בס"ד
Т. 8
2475
19 адар-алеф 5714
Бруклин
Рав Аврааму Менахем Менделу[1], да продлит Вс-вышний годы его
Мир и благословение!
Мне передана Ваша просьба о выздоровлении одного из учеников… да продлит Вс-вышний годы его, и также второе известие, что была сделана операция и все в порядке. И да будет воля Вс-вышнего, что также как Вы сообщаете о добрых результатах в материальности, вы смогли бы также сообщить о добрых результатах в духовности, т.е., что Ваши ученики здоровы как должно быть в духовности.
И, поскольку у еврея его материальность и духовность идут вместе, то можно сказать, опираясь на то, что говорит Алтер Ребе в Игерет аТшува гл. 3, что "в этих наших поколениях мы не настолько здоровы физически, как это было в первых поколениях", и само собой, "множество постов может повредить здоровью, ибо может прийти через это к болезни или плохому самочувствию, не дай Б-г" – то же самое следует отнести и к врачеванию душ.
Если в первых поколениях можно было ограничиться порядком "истязаний" в духовности, т.е., аспектами мусар, унижающие человека и огорчающие его, и т.д., и т.д., то в этих наших поколениях может "прийти через это к болезни или плохому самочувствию" в духовности, т.е., или совсем падет духом, или отчается, не дай Б-г, или тело и животная душа и дурное начало восстанут против унижения.
И поэтому необходимо держаться пути, который указал Баал Шем Тов, "помогая помоги вместе с ним", что начинают с объяснения, что душа – это часть Вс-вышнего Свыше действительно, и Он и мудрость Его – одно, и само собой, посланник Высшего человека подобен Ему (см. Ликутей Тора начало гл. Вайикра) и человеку даны самые возвышенные силы, не только для того, чтобы преодолеть препятствия, но – осветить еще большим светом свою душу и свое тело и свою долю в мире, и сделать их сосудами для Б-жественного света, и делать это с радостью.
И само собой, жаль времени и сил, которые он не использует, и причина тому – низость тела, и т.д., и т.д., и радость ломает преграды, даже преграды его тела и животной души.
И РаМО выразил это с удивительной точностью в Шулхан Арух (Орах Хаим, симан 98, сеиф 1) "и пусть думает перед молитвой о величии Вс-вышнего и (только после того) и о низменности человека", и ведь известно, что также порядок вещей в Торе, это Тора, и если на Вас возложена миссия довести такой порядок до своих учеников, то тем более и тем более, что у Вас самих должны быть эти вещи в еще большей степени, и нет ничего, что могло бы устоять перед желанием, даже когда требуется изменить привычку, которая стала второй натурой.
С благословением успеха во всем вышесказанном.
[1] Барнецкому