בס"ד
Т. 9
2933
17 элула 5714
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 6 дня гл. Шофтим, в котором Вы пишете о трудностях, которые Вы встречаете на своем пути в ешиве Томхей Тмимим в …, точнее, что Вы не привычны к порядкам, которые там, и также к новой для Вас учебе.
И вот, Вам, несомненно, известно то, что сказали Разал (Сукка 51, 1), что дурное начало каждого и каждого человека ведет постоянную войну против него, и так, что Святая Тора свидетельствует, что если бы Вс-вышний не помогал человеку, то не смог бы его победить. И отсюда ясно, что когда идет речь о молодом человеке, который хочет быть Б-гобоязненным евреем, и хочет учить Тору, то, если дурное начало видит, что для этого молодого человека открылась возможность подняться выше и выше, как в страхе перед Небесами, и также в изучении Торы, то дурное начало ищет новые пути и способы, каким образом помешать этому как можно больше, идти по этому новому пути. И хотя оно называется "старым и глупым царем" – это только потому, что оно подстрекает человека к вещам, противоположным истинной мудрости, но в путях подстрекания и соблазнения человека оно чрезвычайно хитро, и его корень также в том, что сказано "и змей был хитрее…", и поэтому называется "мастером", о котором Тора свидетельствует, что он блестящий мастер своего дела.
И очевидно, что если оно прийдет к этому молодому человеку, и скажет ему, "знай, что если ты пойдешь по этому пути, то есть близкая надежда, почти наверняка, что ты станешь очень Б-гобоязненным, и очень преуспеешь в изучении Торы" – этим оно это не только не отстранит его от его пути, но наоборот, он еще добавит усердия в этом. И поэтому у дурного начала не остается другого выбора, как облечься в одеяния Б-гобоязненного еврея, и мудреца Торы, и прийти к этому молодому человеку с утверждениями диаметрально противоположными, что если он пойдет по этому новому пути, то он не достигнет той цели, которую ставит перед собой, и поскольку нет совершенства в мире и в Творении, ибо совершенен лишь сам Вс-вышний, то есть возможность найти момент несовершенства в любой вещи, какой бы то ни было.
И проверка во всем вышесказанном, чтобы знать, из какого источника приходят претензии и вопросы, это, как рассказывал мой тесть и учитель, Ребе, о рабби Нохуме из Чернобыля (напечатано в сихе на Песах 5703), и идея в этом – что когда требуют предпослать "нишма" (понять) перед "наасэ" (сделать), то это противоречит способу принятия Торы, и вплоть до того, что если претензии вредят практическому действию, как в изучении Торы, и также в исполнении заповедей, и в служении молитвы – то несомненно, они проистекают из противоположности Святости.
И когда Вы задумаетесь даже короткое время, что "каждая река имеет свое русло", т.е., что каждая ешива имеет свои собственные пути, и несомненно, что привычка человека становится его второй натурой, то было изначально ясно, что Вы найдете в ешиве Томхей Тмимим изменения относительно того, как это было в Вашем прежнем месте, и что на первом этапе это будет связано с трудностями – изменить Вашу "вторую природу", и если это приняло у Вас форму кушьет и требований, то несомненно, это приходит от дурного начала, и это для того, чтобы человек победил его, и поступил против его желания, т.е., против соблазна и подстрекания, что это не только не ослабит Вас в отношении Торы и молитвы, но наоборот – отвлечься и добавить как в усердии в изучении Торы, и также в тщательности в исполнении заповедей, и нет ничего, что устоит перед желанием. И Вс-вышний пошлет Вам успех.
С благословением ксиво вахасимо тойво