Эта книга — популярный рассказ об истории евреев, что в разные времена жили на разных территориях, которые в начале двадцатого века входили в состав Российской империи.
Эта книга написана не историком, но литератором, который прочитал много работ на эту тему, рассеянных по книгам и журналам, восхитился, огорчился и опечалился и решил пересказать другим.
Повествование в этой книге доводится до второй половины восемнадцатого века, то есть до того момента, когда после трех разделов Польши сотни тысяч евреев Украины, Белоруссии, Польши и Литвы стали подданными Российской империи. Поэтому можно сказать, что эта книга — как бы введение в историю российского еврейства.
Эта книга не претендует на научные открытия, она не ставит своей задачей что-либо доказать или кого-либо опровергнуть. В истории российских евреев (как, впрочем, и в истории любого народа) есть много неясного и много спорного, разные ученые предлагали и предлагают свои теории и объяснения, связанные с появлением и проживанием евреев на территории бывшей Российской империи, — мы же не будем вступать с ними в споры или вдаваться в такие подробности, которые затруднили бы нашу задачу.
А задача наша — повторяем — популярный рассказ об истории российских евреев, век за веком, событие за событием: жизнь еврейская во все времена — среди народов, что заселяли эту территорию, среди событий, которые там происходили.
В разные времена приходили евреи на эти земли, разные события случались в их истории, гигантские расстояния отделяли их друг от друга — евреев Бухары, к примеру, от евреев Польши, были у них разные традиции, и говорили они в быту на разных языках, — но один это народ, и одна вера, и один общий язык — иврит, на котором они молились, и один Бог, которому они служили — в радости и в горе.
Еврейский историк Семен Дубнов в конце девятнадцатого века призвал евреев России к изучению собственной истории. Это он предостерег: нельзя жить настоящим и стремиться в будущее, не осмыслив прошлого. Это он призывал: "Итак, пойдем и будем работать! Работа наша будет происходить на почве прошедшего, но жатва ее будет всецело принадлежать настоящему и будущему... Покажем, что мы — русские евреи — не только ветвь "наиболее исторического" народа, но что мы сами имеем богатое прошлое и умеем ценить его. Народ-старец, убеленный сединами, умудренный многовековым опытом, имеющий поистине беспримерное прошлое, — неужели такой народ может отворачиваться от своей истории?"
"Пойдем и будем работать"...
Иерусалим, 1988 год.