27. Еврейские мудрецы средневековой Италии

Еврейские мудрецы средневековой Италии

Влияние Эрец Исраэль

Еще со времен римской империи евреи Аппенинского полуострова поддерживали тесные связи с Эрец Исраэль. Отсюда сходство традиций итальянских и израильских евреев. Через Италию влияние мудрецов Эрец Исраэль распространилось и на еврейские общины Северной Франции и Германии. Так, по просьбе евреев Майнца император Карл Великий разрешил раби Калонимусу из итальянского города Луке прибыть в Майнц и основать там знаменитую ешиву, положившую начало всем ешивам Германии и Северной Франции.

Мудрецы Эрец Исраэль были частыми гостями в Италии, а итальянские раввины, в свою очередь, совершенствовались в ешивах Святой Земли.

Учителя народа

Уже во времена Раши римские раввины достигли такого совершенства в изучении Торы и Талмуда, что сам «Отец комментаторов» обращался к ним с некоторыми вопросами. В тот же период раби Натан из Рима составил первый, наиболее полный словарь Талмуда, в котором определил значение греческих, латинских, арабских и персидских слов. Раби Натан не удовлетворился одним только объяснением слов, но также прояснил целые понятия и на этой основе прокомментировал многие сложные места Талмуда. Его слова приводятся в толкованиях Раши и Тосафот.

Когда престиж вавилонских центров Торы стал падать, три звезды воссияли в еврейском народе: раби Натан в Италии, Раши во Франции и Риф в Марокко и в Испании.

И по сей день Раши является нашим лоцманом в океане Талмуда, Риф учит, как устанавливать алаху на основании дискуссий амораев, а раби Натан объясняет значение множества иностранных слов, вошедших в Талмуд, давая, тем самым, ключ к пониманию Устного Учения.

В 4900 (1140) году в Италию прибыл Авраам ибн Эзра. Около пятнадцати лет он прожил в разных итальянских городах и за это время написал большую часть комментариев к Танаху. Его подход к объяснению Танаха оказал огромное влияние на итальянских мудрецов.

В конце эпохи Баалей Тосафот в городке Тренье жил раби Йешая, который прославился своими прекрасными комментариями ко многим трактатам Талмуда (Тосфот Рид). Мудрецом не меньшего калибра был и его внук раби Йешая Аахарон (Риаз). Современник последнего раби Цидкияу составил поучительную книгу рассказов о вавилонских гаонах и других мудрецах минувших эпох (Шиболей Алекет).

Спор вокруг книг Рамбама не обошел стороной и итальянское еврейство. Большая часть раввинов Италии в этом споре была на стороне Рамбама. Один из них, раби Яаков Анатоли из Неаполя, составитель книги Малмад Аталмидим, в своих комментариях на еженедельные разделы Пятикнижия выразил мировоззрение великого учителя.

В конце XV века в Падуе на севере Италии существовала большая ешива, во главе которой долгие годы стоял выходец из Германии раби Йеуда Минц (5220-5265/1460-1505). Он выучил и воспитал сотни раввинов - руководителей и учителей следующего поколения.

Современником рава Минца был известный итальянский философ-еврей Элияу Дельмедиго, преподававший в университете Падуи. Известность и популярность Дельмедиго не помешала раву Минцу подвергнуть философа резкой критике за отход от основных принципов еврейской веры. Между ними разгорелся спор по вопросам веры и Дельмедиго был вынужден покинуть Падую.

Изо всех городов Италии и даже из Германии обращались евреи к раби Иосефу Колону с вопросами по алахе. Его ответами, собранными в книгу Тшувот Маарик, и до сего дня пользуются для решения многих сложных проблем алахи.

Ученик раби Йосефа Колона раби Овадия из Бертануры составил знаменитый комментарий к Мишне. В 5248 (1488) году он отправился в Эрец Исраэль, где приложил много труда и умения в устройство и укрепление еврейских общин.

Запись опубликована в рубрике: .