Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кто такой Мошиах?

В последнем разделе мы объяснили, что ожидание прихода Мошиаха важно для иудаизма.

В действительности, существуют другие религии, которые тоже исповедуют идею о приходе Мессии, но между этими религиями и нашей – большая разница; их религии редко имеют дело с деталями.

Я абсолютно уверен, что если священнику какой-либо другой религии задать вопрос о том, как он узнает Мессию, его ответ будет похож на ответ брата Фрэнка из следующей шутки:

Молодой доктор начал свой первый рабочий день в небольшой клинике для душевнобольных, когда один больной подошел к нему и закричал изо всех сил: «Я – Мессия, Б-г выбрал меня!!» Неслышно к доктору подошел другой пациент и зашептал ему на ухо: «Не слушай его, он сумасшедший, я никогда его не выбирал. Я выбрал своего брата Фрэнка!»

В иудаизме Мошиаха распознать по определенным признакам, и очень важно, чтобы мы их узнали.

По Рамбаму (Маймониду), пророчество Бильяма (Бамидбар 24:17,18) подразумевает, что будет два Мошиаха! Царь Давид был первым, а один из его прямых потомков будет последним, т.е. Мошиах Бен Довид. Другими словами, Мошиах будет кем-то вроде царя Давида.

Еще больше деталей встречается в предпоследней главе его Мишна Торы (гл. 11:4).

«Если поднимется царь из Дома Давида, который постоянно изучает Тору и исполняет заповеди, как его праотец Давид, по законам устной и письменной Торы, старается вернуть к еврейству всех евреев, укрепляет здание иудаизма и воюет войны Вс-вышнего.  Тогда он считается Мошиахом (и следует идти за ним, как рабби Аккива шел за Бар Кохва – как Маймонид объясняет в предыдущем законе). Если ему удастся выполнить все это и он возведет на прежнем месте Святой Храм и соберет вместе всех евреев, то это наверняка Мошиах, и он повернет все человечество к служению Б-гу. Как сказано: «Тогда я научу все народы называть имя Г-спода и служить Ему всем вместе».

Из всего сказанного, мы можем еще больше узнать о деталях, по которым мы узнаем Мошиаха:

Во-первых, это будет человек. Б-г передал весь мир в руки человека, и Мошиах – не исключение.

Во-вторых, он будет евреем. Евреи – единственный народ, который способен чувствовать и иметь духовную связь с Творцом. Евреи были избраны Б-гом, чтобы очистить мир и передать это чувство, как насколько это возможно, всем народам (с помощью 7 заповедей Ноаха).

В-третьих, он будет царем. Его даже примут и коронуют, он продемонстрирует непревзойденные качества лидера и умение принимать решения, как его праотец Царь Давид.

В-четвертых, он будет прямым родственником Царя Давида.

В-пятых, он будет великим ученым Торы. Он будет знать всю Тору во всех ее аспектах: от простого до самого сложного, даже до самых таинственных уровней (пшат, ремез, драш и сод). Он будет сам учиться, и будет учить Торе при каждом удобном случае. Фактически, именно Тора даст ему силу лидерства.

В-шестых, он будет постоянно пытаться проповедовать всем евреям мира соблюдение Святых Заповедей, в соответствии с интерпретацией мудрецов Талмуда.

В-седьмых, он будет стараться упрочить иудаизм и всю иудейскую нацию, согласно определениям Торы.

И, наконец, он объявит войну любой идее и силе, которая подрывает или является угрозой еврейскому народу; как сказал Маймонид: «Он будет вести битвы за Б-га».

Как мы упомянули в первой главе, приход Мошиаха в наших руках. Великие лидеры всех поколений утверждали, что чем сильнее мы будем ждать Мошиаха, тем быстрее он придет. Кажется, что Б-г сотворил мир таким образом, чтобы Ему лучше чувствовать наши желания, молитвы и добрые дела, в ожидании прихода Мошиаха.

Поэтому Хафец Хаим и поколения мудрецов до и после него по сей день, с нетерпением ждали (ждут) и даже требовали его прихода. Ибо они знали, кого ждут, и надеялись приблизить Его появление. Как мы, религиозные евреи говорим в наших молитвах трижды в день (15 благословение в молитве Амида): «Б-же, скорее пошли нам своего праведного Мошиаха, ибо мы ожидаем твоего спасения каждый день».

На самом деле, Б-г упростил нашу задачу и дал нам, в нашем поколении, идеальный пример человека, наделенного всеми вышеперечисленными качествами, так что мы наверняка знаем, какого человека нам нужно ожидать.

Этот человек – Любавичский Ребе.

Он был прямым потомком Царя Давида. Он постоянно изучал и учил Торе. Он знал наизусть почти все книги иудаизма, включая самые глубокие  Кабалистические произведения. Он создал программу приближения евреев, которая учила соблюдению Торы и ее заветов, которая была абсолютно уникальна и совершенно изменила опоры иудаизма.

Учения и программы Ребе буквально охватили весь мир, и продолжают быстро расширяться, укрепляя соблюдение Торы и принося спасение миру со скоростью, которая может быть охарактеризована только как чудо.

Давайте, просто почитаем, что говорили о нем несколько великих Рабби.

Рабби Мордехи Илиаху, в прошлом главный рабби Израиля, после своего посещения Ребе сказал: «От него не укрылся ни один секрет. Он знает весь Талмуд, Поским (свод законов), а его понимание мистических произведений очень, очень глубоко. Он – мастер света. Он – знаток всей Торы. И он знает обо всем, что происходит в Израиле. Его лицо светится, как у ангела, а сам он выше, чем любой ангел. Он – величайший знаток Торы нашего поколения, и никто не может с ним в этом сравниться. Но вместе со всем этим, он беспокоится за каждого еврея».

Рабби Ааарон Соловечик писал о нем: «До того, как Ребе ушел от нас, я причислял себя к тем, кто считает, что Ребе достоин быть Мошиахом. И я абсолютно уверен, что если бы мы, в частности ортодоксальная община, объединились, то мы бы увидели полное Спасение».

Рабби Мойше Вайнштейн писал к восьмидесятилетию Ребе в 1982 году: «Моему другу и соратнику, святому гению и цадику Менахем Мендел Шнеерсону из Любавича, известному во всем мире своим гениальным познанием Торы, постоянно изучает и всецело предан Торе, тому, что лежит на поверхности или глубоко скрыто в ней…

Известно, что он полностью посвятил себя обучению Торе детей, взрослых, евреев во всем мире. И недостаточно пожелать ему только долгих лет жизни, ведь как только придет Мошиах, он дарует Ребе вечную жизнь, чтобы он мог служить Б-гу и Торе даже после прихода Мошиаха и возведения Третьего Храма. Так давайте пожелаем ему, чтобы он заслужил эту вечную жизнь, и чтобы все евреи заслужили полное спасение вместе с Ребе».

У меня есть книга под названием Шемен Сосон (она еще наполовину написана), в которой содержатся более семидесяти таких высказываний великих рабби нашего времени.

Но, как мы все знаем, Ребе скончался несколько лет назад, и, кажется, единственные, кто думает о Мошиахе, это хасиды Хабада, утверждающие, что Ребе все еще является реальной кандидатурой. Правы ли они?