Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кто еврей?

Публикуем повторно (по вашим просьбам) письмо Ребе Давиду Бен-Гуриону (в то время – премьер-министру Израиля), посвященное вопросу «Кто является евреем?».

В ответ на Ваше письмо хочу поделиться с Вами своим мнением о регистрации детей от смешанных браков, когда отец – еврей, а мать – нееврейка, не обращенная в иудаизм до рождения ребенка. Мое мнение совершенно однозначно: в соответствии с Торой и традицией, принятой на протяжении многих поколений, в подобных случаях заявление о желании «зарегистрироваться» евреем не имеет никакой силы, ибо оно не может изменить реальность. Евреем является только тот, кто рожден матерью-еврейкой, либо прозелит, обращенный в иудаизм в строгом соответствии с общепризнанными кодексами еврейского закона и «Шулхан Арухом».

С уважением и благословением, М.-М. Шнеерсон.

PS.

1. Вопрос регистрации, как бы он ни трактовался, не ограничен лишь Израилем: никому не позволено возводить барьер между евреями Израиля и диаспоры. Следовательно, проблему необходимо решить таким образом, чтобы решение это было приемлемо для всех евреев повсеместно и чтобы оно сплачивало и укрепляло единство еврейского народа и исключало возможность раздоров и разногласий по этому поводу.

2. Наш народ никогда не считал принадлежность к еврейству формальным вопросом. Всякий шаг, игнорирующий или обесценивающий любую из процедур, сопряженных с обращением в еврейство, умаляет значимость принадлежности к еврейскому народу.

3. Облегчить условия приобщения к еврейскому народу, особенно в специфических условиях Израиля, – значит серьезно ослабить безопасность еврейского государства.

4. Из вышесказанного следует, что решить этот вопрос путем компромисса, например, заменив слово «еврей» каким-либо иным термином, – означает нанести ущерб единству евреев.

5. О дискриминации, речь может идти лишь в связи с предоставлением или лишением прав или в связи с осуществлением наказания. Дискриминация не имеет отношения к вопросу о регистрации, которая должна отражать существующую реальность.

В заключение позвольте выразить надежду, что Израиль, как сейчас, так и в дальнейшем, будет объединять всех евреев без исключения и все свои начинания будет все в большей степени соизмерять с именем, под которым он известен среди народов мира, – «Святая Земля».