Т. 20
Канун праздника Шавуот 5722
Бруклин, НЙ
Уважаемому господину Менахему Бегину
Мир и благословение!
В связи с праздником Шавуот, временем Дарования Торы, приходящим для нас и для всего Израиля к добру и благословению, я хочу пожелать Вам и всем Вашим близким веселого праздника, и, словами традиционным поздравлением, которое мы получили от моего тестя и учителя, Ребе, "получить Тору радостно и глубоко".
Я пользуюсь случаем, чтобы подтвердить получение Вашего письма от 12 ияра, и меня удивляет, что Вы считаете, что причиной негативных эмоций и волны ненависти, называемой дипломатически "культурной войной", со стороны левых, являются определенные явления, в то время как каждый, кто задумывается о природе человека, и особенно – тех кругов, о которых мы говорим, видит воочию, что в подобных вопросах не разум порождает волю (в нашем вопросе – волю к упомянутой ненависти), а наоборот, воля заставляет разум придумать оправдание для ненависти. И, леавдил, как мы видим среди не-евреев, что истинная причина того, что они ненавидят единый народ – в том, что "законы их отличны от всех народов", но они объясняют свою ненависть различными причинами, там, где евреи богаты – их ненавидят за то, что они богаты, а там где они бедны – за то, что они бедны…
И поэтому весьма удивительно, что никто не занимается устранением причины вышеупомянутой ненависти, и ищут лишь способы как исправить следствия, которые являются лишь внешними поводами для ненависти.
Возможно, что в вышесказанное звучит слишком резко, но, если обратить внимание на серьезность вопроса и ситуации, что с тех пор, как я покинул СССР, я не встречал ничего подобного, то даже такие резкие выражения недостаточно адекватны. И также понятно и очевидно, что я не пришел, чтобы говорить дурное о ком бы то ни было из евреев, и известно указание моего тестя и учителя, Ребе, что между одним евреем и другим, каким бы он ни был, не следует говорить "леавдил", но, как говорится, когда больно, кричат. И я надеюсь, что Вы используете все свое влияние, и как обычно, энергично и преданно, чтобы остановить эти волны ненависти.