238. Вера и наука

стр. 238

... И я завершу тем, что Вы пишете в начале своего письма, что вы нерелигиозны, но верите, что есть что-то Свыше, направляющее чудеса природы и жизнь человека и т.д.

Излишне подчеркивать внутреннее противоречие в сказанном, ибо тот, кто верит полной верой, что есть что-то, и что это что то - Свыше, и что это что-то направляет жизнь человека, то как это возможно, чтобы он не был религиозным, ведь идет речь о человеке думающем, и старающемся быть последовательным в своей жизни, т.е., вести себя в соответствии с выводами своего мировоззрения на жизнь в общем, и на собственную жизнь в частности. Ведь нет никакого смысла сказать одновременно, что есть что то направляющее жизнь человека, и вместе с этим что-то - как вы называете это, - не заинтересован совершено в том, как будет вести себя человек.

Также нет никакой логики сказать, что направляющий жизнь человека никогда не указал человеку, как вести себя в своей жизни, но оставил его одного, чтобы искать на ощупь свою дорогу в жизни, в отсутствии ясного указания, и указания вообще. Разве это называется "направлением жизни"?

Поскольку немедленным следствием вышеупомянутой веры является, что несомненно, что то направляющее направил не только частности жизни и маленькие и будничные ее события, но направил "также" и с ясным указанием основные идеи и цели, которые должны быть основными в жизни человека - и верующему {в это} следует немедленно начать искать с самой большой энергией и как можно скорее когда было такое указание. Ибо ясно, что такое указание не должно прийти каждый день заново, и достаточно, если она пришла один раз ясным и открытым образом для всех, в присутствии множества людей и известным самым широким и распространенным образом, ибо тогда отцы расскажут сыновьям, по поводу вышеуказанного указания, и накажут их детям после них, чтобы они передали своим детям по поводу этого указания, и так из поколения в поколение вплоть до нашего поколения.

И понятно также что "направляющая сила" о которой идет речь, не передаст вышеуказанное указание (в первый раз - самый главный, по крайней мере) одному человеку, ибо можно сомневаться в словах человека даже само го возвышенного, поскольку в конечном счете он "плоть и кровь". И ясное указание ее идея - чтобы не оставить места ни для какого сомнения. И это заставляет сказать, что (в первый раз, по крайней мере) было это указание, как говорилось выше, для людей различных типов, и многочисленных также количественно, что само то, что все они приняли одновременно то же самое учение во всех его деталях, и в этом учении были заключены также правила, каким образом вести себя в вопросах, которые вновь появляются после этого, это отвергает возможность сомнения и даже тени сомнения.

И вот, каждый, у кого нет предварительных решений, не основанных на разуме, в данном вопросе, если он будет искать в истории всех народов мира, то он найдет только единственное событие, которое удовлетворяет всем вышеупомянутым условиям, т.е., указание множеству народа, одновременно и теми же самыми словами, с дополнительным указанием передать об этом последующим поколениям, и с дополнительным указанием, каким образом принимать решения в отношении новых вопросов - и это только и исключительно маамад гар Синай.

Несомненно, эти мои немногие относительно важности этого вопроса строки будут достаточны, в особенности, что эти вопросы подробно обсуждаются в нескольких книгах и статьях, и я надеюсь, что вы сможете найти их в библиотеке семинара для учителей, в котором Вы учитесь, даже если возможно часть учащихся не религиозны (пока).

И да будет воля от Вс-вышнего, наблюдающего за каждым и каждым в hашгохо протис[1], чтобы он вернулся к своему месту и корню, это место и корень каждого и каждого из нашего народа сынов Израиля, сынов Авраама, Ицхака и Яакова, и дочерей Сары Ривки Рохел и Леи, и Вы пойдете уверенно по пути Торы, Торы жизни, вечной, и в ежедневном поведении из радости и доброты сердца.

(из письма 4 хешвон 5728 г)


[1] Частное Провидение

Запись опубликована в рубрике: .