20. Мудрецы Испании (до 5151/1391 года)

Мудрецы Испании (до 5151/1391 года)

Рамбан

Раби Моше бен Нахман (Рамбан), раввин Героны (4955-5030/1195-1270) — известнейший талмудический авторитет, знаток испанского и арабского языков, знаменитый врач. Пользуясь своим влиянием, он небезуспешно примирял противников и сторонников книг Рамбама. Он же был главным оппонентом вероотступника Пабло в навязанной евреям дискуссии в Барселоне и 5023 (1263) году.

Раби Моше бен Нахман учился у крупнейших светил Торы Франции, Прованса и Испании. Он объединил и углубил полученные знания, а его толкования отдельных трактатов Талмуда и классические комментарии и Торе отличаются прозрачным стилем и ясностью. Прибыв на. склоне дней в Эрец Исраэль, Рамбан переписал многие места своего комментария на Пятикнижие, сказав, что восхождение в Святую Землю раскрыло перед ним скрытые дотоле моменты.

Рашба

Учеником Рамбана и Рабейну Йоны был раби Шломо бен Адерет (Рашба), рав Барселоны и главный рав арагонского королевства. Его популярность росла день ото дня. Евреи Европы и Африки обращались к нему с вопросами, и сейчас в наших руках находится более трех тысяч алахических ответов, отправленных им в разные страны.

В то суровое время, когда по Франции сжигали книги Талмуда, а в Германии убивали евреев, раби Шломо бен Адерет стал главой евреев стран рассеяния. Его гений проявился и умении дать лаконичный, точный и мудрый ответ на самые острые и деликатные проблемы еврейской жизни.

Комментируя Талмуд, он пользуется метолом великих еврейских мудрецов - Рифа, Рамбама, Раши, других выдающихся раввинов, к которым относился с огромным почтением, что, правда, не мешало ему критически относиться к некоторым их выводам.

И сегодня Рашба считается одним из самых выдающихся комментаторов Талмуда. Велико и значение его книги Торат абаит.

Как главный раввин королевства Арагон, он был главой суда и управлял всеми общественными процессами в еврейской общине, включая систему налогообложения. Когда один из доминиканских священников опубликовал ряд статей, обвинявших иудаизм, Рашба выступил в роли публициста и осторожно, чтобы не возбудить ненависть врагов, отклонил измышления монаха.

Ритва и Рош

Раби Йом-Тов бен Авраам (Ритва) был наиболее выдающимся учеником Рашбы. Его комментарии к Талмуду можно сегодня видеть в каждой ешиве.

В 5064 (1304) году в Испанию прибыл из Германии раби Ашер бен Ихиель (Рош), ученик раби Меира из Ротенбурга. В Барселоне его приняли с большим почетом, а крупнейшая еврейская община Испании в Толедо, столице Кастилии, предложила ему пост главного рава. Более двадцати лет раби Ашер возглавлял еврейство Кастилии, а после смерти Рашбы стал главой еврейской общины всей Испании.

Его ешива в Толедо стала центром изучения Торы, и туда съезжалась молодежь не только Испании, но и Франции, Германии и даже России. Рош привез в Испанию идеи и принципы Баалей Тосафот, органично включив в их систему величайших комментаторов Торы, таких как Риф и Рамбам.

В соответствии с законодательством Талмуда еврейский суд в наше время не выносит смертных приговоров. Однако Рош, будучи судьей еврейской общины Кастилии, в исключительных случаях осуждал преступника на смерть, ибо видел в этом суровую необходимость.

Умер Рош в Толедо в 5087 (1327) году.

Бааль атурим

Вместе с раби Ашером в Испанию прибыл его сын раби Яаков (Бааль атурим). После смерти отца он стал членом раввината Толедо, но, несмотря на бедность, отказался от полагающейся ему платы.

Раби Яаков бен Ашер решил систематизировать весь материал, изложенный в книгах по алахе и написал книгу Арбаа турим (Четыре ряда). Хотя Мишнэ Тора Рамбама являлась основой для алахических постановлений, труды многих выдающихся мудрецов того периода по исследованию логических связей в Талмуде привели их к различным и, подчас, противоречивым мнениям.

Раби Яаков не пошел по пути Рамбама, т. е. не систематизировал всю талмудическую алаху лишь по темам. Он акцентировал внимание только на актуальных в его время алахических постановлениях, располагая их в порядке, учитывающем и порядок Мишны, к которому ученики привыкли больше, чем к чисто смысловому порядку, предложенному Рамбамом.

Всю практическую алаху раби Яаков разделил на четыре части -Арбаа турим.

В первой части (Орах хаим) излагаются законы молитв и благословений, шабата и праздников. Во второй (Йоре два) - законы шхиты, кашрута, чистоты семейной жизни и т. п. Третья часть (Эвен аэзер) описывает семейное и наследственное право. И, наконец, последняя, четвертая часть (Хошен мишпат) содержит законы судопроизводства, а также имущественное и уголовное право.

В отличие от Рамбама Бааль атурим приводит разные мнения по одному и тому же вопросу и, кроме того, подобно своему отцу, дает ссылки на решения мудрецов предыдущих поколений.

Книгу раби Яакова очень быстро признали самые выдающиеся раввины того времени. Спустя два столетия Йосеф Каро написал к этой книге свой знаменитый комментарий Бейт Йосеф, на основании которого позднее создал величайшее произведение Шульхан арух (Накрытый стол), являющийся до настоящего времени основой всех алахических постановлений.

Выдающийся ученик раби Яакова раби Давид Абудрахам написал популярную книгу о молитвах и обычаях.

Ран и Амагид

С ухудшением положения евреев Испании уменьшалось количество ешив и, соответственно, падал уровень изучения Торы. Однако могучее испанское еврейство продолжало выдвигать выдающихся мудрецов. Раби Нисим Геронди - Ран (скончался в 5140/1380 году) написал своеобразный комментарий на книгу Рифа. Ран — один из последних раввинов славной эпохи - собрал в своем комментарии мнения многих еврейских мудрецов, что сделало его сочинение одним из самых популярных в мире Торы.

Современник Рана раби Видаль Йом-Тов ди Толедо прославился книгой Магид мишна - комментарием к Мишнэ Тора Рамбама. Этот замечательный комментарий печатается ныне в каждом издании Мишнэ Торы, а его автора уважительно именуют Рае Амагид.

Запись опубликована в рубрике: .