполнением заповедей, в особенности в тяжелых условиях, должны рассматриваться как великие богачи, потому что «один час блаженства в будущем мире сладостнее, чем вся жизнь этого мира».

91

Если человек договорился о свадьбе своего сына с дочерью богача, но затем свадьба расстроилась, потому что у него не хватило денег, богач не считает его своим родственником и не станет приглашать на свои праздничные трапезы.

Мораль. Святой, благословен Он, поступает не так: Он относится к людям, пытающимся приблизиться к Нему, как к уже приблизившимся, хотя им не удалось сделать то, чего они хотели.

92

Царские министры заказали ювелиру драгоценные камни и очень серьезно предостерегли его, чтобы они ни в коем случае не оказались поддельными. Он не стал тщательно проверять купленные им камни, положившись на жену; она же положилась на него. Так что в конце концов камни оказались поддельными, и не обрели они ни богатства, ни почета; наоборот, конец их был горек. И каждый старался переложить вину на другого.

Мораль. Если жена человека одевается с недостаточной скромностью, то все его благословения и все слова Торы, произнесенные против нее, запятнаны нарушением запрета, и оба они будут в Вышнем суде очень жестоко наказаны. И не помогут им оправдания, когда каждый будет стараться переложить вину на другого.

93

Царь со свитой приехал в небольшой городок и говорил о чем-то с его жителями. Они должны понимать, что то, о чем они беседовали, очень важно, пусть они даже и не понимают, почему именно.

Мораль. Святой, благословен Он, со всей Своей свитой спустился к людям, созданным из материи, чтобы даровать им Тору. Из этого они должны сделать вывод, что Тора — вещь очень важная и ценнее всех прочих.