Н. Изаксон
Исторический обзор, описание, рассказы
Перевод с английского
Меркоз леиньоней хинух
770 Eastern parkway
Brooklyn N.Y. 11213
1989-5750
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА «ХАНУКА»
I. Под сирийским владычеством
Более 2000 лет тому назад государство Исраел являлось в течение некоторого времени частью сирийской империи, управляемой сирийскими царями династии Селевкидов.
Наш рассказ о событиях, приведших к Хануке, мы начнем с повествования об Антиохе III, царствовавшем в Сирии в годы 3538—3574 от с.м. Он воевал с египетским царем Птолемеем за овладение страной Исраел. Победил Антиох III, и страна Исраел была оккупирована им и присоединена к его империи. В начале своего царствования он был хорошо расположен к евреям и предоставил им некоторые привилегии. Но позже, когда он был побежден римлянами и должен был платить им большую дань, вся тяжесть этой дани была возложена на различные народности, населявшие его империю, в том числе и на евреев, которые вынуждены были поставлять в казну огромные количества золота, требуемого римлянами. После смерти Антиоха его престол унаследовал сын его Селеэкий IV, продолжавший» как и его отец, притеснять евреев.
К этим бедствиям прибавилась еще опасность, угрожавшая иудаизму изнутри. Росло влияние «эллинистов» (евреев—приверженцев идолопоклонства и сирийского образа жизни). Первосвященник Иоханан предвидел угрожавшую иудаизму опасность от проникновения в Палестину сирийского влияния. В то время, как Сирия поклонялась внешней красоте, иудаизм проповедовал идеи правды и моральной чистоты, заповеданной Б-гом в святой Торе. Еврейский народ никогда не должен отказываться от своей веры в Б-га, не должен и не может принять идолопоклонство Сирии и Греции! Иоханан противился поэтому любой попытке со стороны евреев-эллинистов ввести в стране греческие и сирийские обычаи. Эллинисты ненавидели Иоханана. Один из них сказал царскому комми-сару, что в Храме хранятся большие богатства. Богатства эти составляли хранившиеся в Бет-Гамикдаше деньги «полушекеля», которые все взрослые евреи ежегодно вносили в храмовую казну. Эти деньги были предназначены для покупки жертвенных животных, а также для ремонта здания Храма. Другую часть храмовой казны составлял сиротский фонд. Деньги этого фонда хранились в казне до совершенолетия сирот Се-левкий нуждался в деньгах для выплаты дани римлянам. Он послал своего сановника Гелиодроса с приказом из'ять деньги, хранившиеся в Бет-Гамикдаше. Напрасно умолял его первосвященник Иоханан не делать этого. Гелиодрос не послушался его и вошел за ограду Храма. Но внезапно его обуял ужас. Он побледнел, упал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, он отказался от дальнейшей попытки проникнуть внутрь Храма.
II. «Умалишенный»
Вскоре после этого Селевк был убит и правителем Сирии стал брат его Антиох IV. Это был тиран с пылким темпераментом, необузданный, с презрением относившийся к чужим религиозным чувствам. Ему дали «почетное» звание «Епифан», что означает «Любимец богов». Подобными титулами были наделены многие правители Сирии. Но историк Полебий, современник Селевка, рассказывает, что народ дал ему эпитет «Епиман» («Умалишенный»), что больше соответствовало вспыльчивому и жестокому-характеру этого царя. Желая об'единить свое царство посредством общей для всех его поданных религии и культуры, Антиох IV пытался сломить обособленность евреев путем запрещения соблюдать ими всех их обычаев. Он снял с высокого поста первосвященника Бет-Гамикдаша глубоко религиозного и праведного Иоханана и на его место поставил его брата Иошуу, который предпочитал называть себя греческим именем Язон, потому что он был членом эллинистской партии. Он использовал свой высокий пост для усиленного распространения греческих обычаев среди священослужителей Храма.
Иошуа, или Язон, был в дальнейшем заменен другим кандидатом на этот поет — Менелаосом, обещавшем царю больше денежных доходов, чем это имело место при Язоне. Когда бывший первосвященник Иоханан пытался протестовать против распространения влияния эллинистов в Бет-Гамикдаше, Менелаос не остановился перед тем, чтобы подослать к нему наемных убийц, и Иоханан был убит.
Антиох был в это время занят ведением успешной войны против Египта. Но вскоре из Рима прибыли гонцы с приказом приостановить войну. Антиоху пришлось подчиниться, и война была прекращена. Между тем в Иерушалаиме распространился слух, что с Антиохом случилось нечто серьезное. Предполагая, что Антиох умер, народ взбунтовался против Менелаоса. Первосвященник-предатель бежал вместе со своими приверженцами.
III. Мученики
Антиох вернулся из Египта в ярости против Рима за его вмешательство в его дела. Когда он узнал о происшедшем в Иерушалаиме, он повернул свою армию против евреев. Были убиты тысячи евреев. Затем Антиох издал ряд декретов против евреев. Было запрещено еврейское б-гослужение, были захвачены и сожжены свитки Торы. Под страхом смерти были запрещены соблюдение дня Шаббата, совершение обрезания, употребление кошерной пищи. Одному всеми уважаемому девяностолетнему старику, рабби Элиезеру, было приказано публично есть свинину с тем, чтобы его примеру следовали и другие. Когда он наотрез отказался выполнить это, ему предложили приложить хотя бы к губам это трефное мясо, будто он его кушает. Но рабби Элиезер отказался выполнить и это, и был подвергнут мученической смерти. Были и тысячи других людей, которые таким же образом пожертвовали своей жизнью. Известный рассказ про Хану и ее семерых детей относится к этому времени.
Люди Антиоха ходили из города в город, из деревни в деревню, чтобы заставить их жителей поклоняться идолам. Осталось только одно убежище — Иудейские горы с их пещерами. Но и там сирийцы преследовали оставшихся верными своей религии евреев, и много евреев подверглось жестоким пыткам и смерти.
IV. Маттитьягу
И вот служители Антиоха явились в деревню Модин, где проживал старый священнослужитель (коген) Маттитьягу. Когда сирийский военачальник построил в деревне на базарной площади алтарь и потребовал, чтобы Маттитьягу принес жертвы греческим богам, последний ответил: «Я, сыновья мои и мои братья решили остаться верными союзу, заключенному нашим Б-гом с нашими предками».
Тогда приблизился к алтарю еврей-эллинист, чтобы принести такую жертву. Маттитьягу выхватил свой меч и убил богоотступника на месте. Сыновья Маттитьягу и друзья его напали на сирийских сатрапов и многих из них убили. Прогнав остальных сирийцев прочь, они разрушили языческий алтарь.
Маттитьягу знал, что когда Антиох узнает о случившемся, он придет в ярость и, наверно, пошлет карателей, чтобы наказать Маттитьягу и его последователей. Поэтому он оставил деревню Модин и вместе с сыновьями и друзьями бежал в Иудейские горы.
К нему присоединились все оставшиеся верными еврейству мужественные люди. Они образовали отряды, которые время от времени оставляли свои убежища, чтобы напасть на вражеские войска и их аванпосты и чтобы разрушать алтари идолопоклонников, построенные по приказанию Антиоха.
V. Маккабеи
Перед своей смертью призвал Маттитьягу своих сыновей и наказал им продолжать борьбу в защиту нашей Торы. Он предложил им следовать советам их брата Шимона Мудрого, а военачальником назначить Иуду Могучего. Иуда был назван «Маккабеем». Это слово состоит из начальных букв четырех еврейских слов: «Ми камоха боэлим Гашем», что означает: «Кто подобен Тебе, о Б-г наш!».
Антиох послал своего военачальника Аполлония, чтобы уничтожить Иуду и его последователей — Маккабеев. Несмотря на перевес в численности и военном снаряжении, сирийцы были разбиты. Антиох послал еще один карательный отряд, но и он был разбит. Это показало Антиоху, что только послав против Маккабеев мощную армию, можно рассчитывать на победу над Иудой и его мужественными соратниками. Тогда страну наводнила армия из 40000 человек под командой двух военачальников — Никанора и Горгиаша. Когда об этом узнали Иуда и его братья, они воскликнули: «Будем бороться за наш народ и за наш Храм!» Народ собрался в Мицпа (где пророк Шемуэль когда-то молился Б-гу). После ряда битв война была выиграна Маккавеями.
VI. Освящение Храма
Затем Маккабеи повернули к Иерушалаиму и освободили его. Войдя в Храм, они его очистили от идолов, поставленных туда сирийскими вандалами. Иуда и его соратники построили новый жертвенник и освятили его. Это было в двадцать пятый день месяца Кислев 3622 года от с. м.
Поскольку золотой семисвечник был похищен сирийцами, Маккабеи изготовили семисвечник из более дешевого металла. Когда они пожелали зажечь его лампады, они нашли только одну маленькую бутылочку с чистым оливковым маслом за печатью первосвященника Иоханана. Этого масла могло хватать только на один день горения в лампадах. Но произошло Бо-жественное чудо и этого масла оказалось вполне достаточно, чтобы лампады горели в течение целых восьми дней, пока не было изготовлено новое масло. Это чудо показало, что Б-г вновь взял Свой народ под свою защиту. В память об этом чуде и об этих событиях наши мудрецы выделили эти 8 дней в каждом году для выражения благодарности Б-гу и для зажигания Ханукаль-ных огней.
РАССКАЗЫ ХАНУКАЛЬНЫХ ОГНЕЙ
Ханукальный подсвечник был зажжен. Свет Ха-нукальных огней слабо мерцал в залитой светом гостиной. Отцу представилась счастливая возможность провести полчаса в кругу своих детей, игравших в «Ханука дрейдл». В доме было праздничное настроение. Игроки были так увлечены игрой, что Ханукальные огни были совсем забыты.
Напряжение игроков возрастало с каждым поворотом «дрейдл» и достигало высшей точки, когда «дрейдл» заканчивал свое вращение и падал набок, то с «шин» вверх, что означало — увеличить ставку!, то вверх с «гимл», принесшим выигрыш счастливому игроку.
Маленький Иаков утомился игрой и пошел рассматривать чудесные Ханукальные огни. Он подвинул себе стул и сел, всматриваясь в маленькое пламя лампады любопытными своими глазками.
Маленькое пламя подпрыгнуло и сделало реверанс. «С праздником Ханука тебя, маленький мой друг!», сказала Ханукальная лампада.
Иаков был так поражен, что смог выразить свою признательность огоньку только кивком головы. «Я не знал, что Ханукальные огни умеют разговаривать», сказал он.
«О да, Ханукальные огни умеют разговаривать и могут рассказывать удивительные истории», сказало маленькое пламя. «К сожалению, не все мальчики об этом знают. Меня очень радует, что ты пришел посмотреть на меня. Мне уже показалось, что на меня никто не обращает внимания. Я, ведь, прихожу всего только один раз в году вместе с моими семью маленькими сестричками. И, право же, мы заслуживаем немного внимания и гостеприимства».
«Но нам не дозволено использовать для чего либо ваш свет», сказал Иаков защищаясь. «На вас можно только смотреть и раздумывать при этом».
«Очень хорошо, что ты это знаешь. Именно поэтому ты должен сесть поближе ко мне, побыть немного со мною и послушать мой рассказ, полный чудес, который у меня есть для тебя. Хочешь ты его послушать?»
«Конечно же, да», сказал с нетерпением маленький Иаков.
Рассказ первой Ханукальной лампадки
«Много лет тому назад», начали свой рассказ Первая Ханукальная лампадка, «евреи жили в стране Государства Исраел. У них в то время не было царя. Их царем был сам Б-г, Царь царей. К сожалению, многие евреи перестали служить Б-гу, и вскоре они оказались под владычеством царя из плоти и крови. Он был тираном и очень, очень жестоким человеком. Звали его Антиохом, и он царствовал в соседней с Исраелом стране, в Сирии. Он был так силен, что никто не смог удержать его от совершения самых дурных дел. Антиох решил сделать всех евреев идолопоклонниками. Он посылал военачальников и солдат по всей стране Исраел, чтобы силой насаждать там законы и обычаи его страны. Евреям было запрещено служить Б-гу своим собственным образом и соблюдать какой либо из наиболее святых для них обычаев и законов. Святой Храм в Иерушалаиме был осквернен и ограблен, лишен своих чудесных святых золотых сосудов для Б-гослужения. Любой еврей, осмелившийся не подчиняться приказаниям царя, немедленно предавался смерти.
Последовали дни террора и жестоких гонений. Тогда евреи поняли, что все эти беды навлекли они сами на себя своим беззаконием. Они начали менять к лучшему свое поведение, и решили скорее умереть, чем отказаться от своей веры. Даже маленькие дети, такие как ты, готовы были скорее идти на жестокую смерть, чем жить в роскоши как язычники. Тогда Б-г сказал: «Мои дети уже достаточно настрадались. Надо их спасать!».
Один старый человек, слабый телом, но сильный духом, первый поднял знамя восстания против всесильного царя Антиоха. Имя этого человека было Маттитьягу Хашмонай.
Маттитьягу жил со своими пятью сыновьями в маленькой мирной деревушке Модин. Когда пришел в эту деревню царский военачальник со своими солдатами, чтобы заставить евреев поклоняться идолам, старый Маттитьягу расправился с ними. Вместе со своими сыновьями и братьями он набросился на вандалов и убил большинство из них. Остальные в панике убежали и поспешили сообщить об этом царю.
Старый Маттитьягу подался со своими приверженцами в горы. Оттуда Маттитьягу кликнул клич ко всем братьям евреям: «Пусть каждый еврей, оставшийся верным Б-гу, последует за мной!». И число его последователей, готовых пожертвовать собой за свою веру, росло с каждым днем.
Однажды Маттитьягу собрал своих друзей вокруг себя и сказал им: «Я чувствую, что приближается последний мой час. Пусть сын мой Иуда ведет вас к победе над врагами Б-жьими. Хотя вы малочисленны, не отчаивайтесь и надейтесь на Б-га. Помните нашего прародителя Авраама, который предпочел быть брошенным в горящую печь, но не согрешить против веры в Б-га! Помните также Пинхаса, который рисковал жизнью ради святого имени Б-га! Помните Давида, который бестрепетно встретился лицом к лицу с Галиатом, доверившись Б-гу! Помните Элиягу, который один восстал против лжепророков! Тот, кто отозвался на их мольбы в их беде, Тот поможет сейчас и вам. Не бойтесь, доверьте судьбу свою Б-гу. Б-г да благословит вас и сохранит вас!».
Вскоре после этого Маттитьягу умер, и его кончину оплакивали все евреи. Теперь евреи обратили свой взор на Иуду Маккабея, чтобы сделать его своим вождем и военачальником. И Иуда решил быть достойным славного имени его семьи священнослужителей — Маккавеев».
Ханукальная лампадка замолчала. Масло в светильнике выгорело. Маленькое пламя боролось еще за свою жизнь, но безнадежно. «Время мое истекло», сказало пламя. «Прошу тебя побыть со мною также и завтра. Спокойной ночи!».
Рассказ Второй Ханукальной лампадки
Следующим днем была пятница. Маленький Иаков поспешил умыться и одеться в праздничное в честь наступающего шаббата. Таким образом он смог быть у Ханукальных огней в то время, когда их зажигали. Он видел, как отец зажигает Хану-кальные лампадки, а затем, как мать зажигает Свечи шаббата. Теперь Иаков придвинул стул и сел вблизи Ханукального светильника.
Конечно же, он услышал знакомый голос Первой лампадки. «Добрый тебе вечер шаббата и хануки! Рад видеть тебя. Это младшая моя сестричка. Поздоровайся, сестричка, с этим маленьким моими другом!».
«Здравствуй, сказала Вторая Ханукальная лампадка, сделав грациозный реверанс. Я также знаю чудесный рассказ. Хочешь ты его послушить?».
«Конечно, хочу, ответил маленький Иаков. Прошу тебя, расскажи мне».
«Хорошо, сказала лампадка, слушай же».
И лампадка начала: «Иуда Маккабей повел маленький отряд правоверных евреев от победы к победе. Знаешь ли ты, что такое «партизанская война»? Это война, которую ведут малочисленные отряды против значительно превосходящих сил противника. Это и делали Иуда и его товарищи. Прячась в пещерах и устраивая засады, они внезапно нападали на врага с тыла или приближались к нему под покровом ночи. Несмотря на свою малочисленность, им удавалось каждый раз наносить противнику все новые поражения.
Антиоха обуяла ярость. Он посылал одну армию за другой, чтобы изловить Иуду и уничтожить его отряды, но его генералы все время терпели поражения. Наконец Антиох послал своего лучшего полководца Лизиаша с огромной армией, состоявшей из пехоты, кавалерии и боевых колесниц.
Иуда обратился к горсточке своих мужественных соратников: «Сегодня мы подвергнемся величайшему испытанию, сказал он. Но не бойтесь. Не каше оружие наносило поражения врагу до этого, побеждала наша вера в Б-га. Враг пришел к нам с колесницами и полагается на свою мощь. Мы же воюем именем Б-га, и Он будет за нас».
Призывая имя Б-га и оглашая воздух звуком труб, Иуда и его храбрые боевые друзья бросились на своих врагов. Увидев во главе отряда
Иуду, который был подобен ангелу Б-жьему, сирийских воинов обуял ужас. Вся армия пришла в страшное замешательство и ее воины начали драться друг с другом. Избежавшие удара мечом, бросались бежать, преследуемые по пятам Иудой.
Это действительно было большим чудом. Победа Иуды была полной и решительной. Первой мыслью Иуды было освободить Иерушалаим и вновь освятить Бет-Гамикдаш с тем, чтобы евреи вновь могли совершать б-гослужения в мире и безопасности.
Когда эта цель была, наконец, достигнута и Иуда во главе своих воинов вошел в Святой Храм, их взорам представилась печальная картина. Все было испогажено, осквернено вандалами. На минуту их оставило чувство торжества над врагом. Они стояли неподвижно и слезы текли по их щекам.
«Сейчас не время предаваться грусти!», воскликнул Иуда. «Давайте очищать и освящать наш Бет-Гамикдаш! Все за работу!».
«А теперь мы зажжем Менору (светильник) с ее семью лампадами!», об'явил Иуда, когда Храм был тщательно очищен. Но, увы! Не нашлось чистого, святого оливкового масла, для лампад. Все было осквернено врагом. После многочисленных попыток удалось наконец разыскать одну маленькую скляночку с маслом, на которой сохранилась печать первосвященника. Распевая псалмы в благодарность Б-ry за чудесное свое спасение, зажгли Менору и освятили Бет-Гамикдаш (в 3622 году от с. м.).
В день, в который враг осквернил Храм несколько лет раньше, в 25 день Кислева, в этот самый день отпраздновали его освящение. Но и это было не все. Чудо из чудес! Небольшое количество масла, которого, как ожидали, должно было хватить только на один день горения в лампаде, поддержало в ней огонь в течение целых восьми дней, ровно столько времени, сколько нужно было, чтобы успеть изготовить новое святое масло для Меноры. Это ясно показало, что Б-жьи чудеса не поддаются человеческому понятию».
Здесь кончается моя часть рассказа. Завтра ты услышишь от моей младшей сестрицы еще один рассказ о героизме. А теперь спеши в синагогу. Завтра же, не забудь опять присесть к нам. Услышишь много интересного».
Рассказ Третьей Ханукальной лампадки
Вечером следующего дня Третья Ханукальная лампада, поздоровавшись с маленьким Иаковом, сразу же начала: «Я тебе расскажу о младшем брате Иуды — об Элазаре.
Жестокий Антиох умер. Царем Сирии стал сын его Еопатр, который был не лучше своего отца. Он унаследовал самую крупную армию того времени. Она состояла из ста тысяч солдат и офицеров пехоты и 20 тысяч — кавалерии и из 32 дрессированных боевых слонов.
Армию эту составляли воевавшие в прошлых войнах ветераны, которые были одеты в броню и в блестящие шлемы. Когда солнце поднималось, отраженный от полированной брони свет слепил глаза на целые мили вокруг.
Решившие драться до последнего солдата Иуда и его бесстрашные соратники, напали на врага, предварительно горячо помолившись, прося Б-га помочь им в их святом деле.
Битва была отчаянной, но Иуда и его отряд дрались мужественно. Они уничтожили один батальон за другим, но, казалось, нет конца наседавшей массе вражеских войск. Вдруг Элазар заметил боевого слона, который был лучше других разукрашен и тщательно охранялся. «Там, наверно, находится сам царь», подумал Элазар. «Если я его убью, победа будет за нами». Не думая о личной опасности, Элазар бросился к этому слону. Он пробил себе дорогу через охрану, нанося удары направо и налево, пока он не достиг разукрашенного слона. Элазар убил слона вместе с его высокопоставленным седоком. Но героический Элазар тут же и погиб под страшной тяжестью рухнувшего наземь смертельно раненного огромного зверя.
Не царя убил Элазар, а одного из его главных полководцев; однако мужественный поступок Элазара воодушевил его братьев и они дрались отчаянно. Вражеская сила все же имела слишком большой перевес над ними и они оказались в чрезвычайной опасности.
Вдруг гонец доставил царю весть о восстании в собственной его стране. Наследник престола пытался сбросить отца своего с трона. Антиох Еопатр решил прекратить войну и заключить мир с Иудой. Таким образом, страна Исраел вновь была спасена в тот самый момент, когда все казалось уже потерянным.
На этом кончаю свой рассказ, закончила Третья Ханукальная лампадка. Спокойной Ханукальной ночи!».
Рассказ Четвертой Ханукалыюй лампадки
Четыре маленькие пламени мерцали в Ханукальном светильнике. Все они вежливо приветствовали маленького Иакова поклоном. Не теряя времени, Четвертая Ханукальная лампадка начала свой рассказ:
«Много битв провели и выиграли Иуда и его приверженцы. Но в одной из них героической смертью пал и бесстрашный Иуда. Весь Исраел оплакивал смерть своего героя. Затем все взоры обратились на брата Иуды — Ионатана с просьбой взять на себя управление страной.
К счастью для евреев, в Сирии опять начались беспорядки. Царем Сирии в то время был Деметрий, право на престол которого оспаривалось Александром. Деметрий не любил Ионатана и боялся его. Но еще больше он боялся своего соперника Александра. Поэтому Деметрий решил привлечь на свою сторону Ионатана. Он послал к Ионатану посланцев с предложением забыть старые обиды и стать его другом.
Александр, со своей стороны, также решил залучить Ионатана на свою сторону. Он послал Ионатану золотую корону и царскую одежду, к которым было приложено письмо, где он писал, что он был бы рад видеть Ионатана первосвященником и царем евреев.
Ионатан стал на стороне Александра, потому что он знал, что Деметрий вероломен и ему нельзя доверять. В результате встречи Александра и Деметрия на поле боя, Деметрий погиб. Александр торжествовал. Он отпраздновал свою победу над Деметрием в городе Акке и пригласил принять участие в этих торжествах египетского царя Птоломея, а также Ионатана, которому были оказаны царские почести.
Прошло несколько лет и опять в Сирии появился новый царь. Среди сирийцев процветало такое соперничество за власть и вероломство, что часто приходилось им менять царей. В это время в Исраеле царствовал Ионатан в обстановке справедливости и народной к нему любви. Ионатан был также первосвященником, поскольку он был внуком порвосвященника Иоханана. Весь еврейский народ был ему предан и уважал его.
Одним из доверенных лиц сирийского царя был некто по имени Трифон. Он задумал убить царя и провозгласить царем себя. Зная, что Ионатан отомстит за такое предательство, он решил отделаться от него. Однажды Трифон устроил у себя прием и пригласил туда Ионатана, не подозревавшего об устроенной ему ловушке. Когда Ионатан остался на минуту без охраны, Трифон его арестовал».
Ханукальная лампадка увидела, как светлая, подобная жемчужине, слезинка скатилась по щекам маленького Иакова.
«Мне очень жаль, что мой рассказ так печально закончился, сказала Четвертая Ханукальная лампадка, но мое время истекло. Завтра ты услышишь более веселый рассказ. До свидания!»
Рассказ Пятой Ханукальной лампадки
Пять маленьких огоньков мерцали в Ханукальном светильнике. Все они отвесили глубокий поклон, вежливо приветствуя маленького Иакова сердечным «С добрым праздником Ханука!». Пятая лампадка, которая светила ярче всех остальных, начала свой рассказ.
«Наконец остался только последний из пяти мужественных сынов Маттитьягу. Иуда, Элазар, Иоханан и Ионатан отдали свою жизнь за свой народ. Пришла очередь Шимона стать во главе еврейского народа. Весь Исраел умолял его стать их вождем и первосвященником, обещав ему следовать за ним, как они шли за его братьями.
Страна Исраел все еще была окружена многими врагами, и Шимону пришлось проводить много битв пока ему не удалось наконец освободить страну от всех врагов, внутренних и внешних.
В третью годовщину фактического воцарения Шимона все старейшины и знатные люди Исраела собрались в Иерушалаиме, чтобы чествовать любимого первосвященника. Они вознесли благодарность Б-гу за избавление их от всех врагов. С приветственными восклицаниями и ликованием они объявили Шимона государем Исраела и первосвященником. Весь народ заявил о своей верности ему и его семье. Затем были нанесены на бронзовых табличках повествования о великих деяниях Маттитьягу и его сыновей, и эти таблички были прикреплены к колоннам, поддерживающим балконы Бет-гамикдаша. Такие же таблички были преподнесены Шимону в знак вечной к нему любви и благодарности народа.
Опять евреи зажили счастливо в своей собственной стране, радуясь возможности беспрепятственно следовать заветам Б-га в мире и безопасности. С тех пор, каждый год в день 25 Кислева евреи празднуют праздник Ханукальных огней, зажигают Ханукальные свечи или лампадки и рассказывают детям об удивительных Б-жьих чудесах».
Рассказ Шестой Ханукальной лампадки
Шестой Ханукальный огонек затрепетал, сделал глубокий поклон и начал свой рассказ.
«Мой рассказ отнесет тебя на много лет позже, чем дни Ханука при Хашманаим Я верну тебя к нашему времени, как бы печально и трагично оно не было. Опять объявил открытую войну нашему народу жестокий, пожалуй, еще более жестокий, чем Антиох, тиран, человеконенавистник, угрожавший погасить навеки свет нашей Торы.
Мой рассказ касается первых дней войны, когда гитлеровские орды были опьянены победами. Мой рассказ перенесет тебя в ужасное место; такое место, которое совершенно непригодно для человеческого жилья, место, которое всегда будет связано с именем Шекельгрубера, о котором будут вечно говорить с ужасом и отвращением, — в концентрационный лагерь.
Это был концентрационный лагерь во Франции, куда втиснули огромное количество евреев, ожидавших там своей неизвестной участи.
Вот в этом концентрационном лагере — продолжал Ханукальный огонек — я был призван внести надежду и мужество в сердца страдающих и отчаявшихся евреев.
Между находившимися там людьми был один уважаемый всеми старик. Это был рабби. Он всегда был на ногах Он обходил каждого из своих несчастных братьев и ободрял их. Но вселять надежду в людей, находящихся в таком ужасном положении, было весьма трудным делом.
И вот пришла Ханука
Почти за месяц до наступления Хануки рабби начал экономить понемногу масла из своей ежедневной порции Он собират. эту драгоценною жидкость каплю за каплей, и когда наступила Ханука, он уже имел достаточное количество масла, чтобы выполнить столь лю&имую мицву зажигания Ханукальных огней Он достал на к\хне сырую морковь и выдолбил в ней маленькое углубление для масла От своей капоты он отрезал кусочек уголка и из этого материала сделал фитилек Теперь он уже имел Хаткальныи светильник.
В бараках, где эти несчастные евреи находились взаперти, было темно. Их мучители не желали, чтобы в бараках был свет ночью. В тиши ночной темноты слова всеми уважаемого рабби пришли, казалось, откуда-то издалека, как бы с неба.
«Дорогие братья мои! — начал рабби, — сегодня ночью у нас праздник Ханука; праздник зажигания огней, праздник, который приносит с собой луч надежды всем евреям, притесняемым тиранами, подобными Антиоху. Я сейчас зажгу Ханукальную лампадку за нас всех. Прошу внимательно слушать произносимые мною благословения.
Затем, зажигая импровизированную Ханукальную лампу, почтенный рабби произнес три известные брахот над первым Ханукальным огоньком. В его глазах не было слез. Голос его звучал торжественно, он был тверд и полон надежды и ободрения, исходивших из глубин его сердца.
«Братья мои!», продолжал рабби, в то время, как маленький огонек, еле мерцая испускал тусклый свой свет и рассеивал его по бараку. С трудом мог рабби различать мрачные лица заключенных. Но он знал, что на глазах у многих были слезы, и сдерживаемые рыдания, доходившие к нему из разных мест барака, подтвердили ему это.
«Братья мои! - сказал рабби, сегодня ночью нет места отчаянию. Посмотрите на этот маленький огонек и постарайтесь понять его смысл. Когда Аарон подошел впервые к Меноре в Мишкане, чтобы засветить ее, Б-г обещал ему, что если даже Менора в Храме окажется потушенной в то время, как Исраел отвернется от Б-га, то все же останется один огонек, который будет гореть вечно и принесет свет и надежд.у Его детям в самые темные часы их жизни. Этот свет принесут Ханукальные огни.
Поэтому, давайте не отчаиваться, а молить Б-ra, чтобы Он вызволил нас из рук этих извергов; чтобы мы жили, дожили до будущего года и могли зажигать эти святые огни на нашей святой земле».
Ханукальный огонек хотел на этом закончить свой рассказ, но маленькому Иакову не терпелось узнать, что же случилось с заключенными в лагере, и огонек продолжал:
«Но это были одни из наиболее счастливых гитлеровских жертв. Им посчастливилось быть зачисленными в качестве интернированных, как бы пленных неприятельского государства, и их держали взаперти специально для обмена на пленных немцев. И вот сегодня исполнилось ровно три года с той Ханукальной ночи в лагере, в которой рабби зажег шестой Ханукальный огонек. В этот вечер было получено радостное известие, что заключенных обменят на немецких пленных и их вышлют в Америку. Сегодня ночью бывшие эти заключенные празднуют Ханука с особой радостью, потому что это также годовщина их освобождения. Я должен, закончил свой рассказ огонек, сейчас их навестить. До свидания, хороший маленький мой мальчик! Мы завтра еще увидимся!».
Рассказ Седьмого Ханукального огонька
Уже семь маленьких огоньков мерцали в Ханукальном светильнике. Все поклонились, приветствуя маленького Иакова сердечным «С добрым Ханука!», Седьмой огонёк, более яркий, чем остальные, начал свой рассказ:
«Знаешь ли ты, мальчик мой, что золотая Менора в Бет-Гамикдаше имела только семь лампадок, столько же, сколько ты видишь здесь сейчас? Поэтому мы имеем не семь, а восемь лампадок в Ханукальном светильнике, чтобы не подражать святым сосудам в Бет-Гамикдаше.
Я вижу, тебе очень хочется знать побольше о Меноре, которая стояла в Бет-Гамикдаше. Об этом я тебе сейчас расскажу.
Ты, конечно, помнишь, что об этой Меноре записано в Хумеше. Написано там, что Менора была выбита из цельного куска чистого золота и состояла из центральной части — стебля и из отходящих от этого стебля шести ветвей — по трое с каждой стороны стебля. Заканчивались стебель и ветви вверху семью лампадами. Как сам стебель, так и шесть ветвей были разукрашены удивительными по красоте цветками миндаля и чашечками. Это было чудесное произведение искусства. Даже великому Моше показалось трудным воспринять устные указания Б-ra о сложном устройстве Меноры. Пришлось Б-гу самому построить эту Менору!
Только чистейшие оливковые масла применялись для Меноры. Знаешь ли ты, как их приготовляли? Прежде всего тебе нужно знать, что для получения масла, годного для Меноры, применялись не обычные маслины, предпочтение отдавалось маслинам, которые росли вблизи города Текоа. Нет, не Токио, мальчик мой, упаси Б-же! Текоа — это город такой в святой стране Исраел. В этом городе когда-то жил пророк Амос. Этот город находится в провинции, принадлежавшей колену Ашер, которого наш прародитель Иаков благословил, говоря: «Хлеб Ашера будет тучен и он будет доставлять царские яства» (Брейшит 49 :20). Маслины эти должны были расти на целине, не удобренной искусственно и не орошенной. Они должны были быть спелыми и свеже снятыми с дерева. Только первые капли, осторожно выжатые из таких отборных маслин, были пригодны для Меноры! Каждое утро специальный священнослужитель, на которого была возложена по жребию обязанность и честь заправлять и зажигать лампады в этот день, подходил с благоговением к Меноре. Он всегда наводил западную лампадку горящей, в то время, как все остальные шесть лампадок уже выгорели и потухли. Это было удивительным чудом, повторявшимся каждый день, — несмотря на то, что во все семь лампадок Меноры каждый день наливалось одинаковое количество масла, достаточное для горения только в течение одной ночи до самого утра, все же западная лампадка горела дольше всех. В то время, как все остальные шесть лампадок за ночь выгорали, западная лампадка продолжала еще гореть и горела до после полудня, когда Менора вновь заправлялась и зажигалась от этой последней западной лампады. Это каждодневное чудо указывало на присутствие Б-га (Шехины) среди Исраела!
Вот эту святую Менору осквернил Антиох. Ему удалось это сделать только после того, как евреи позабыли Тору и вместо нее стали приверженцами греческой культуры и идолопоклонства. Когда евреи отвернулись от Б-ra, Б-г отвернулся от них и свет Меноры потух. Когда же под водительством семьи священнослужителя Маттитьягу и его мужественных сыновей евреи чистосердечно раскаялись и вернулись к Б-гу, Б-г вновь показал им, что Он находится среди них. Ты, ведь, знаешь, что была найдена всего одна маленькая скляночка с маслом, достаточном только на один день горения, но чудом, сотворенным Б-гом, этого маленького количества масла хватило в Меноре на целых восемь дней, пока не было приготовлено новое, чистое масло для Меноры.
Эта Менора и была одной из самых ценных предметов добычи, которыми гордился разграбивший и разрушивший Бет-Гамикдаш много лет спустя нечестивый Тит. Он был так горд завоеванием земли Исраела, разрушением Бет-Гамикдаша и особенно захватим таких святынь, как нашей Меноры, что когда ему построили триумфальную арку после победы над Исраелем, Менора была очень точно изображена на «Арке Тита». Жестокий Тит думал, что он навеки победил наш народ и погасил в нем искорку жизни. Но он, как и многие другие ему подобные враги Исраела, глубоко ошибся. Исраел продолжал жить и пережил огромную римскую империю Тита, потому что внутри каждого еврея светит огонек Торы. Каждый еврей стал передвижной Менорой в веках темноты».
К моменту, когда Седьмая Ханукальная лампадка закончила свой рассказ, остальные лампадки давно уже распрощались с маленьким Иаковом. Седьмой огонек кивнул Иакову, мол: «До свидания!». Но Иаков остался сидеть на том же месте у Ханукального светильника, устремив на него взор голубых своих глаз. Он сидел и думал, думал...
Рассказ Восьмой Ханукальной лампадки
«Теперь мы все в сборе», воскликнула Восьмая Ханукальная лампадка, как только маленький Иаков оказался вблизи Ханукального светильника, в то время, как его братья и сестры вновь занялись игрой в дрейдл (волчёк). «Последнюю ночь мы проводим с тобой, дорогой маленький наш друг. Вскоре придется нам попрощаться с тобой до будущего года,
Знаешь ли ты, что не случайно Ханука приходится на 25 Кислева? Нет нужды сказать тебе, я думаю, что ничто не совершается случайно. День 25 Кислева впервые оказался важной датой в нашей истории более, чем за тысячу лет до «Ханукального чуда». Именно в этот день было завершено строительство Мишкана (Скинии) в пустыне. Это было всего через девять месяцев после выхода сынов Исраелевых из Египта. Однако освящение Мишкана было отложено Б-гом до первого дня месяца Нисан. Но так, как «Б-г не лишает любого существа законно ему полагающегося» — так говорят наши мудрецы, — поэтому дню 25
Кислева Б-г пообещал, что он свое получит в другое время. Когда царь Шеломо завершил строительство Бет-Гамикдаша (в 2935 году от с. м.), освящение его пришлось на праздник Суккот, и дню 25 Кислева опять пришлось подождать. Был построен и освящен второй Бет-Гамикдаш, а день 25 Кислева опять был обойден. Наконец, вознаграждение пришло в тот день, когда Иуда Маккаби освятил Храм после того, как Антиох его осквернил. День 25 Кислева с тех пор празднуется нами ежегодно и никогда не будет забыт.
Будь уверен, что так же, как Б-г наказывает за плохие деяния, Он обязательно вознаграждает полностью и за добрые дела».
Несколько передохнув, Ханукальный светильник продолжал:
Последние несколько лет наша задача оказалась весьма трудной. Наш народ перенес неслыханные страдания. Он принес на алтарь Б-жий неисчислимые жертвы во имя Его. Это была самая темная ночь для нашего народа. В этой непроглядной тьме мы, маленькие Ханукальные огоньки, должны были светить ярко, внося в сердца отчаявшихся людей луч надежды и предсказывая рассвет нового дня, дня более светлого, чем когда либо ранее. Вспомни рабби Акиву и его друзей, посетивших когда-то руины Бет-Гамикдаша. Все тогда плакали, кроме рабби Акивы. «Если слова о воздаянии за недобрые дела наши, которыми нас предостерегали наши пророки, оправдались, как мы это видим воочию, то насколько еще более вещими окажутся их слова утешения и правдивым данное нам обещание уцелеть и дожить до конечного торжества!», сказал рабби Акива его друзьям.
Они вытерли слезы и сказали: «Акива, ты утешил нас».
«Да, мальчик мой, можешь быть уверен, что Б-г не задержит выдачи вознаграждения любому существу, если оно ему полагается, и что наш народ за все свои страдания будет щедро вознагражден. Слова пророка нашего Иешайягу исполнятся — мы будем «светочем народов» и при этом свете народы мира заживут в мире и счастье. Он так и сказал: «Когда тьма покроет землю и Мрак — народы, тогда над тобою воссияет Адо-най и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию» (Иешайягу 60:2, 3).
«Итак, маленький наш, сказали хором все лампадки, мы надеемся, что наши рассказы и беседы понравились тебе. Вот уже более 2000 лет, как мы, маленькие Ханукальные огоньки, приходим и уходим год за годом, принося с собой рассказы о мужестве и самопожертвовании во имя Торы. Ты не думал, что мы так стары, не так ли? Но мы никогда не стареем. Мы — вне времени, и наша миссия тоже не стареет. Немало светлых лучей мира и надежд мы забросили в еврейские сердца и в еврейские дома».
«Благодарю вас, дорогие Ханукальные огоньки, сказал растроганный маленький Иаков, я всегда буду помнить ваши чудесные рассказы. Я тоже хочу быть таким, как эти мужественные Хашмонеи!».
«Да, да! Старайся быть таким..., сказали Ханукальные огоньки. А теперь, прощай! Очень нам жаль расставаться с тобой. До свидания в следующем году!... С добрым Ханука, дорогой Иаков!».
«Прощайте, ответил Иаков, я с нетерпением буду ждать вас в будущем году!».
«В восстановленном святом граде Иерушалаи-ме!», добавили Ханукальные огоньки.
«В восстановленном святом граде Иерушалаиме!», ответил Иаков.
Некоторые правила, которые необходимо запомнить относительно праздника Хануки
1. Каждый вечер в течение восьми Ханукальных дней нужно с наступлением вечера зажигать Ханукальные огни.
2. Вечером 24 Кислева (в ночь на 25 Кислева) зажигают одну свечу (или лампаду). В следующий вечер зажигают две, в третью ночь — три, и т. д., так что в восьмую Ханукальную ночь зажигают восемь свечей (помимо «шамеса»).
3. В первый Ханукальный вечер перед зажиганием свечи произносят 3 брахот (См. стр. 38).
4. В следующие вечера произносят только 2 первые брахот.
5. Свечи (или лампады) зажигают слева направо; добавляемая в этот вечер свеча зажигается первой.
6. После зажигания свечей читают "ганейройс галолу".
7. Ханукальные свечи (лампады) должны гореть каждый вечер не менее 30 минут.
8. До зажигания огней необходимо проверить достаточно ли в лампадках масла (или хватит ли свечей), чтобы гореть в течение 30 минут.
9. Нельзя пользоваться светом Ханукальных огней для личных нужд — читать, писать и т. д. при свете этих огней.
10. В пятницу вечером Ханукальные свечи зажигают раньше свечей Шаббата. Следует добавлять в лампадках масла (или зажигать более длинные или толстые свечи) с таким расчетом,
чтобы они горели 30 минут после наступления ночи.
11. В Шаббат вечером зажигают Ханукальные огни после Гавдала.
12. В синагоге также зажигают Ханукальные свечи. Это не освобождает молящихся, в т. ч. и самого того, кто зажег эти свечи в синагоге, от обязанности зажигать Ханукальные огни у себя дома.
13. В синагоге Ханукальные огни зажигают в промежутке между 'молитвами Минха и Маарив. В Шаббат вечером свечи зажигают перед Гавдала.
14. В течение всех восьми дней Хануки читают ал ганисим в Шмонэ Эсрэ и в затрапезной молитве. После Шмонэ Эсрэ в утренней молитве читают полный Галлел.
15. Ежедневно в утренней молитве читают в синагоге соответствующие места в Торе.
Примечание. Имеются определенные правила о месте установки Ханукального светильника до зажигания огней. Если эти правила неизвестны, необходимо спросить сведущих людей.
ЗАЖИГАНИЕ ХАНУКАЛЬНЫХ СВЕЧЕЙ
Перед зажиганием свечей или лампадок произносят:
Благословен Ты, Превечный, Б-г наш. Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и заповедавший нам зажигать Ханукальную свечу.
Благословен Ты, Превечный, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший чудеса для наших предков в те дни в это время.
В первую Ханукальную ночь произносят также:
Благословен Ты Превечный, Б-г наш, Церь вселенной, сохранивший нам жизнь и давший нам возможность дожить до этого времени.
После зажигания Ханукаль-ных свечей произносят:
Эти свечи мы зажигаем в знак избавления, чудес и удивительных дел, содеянных Тобою в те дни в это время посредством твоих священнослужителей. В течение всех восьми дней Хануки свечи эти святы и нам не дозволено пользоваться ими, а только смотреть на них, дабы благодарить Тебя, славить Твое великое имя за чудеса Твои, за удивительные деяния Твои и избавления.
ХАНУКАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ПЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ
Рабби МЕНАХЕМ М. ШНЕЕРСОНА
Дорогие друзья!
Ханукальные огни, зажигаемые с наступлением вечера, напоминают нам о прошлом: о войне Хашмонеев против больших сирийских армий; о победе Хашмонеев; об освящении восстановленного Храма; о вновь зажженной в Бет-амикдаше временно потухшей Меноре; о небольшом количестве масла, оказавшемся достаточным на несколько дней горения, и т. д.
Представим себе, что мы сами являемся членами маленького партизанского отряда Хашмонеев тех дней. Мы находимся под владычеством могучего сирийского государства, многие из наших братьев оставили нас и приняли язычество и образ жизни врага нашего. Но наши вожди, Хашмонеи, приступили к действию, не вдаваясь в расчеты о численности вражеских войск и мощности их вооружения и не взвесив заранее наши шансы на победу. Бет-Гаммкдаш, ведь, был захвачен жестоким врагом. Тора и наша вера были в большой опасности. Враг растоптал все для нас святое и пытается заставить нас принять его идеологию, его образ жизни — идолопоклонство, несправедливость и подобные совершенно чуждые нам черты и характеры. Нам остается делать только одно — еще теснее сомкнуться вокруг нашей веры и наших мицвот и объявить врагу нашему войну не на жизнь, а на смерть.
И вот, чудо из чудес! Большие сирийские армии разбиты, огромная сирийская империя потерпела поражение, мы полностью победили. Эта глава из нашей истории часто повторяется. Мы, евреи, всегда были малочисленны; много тиранов пыталось уничтожить нас за нашу веру. Иногда они, бывало, направляют свои отравленные стрелы против наших тел, иногда — против наших душ, и, горько признать, многие из наших братьев по той или иной причине отвернулись от Б-га и Его Торы и стараются облегчать себе жизнь, подчиняясь диктату победителя.
В такое бедственное время мы всегда должны уподобить себя отряду Хашмонеев, который всегда оставался верным заветам своих отцов. Мы должны помнить, что глубоко в сердце каждого еврея запрятана «капля чистого масла» которое, будучи зажженым, разгорится в огромное пламя. Эта «капля чистого оливкового масла» — это "Вечный огонь", свет которого может и должен прорезать темноту нашей ночи теперь и всегда, до тех пор, пока каждый из нас собственными глазами не увидит исполнение обещаний пророка о нашем конечном избавлении и торжестве. И так же, как и в дни Хашмонеев, «нечестивый будет вновь побежден праведным, а надменный — теми, кто следует Б-жьим заветам, и всему народу Исраелу будет оказана большая помощь».