Политическое положение евреев в Испании конца XIV - начала XV веков
Массовые убийства
Севильский священник Фернандо Мартинес своими провокационными проповедями разжигал ненависть толпы к еврейскому народу. Архиепископ Севильи и король запретили подобные проповеди, но, к несчастью, оба они умерли в течение одного года. На место покойного архиепископа севильские священники выдвинули Мартинеса. Не менее фанатичной была мать юного короля. Еврейская община оказалась беззащитной.
В 5151 (1391) году, после подстрекательской проповеди Фернандо в соборе, на еврейский квартал Севильи обрушилась разгоряченная толпа. Городской голова сумел разогнать чернь, но Фернандо Мартинес не унимался и через несколько дней вновь всколыхнул низменные страсти. Банды убийц и грабителей двинулись на еврейские дома, сокрушая все на своем пути.
Из еврейской общины Севильи, насчитывавшей 30 тысяч человек, 4 тысячи было убито, а множество женщин и детей было продано в рабство богатым арабам. Перед лицом смерти большинство евреев перешло в христианство, сохраняя в душе надежду на возвращение к Торе. Только нескольким семьям удалось избежать злой участи и скрыться.
Массовые убийства повторились в восьмидесяти населенных пунктах Кастилии. Зверея от крови, шли погромщики из дома в дом. Казалось, вернулись времена крестовых походов. Живший в Толедо раби Йеуда бен Ашер, потомок Роша, убил всех членов своей семьи и покончил с собой, опасаясь, что муки окажутся сильнее веры отцов.
Сохранить жизнь
От Кастилии погромы докатились до Арагона. При всем старании местные власти не могли сдержать ярость толпы. Вся еврейская община Валенсии была уничтожена. Лишь единицам удалось бежать, остальные были убиты или обращены в христианство.
В Барселоне градоначальник укрыл евреев в крепости, но, когда евреи увидели, что стены не остановят разбушевавшуюся толпу, они вступили в бой и сложили свои головы. Некоторым удалось скрыться, а оставшиеся или приняли христианство, или покончили с собой. Еврейская община Барселоны погибла почти полностью.
Пострадали и евреи острова Майорка. Губернатор острова безуспешно пытался противодействовать погромщикам. Погибли все, кто не захотел креститься и не смог заблаговременно скрыться.
Спаслись немногие и среди них - раби Шимон бен Цемах (Рашбац), которому удалось добраться до Алжира. Кое-кого из оставшихся в живых взяла под свое покровительство португальская королева.
После 5151 (1391) года испанское еврейство осознало, что сотни лет проживания в стране и огромный труд многих поколений не обеспечивают евреям равного положения. Человеческая жизнь обесценена, а уверенность в завтрашнем дне потеряна совершенно. Малейший поклеп приводил к новым преследованиям, к новым убийствам.
Около десяти спокойных лет прожили евреи Кастилии. Король Энрико III велел возвратить оставшимся евреям разрушенные дома и взял их под свое покровительство: он понимал, насколько изгнание евреев губительно для экономики и культуры страны. Своего личного врача король сделал главой кастильских евреев.
В 5165 (1405) году Энрико III неожиданно умер. Власть перешла к королевскому совету, который стал править от имени малолетнего сына короля. Фактически же власть перешла в руки священников, так как королева Каталина находилась под сильным влиянием церкви.
Одним из членов королевского совета был архиепископ Пабло — крещеный евреи. Когда-то он был молодым способным равом, но во время преследований предал свой народ. Оправдывая содеянное, он рассказывал, что увидел во сне святую деву, велевшую ему креститься. Переход ученого еврея в христианство обрадовал деятелей церкви, и его карьера успешно продвигалась. Со временем он стал архиепископом, поставив своей задачей всех насильно обращенных сделать подлинными христианами и убедить евреев последовать его примеру.
Пабло посоветовал королеве подорвать экономическое положение евреев. С этой целью королева Каталина запретила евреям торговать продуктами, занимать общественные должности и врачевать. Евреям также запретили выезжать за пределы королевства и предписали носить особую одежду. Еврейский суд был упразднен.
Однако подобная политика ухудшила экономическое положение государства, и эти «нововведения» стали постепенно отменять.
Примерно в то же время другой священник, доминиканец Винсент Ферер во главе фанатичной толпы, избивающей себя хлыстами, прошел по городам Кастилии и Арагона, призывая евреев креститься. Банды Ферера врывались в синагоги, творили насилие. Рассказывают, что около 200 тысяч человек было насильно обращено в христианство.
Снова диспут
XV век н.э. церковь встретила глубоким кризисом. Почти подряд были смещены три папы, обвиненные в подрыве католической веры. Наконец, на римский престол сел Бенедикт XIII, сразу же решивший на евреях продемонстрировать епископам свою силу и хватку.
Выкрест Джеронимо Лорки предложил папе вызвать раввинов на открытую дискуссию. Джеронимо был уверен в своей победе и рассчитывал, что ему удастся крестить, таким образом, всех евреев Испании. По требованию папы король Арагона пригласил на диспут 16 раввинов.
В роскошном кресле в великолепных одеждах в окружении разодетых священников восседал сам папа. Открывая встречу, папа лицемерно заявил, что церковь в его лице вовсе не собирается настаивать на своем превосходстве над иудаизмом. Он лишь хочет выслушать ответ мудрецов на утверждения Джеронимо, что даже Талмуд признает Иисуса Мессией.
Диспут начался в 1413 году и продолжался 60 заседаний. Оппонентами Джеронимо с еврейской стороны были врач дон Видаль Бенвенешти и автор Сефер аикарим (Книги Основ) раби Йосеф Альбо. Соблюдая крайнюю осторожность в высказываниях, они доказали абсурдность утверждения, что знатоки Талмуда верят в мессианство Христа.
Выкрест понял, что терпит поражение и решил нанести новый удар, заявив, что Талмуд - книга аморальная. Абсурдность этого утверждения было совсем не трудно доказать. Видя, что Джеронимо не в состоянии на равных спорить с еврейскими мудрецами, папа резко прервал дискуссию.
Через короткое время папа запретил изучение Талмуда и повелел все книги, содержащие хотя бы каплю талмудической премудрости, сжигать. Он также обязал евреев трижды в году выслушивать проповеди священников.
К счастью, Бенедикт XIII был скоро смещен, и новый папа Мартин Пятый отменил эти угрожающие постановления и запретил издеваться над евреями. Последующие сорок лет жизнь евреев Испании была сравнительно спокойной. Правительство Кастилии в полной мере осознало размеры ущерба от преследований евреев и окончательно отменило указы королевы Каталины. Требования священников претворить в жизнь антиеврейские законы остались без ответа.
Новые христиане
Хуже всего пришлось евреям, насильно обращенным в христианство. Католическая церковь смотрела на них с ненавистью и страхом. Священники знали, что многие вновь обращенные тайно соблюдают заповеди, а своим детям прививают любовь к еврейской религии. Такие «католики» подрывали авторитет церкви. Многие из них со временем заняли довольно высокие государственные должности, особенно в армии и в торговле, что вызвало в простолюдинах новый прилив зависти и ненависти, тем более, что интеллектуальный и экономические способности евреев теперь уже открыто признавались властями. Кроме того, крещеные евреи часто забывали об осторожности и не обращали внимания на настороженность христиан. В этой ситуации фанатичность священников и ненависть народных масс оказались направленными не на евреев, а на анусим - принужденных, которых испанцы презрительно называли мартами — свиньями.