Амор 1
В начале нашей недельной главы Вс-вышний повелевает Моше: «Скажи коэнам, и скажешь ты им…»
На первый взгляд в этом посуке (цитата из святых книг) есть удвоение: «скажи» и «скажешь». Мудрецы объясняют: «скажи и скажешь» - удваивается для того, чтобы предостеречь больших о малых ( взрослых о детях), большому приказано предостеречь малых. Человек называется – «малый мир»; и как в мире вообще есть большие и малые, так и в «малом мире» есть большое, что в человеке, и есть малое, что в человеке. Большое в человеке – это его голова. Разум человека, его мудрость – это его наивысшая ступень. Малое – это остальные органы тела. Действия человека являются самой низкой его ступенью. Как в мире, вообще, большой должен предостеречь малого – «скажи и скажешь», так и в самом человеке большой обязан предостеречь малого, то есть: «голова должна направлять и учить его силу действия. Когда мудрость направляет действия, тогда будет самое успешное обучение.
Величие учебы в том, что она воплощается в действия. Цель учебы состоит в обучении других, хранении и осуществлении. Просто учеба, которую учащийся не воплощает в реальности, имеет меньшую цену. Главное достоинство учебы – применение ее на практике – большой предостерегает малого.
Амор 2
В нашей недельной главе рассказывается о заповеди «счета Омера»: «и отсчитаете вам со следующего дня после субботы (то есть после первого дня песаха)… семь цельных суббот (недель)».
Как и в любой заповеди, также и в этой нужно сказать благословление на ее выполнение. Каждый день нужно благословлять и считать сколько дней (и недель) прошло со сбора Омера (первый сноп урожая, приносимый в жертву).
Какова точка зрения закона в случае, если один день забыл посчитать? По одному мнению каждый день, считая «счет Омера», мы выполняем отдельную заповедь. Поэтому, если забыл и не посчитал один день, то это не влияет на будущие дни, и можно добавить и считать. В соответствии с другим мнением – весь «счет Омера», на протяжении 49-и дней является одной заповедью. Таким образом, если потерян один день, то это наносит ущерб всему счету, и не сможет добавить и считать с завтрашнего дня и далее. Закон гласит следующее - если один упущен, то нужно будет добавить и считать, но без благословления.
Гер (принявший иудаизм), прошедший гиюр (принятие иудаизма) на протяжении дней «счета Омера», не начинал считать, так как раньше он не был евреем и не мог, по этой причине, выполнять заповедь во время предшествующее гиюру. Но ,начиная со дня гиюра, он ведь уже обязан выполнять заповедь, но не может ее выполнить, так как невозможно считать – «сегодня третий день» (на пример), если до сих пор не считал – «второй день».
Юноша, которому исполнилось 13 лет (возраст, начиная с которого еврей обязан выполнять все заповеди) в дни счета, обязан в этой заповеди из Торы после того, как ее выполнение уже началось, несмотря на это, он может добавить и благословлять со дня бар – мицвы (день достижения тринадцатилетнего возраста), по той причине, что уже начал выполнять эту заповедь в рамках воспитания. Он произносит благословение на выполнение заповеди еще в бытность свою несовершеннолетним, не взирая на отсутствие обязанности, и выполняет этим заповедь мудрецов. Выполнение заповеди мудрецов приводит существованию «счета Омера», однако не в качестве заповеди из Торы, но счет существует.
Среди поским (те, кто принимает законы) есть мнение, что в наши дни «счет Омера» является только заповедью мудрецов – мы ждем и ожидаем прихода Машиаха (мессии) каждый день, так как мы находимся в дни «счета Омера», а счет последующих дней зависит от предыдущих, и после раскрытия Машиаха сможем выполнять заповедь Торы.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Мудрецы говорят, что заповеди, выполняемые нами сегодня, только дают представление, о будущих заповедях, которые мы будем осуществлять во времена избавления. Мы говорим в молитве: «и тогда сделаем пред тобой….как заповеди твоего желания». То есть, тогда, во время после постройки третьего храма, заповеди будут - «твоего желания», но в нынешние времена выполнение заповедей не является целью само по себе, а – подготовкой и примером на будущее.
Несмотря на это, не следует преуменьшать ценность нынешних заповедей. Наши заповеди – это средство для достижения выполнения будущих заповедей. Счет Омера настоящего времени, является особенно важной и дорогой заповедью. Она позволит нам осуществить счет Омера с приходом нашего праведного Машиаха.
(Перевод: Московская Ешива Томхей Тмимим, 5762)