Философия хасидизма

Если рыба попадает в океан, ей следует плыть, уходить в его глубины. Впервые услышав о хасидском мистицизме, я понял очень немногое из него. Но это было не так важно. Для жителя страны, где несколько поколений не видели дождя, дождь – чудо, но почва хранила в себе память о нем. То, что было чуждо моему уму, казалось родным моему нутру. (из Предисловия)
В чем отличие этой книги? «К жизни, полной смысла» – это практическая подборка положений из учения рабби Менахема-Мендла Шнеерсона, признанного лидера и учителя, известного всему миру «Ребе». Хотя Ребе был еврейским лидером, его учение несло в себе универсальную идею, призывая всех людей в мире вести добродетельную продуктивную жизнь, к единству.
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, на протяжении 44 лет глава (Ребе) Любавичского Движения хасидского иудаизма, был человек необыкновенный. За все время своей деятельности он практически не покидал даже ближайших окрестностей своего жилища, влияние же его распространялась на весь мир
На вечере, когда семья с друзьями праздновала день рождения ребенка, Ребе назвал три разновидности радости по этому поводу: радость всего мира по случаю рождения нового члена; радость родителей, которых, благословили ребенком; радость ребенка в связи с тем, что он появился на свет
У Ребе не было своих детей. Однако все дети были его детьми. В течение всего времени своего руководства он уделял особое внимание нуждам и развитию способностей молодого поколения
За четыре с лишним десятилетия своего лидерства Ребе создал более двух тысяч образовательных учреждений во всем мире. В 1976 году, объявленная им «Годом просвещения», Ребе приступил к выполнению специального образовательного проекта. В результате его реализации за этот год появились десятки новых школ и детских лагерей, учебных программ. В 1978 году правительство Соединенных Штатов объявило день рождения Ребе Днем просвещения. С тех пор этот день отмечается ежегодно.
В канун Йом Кипур, самого священного дня в еврейском году, родители по традиции благословляют своих детей. В этот же день в главной любавичской синагоге Ребе благословлял молодых людей. Голос его часто дрожал, а на глаза набегали слезы. Эта был необыкновенно трогательный момент, который вдохновлял юношей с удвоенной самоотверженностью продолжать свои занятия, помогать созданию еврейских общин и центров во всем мире. Ребе понимал, что молодежь – это двигатель, который приводит в движение всю человеческую машину.
27 ноября 1928 года в Варшаве Ребе женился на Хае-Мушке Шнеерсон, дочери предыдущего Любавичского Ребе. В 25-ю годовщину свадьбы Ребе сказал на собрании своих учеников и последователей: «Сегодняшний день знаменует годовщину моей общественной работы. Этот день соединил меня с вами. Да поможет всем нам Б-г увидеть плоды нашей работы!»
Никто не испытывает усталости или слабости, когда считает нечто такое же прекрасное, как бриллианты
Осенью 1988 года Ребе провозгласил наступающий новый еврейский год «Годом строительства». Он объяснил, что дом является самой долговременной из трех основных потребностей человека (пища, одежда, кров), так как представляет собой постоянное и надежное место для человека в этом неспокойном мире.
Ребе часто говорил, что в процессе выздоровления оптимизм, подкрепленный верой в Б-га, также важен, как лекарства и доктора
Явившийся за советом к Ребе бизнесмен выглядел очень усталым. Аудиенция происходила ночью, а у гостя был позади тяжелый трудовой день, «Бы когда-нибудь наблюдали за тем, как ведет себя большая мощная машина? – спросил его Ребе, – Если вы долго ею не пользуетесь, она начинает ржаветь, терять свой вид и качества. Если же она у вас постоянно в работе, следует иметь в виду, что перенапряжение может привести к ее быстрому износу, выходу из строя
Начиная с 1966 года, со дня рождения Ребе, по воскресеньям тысячи людей приходили, чтобы получить его благословение. Среди них были и ближайшие последователи Ребе, и руководители государства, и самые влиятельные представители из сферы бизнеса. Одни нуждались в духовной поддержке, другие – в совете по конкретному делу. Наряду с благословением, Ребе давал каждому посетителю новенькую долларовую банкноту для благотворительных целей. За несколько лет он роздал сотни тысяч таких долларов, всякий раз напоминая о необходимости помогать нуждающимся.
Ребе говорил о том, что людям его возраста и даже старше не следует уступать традиционному взгляду и отказываться от плодотворного образа жизни. Напротив, они должны использовать свои дополнительные годы, накопленный жизненный опыт, приобретенную мудрость и «идти от силы к силе»
В 1950 году, после ухода из этого мира его предшественника и тестя, Ребе подчеркивал, что лучший способ прославления усопших – предоставить говорить за них совершенным ими добрым делам
Ребе обладал способностью разглядеть положительное там, где обычная, мудрость видела только отрицательное. В свойственной ему манере он мог принести утешение людям, испытывающим глубокие эмоциональные или духовные страдания, вселить в них надежду
Ребе часто рассказывал о своем тесте, рабби Иосефе-Ицхоке Шнеерсоне, предыдущем Любавичском Ребе. В 1927 году рабби Иосеф-Ицхок был арестован властями в Москве. Когда он решительно отклонил предложение сотрудничать с властями, один из следователей пригрозил ему револьвером. «Страх перед этой игрушкой развязал язык многим». – «Эта игрушка устрашает лишь того, у кого один мир и много богов, – возразил Ребе. – По не того, у кого только один Б-г и два мира».
Ежедневный график Ребе, который не изменялся более сорока лет, был чрезвычайно уплотненным. Он включал чтение сотен писем, написание ответов на них, просмотр и редактирование публикаций, назначенные заранее встречи, которые длились до полуночи, молитвы и занятия, беседы, часто заканчивавшиеся на рассвете, Однажды утром Ребе спросил, когда должна начаться одна из молитв. Ему ответили не вполне определенно – то ли в 9.10, то ли в 9.15. «А точнее? – настаивал Ребе. – За пять минут можно сделать так много».
У всех нас в жизни наступает момент, когда мы понимаем, что никто не возьмет на себя ответственность за нас, что мы должны это сделать сами. Необходимо учиться быть ответственными за собственные семьи и своих друзей, а также за тех, кто оказался менее удачливым в жизни, чем вы
Ищите благополучие в этом городе... и молите Б-га о нем, ибо в спокойствии этого города вы найдете спокойствие.
Цели и намерения [подлинного лидера] долины быть направлены на то, чтобы повысить веру человеческого рода и наполнить мир справедливостью.
После тысячелетий господства мужчин мы сейчас стоим на пороге эры, когда женщины займут достойное место и весь мир признает гармонию между ними.
Техника использует Б-жественные силы, присутствующие в природе, с момента ее создания.
И не будет больше ни голода и ни войны, ни зависти и ни раздоров, ибо доброта будет струиться в изобилии, и все вещи, вызывающие восхищение, будут так же доступны, как и песок. Весь мир будет занят только тем, чтобы познать Б-га. Мы – седьмое поколение, мы – те, кто реализует Б-жественность на этой земле.
Б-г сотворил мир таким образом, что мы осознаем свою жизнь как подлинную реальность, а Б-жественность –как нечто новое, благоприобретенное. Наша роль состоит в достижении совершенно нового уровня понимания, при котором Б-жественность есть абсолютная реальность, а мы – средство выражения Б-жественного. Ребе
Вера не свидетельствует об отсутствии разума, она сама по себе дар, который при совершенствовании позволяет нам опытным путем познать суть. Ребе
Все, что мы делаем, должно быть направлено на раскрытие лежащего в основе жизни единства в нас самих. Ребе
Сняв все наслоения, вы достигнете основы сущности и сможете применить в жизни самую возвышенную идею. Ребе
Зло есть отсутствие добра. Само по себе оно реально не существует и рассеивается в свете добра. Ребе
Чудеса происходят вокруг нас. Нам надо открыть глаза, чтобы увидеть их. Ребе
Окончательное избавление – больше не мечта отдаленного будущего, а ближайшая реальность. Ребе
Сначала я назвал свою книгу «Реальность». В моем представлении слово «реальность» было единственным, отражающим сущность Ребе. Я был убежден, что лучше всего можно охарактеризовать Ребе именно этим словом – «реальность»!
К жизни, полной СМЫСЛА УЧЕНИЕ ребе Менахема-Мендла Шнеерсона
В этой книге, сборнике лекций по религиозной философии хасидизма основанных на древней духовной традиции Каббалы, представлен нетривиальный взгляд на двойственность нашего бытия и попытка соединить с большей полнотой и гармонией в рамках единой системы веры бытие и небытие, чувство и знание
Настоящий том представляет собой попытку охарактеризовать мысль рабби Шнеура Залмана, а именно созданную им философскую систему Хабада. Эта книга является дополнением к биографии основателя движения Хабада, написанной тем же автором и опубликованной ранее.

Запись опубликована в рубрике: .